Когда ребенок успешно пройдет последний параграф данного раздела, попробуйте дать ему два предмета, близких по размеру, и дайте несколько указаний, касающихся изменения взаимного расположения этих предметов, например,: "Поставь стульчик за кубик!", "Поставь кубик за стульчик!", "Поставь кубик перед стульчиком!", "Поставь стульчик перед кубиком!"
Далее можно приступить к работе над словами между и возле, (последнее близко по значению к слову сбоку). используя лист бумаги или другую плоскую поверхность, можно учить ребенка таким понятиям, как верх, низ, середина, край.
Наконец, можно ввести понятия левый и правый.
Продолжите ли вы изучение слов, определяющих взаимное расположение предметов, или нет, - в любом случае помогайте ребенку повторять то, что он уже узнал; включайте знакомые слова в повседневную деятельность - в игру и домашние занятия.
ГЛАВА 7
ВР.Ж. Умение реагировать на грамматические особенности.
Грамматические особенности - это звуки или слова, которые редко употребляются самостоятельно, но усиливают или изменяют значения других слов или фраз.
Большинство грамматических особенностей осваивается хорошо и естественно по мере освоения разговорной речи. Вы встретитесь с этой проблемой в главах 1 и 3 книги 3 в разделе, посвященном грамматике. Некоторые грамматические формы мы включили в проверочный список "Восприятие речи" Перечня умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР), не только потому, что их следует научиться понимать до того, как использовать, но и потому, что детям, которые еще не говорят, необходимо распознавать эти формы в речи окружающих и соответствующим образом реагировать на них.
|
Ниже мы приводим перечень умений данной группы.
От 2 до 3 лет
61. Распознает множественное число существительных.
62. Различает притяжательные местоимения.
63. В словах говорящего, который показывает два предмета, распознает частицу не.
От 3 до 4 лет
88. В словах говорящего, который демонстрирует два действия, распознает частицу не.
89. Распознает частицу не, когда ее употребляют по отношению к признаку предмета.
90. Различает местоимения его, ее, я, ты.
ВР.Ж.61. РАСПОЗНАЕТ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Для того, чтобы ребенок мог использовать в своей речи существительные во множественном числе, он должен уметь распознавать множественное число в речи других и связывать значение произнесенного слова с его звучанием. Подумать только - от какого-то маленького слабого звука значение слова может существенно измениться! Ребенок, который еще не говорит, способен научиться понимать достаточно тонкие оттенки смысла того, о чем ему говорят.
Как оценить.
Материалы: Три комплекта картинок. В каждом комплекте на одной картинке должен быть изображен один предмет, на другой - несколько таких же (или похожих) предметов. Например, можно приготовить следующие комплекты: одна машинка - несколько машинок, одна звездочка - несколько звездочек, один цветок - несколько цветков.
Если хотите, можно вместо картинок использовать предметы, например, один предмет из сервиза и несколько разных предметов из сервиза (здесь необходимо следить за тем, чтобы один предмет и группу можно было визуально легко разделить).
|
Способ: Положите перед малышом одну пару картинок. Скажите: "Покажи мне машинку! Покажи мне машинки!". Эту же процедуру повторите по отношению к другим парам картинок, меняя порядок вопросов.
Результат положительный, если ребенок в пяти случаях из шести выберет ту картинку, которую вы просите.
Как учить.
Некоторым детям для овладения этим умением специальные занятия не требуются. Им достаточно просто часто слышать существительные, употребляемые в единственном и множественном числе, в разговорах окружающих. Однако есть много детей, которым специальные занятия необходимы.
В качестве учебных пособий следует использовать материалы, которые описаны выше (см. Как оценить). В начале каждого урока называйте то, что изображено на картинках, например, "Посмотри, у меня есть машинка... и машинки". Затем попросите малыша показать вам то, что вы назовете. Если он ошибется, привлеките его внимание к себе, удержите на своем лице его взгляд и вновь произнесите ключевое слово. Если ребенок все-таки потянется не к той картинке, вмешайтесь и направьте его к нужной со словами: "нам нужны машинки. Вот машинки!".
Продолжайте занятия до тех пор, пока ребенок не научится находить то, что нужно без посторонней помощи.