И сегодня наш с вами урок будет посвящен удивительному времени года – зиме.
И для начала, давайте вспомним с вами зимние месяцы.
1. Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год!
Дети: Декабрь.
Библиотекарь: Под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь, в прудах и реках спят лягушки, рыбы, спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время. Ведь декабрь – месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.
2. Начинает календарь месяц с именем…
Дети: Январь.
Библиотекарь: Январь – году начало, зиме середка.
Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли, травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.
3. Белой вьюги вьется шаль, весь в снегу пришел…
Дети: Февраль.
Библиотекарь: Февраль – последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Кончаются припасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и покрывается снег ледяной коркой – настом. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.
Ребята, давайте вместе с вами вспомним народные приметы о зиме. (Приложение 1). Используются фигурные карточки в виде елочек, на которых оформлены приметы.
Игра: Скороговорки о зиме.
Дети сначала медленно, а затем быстрее повторяют скороговорки.
Чтец 3. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, -
И вот сама идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы!
(А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)
Загадки о зиме (Приложение 3). Используются фигурные карточки в виде снеговиков, на которых оформлены загадки.
Чтец 4. В зимний вечер по задворкам,
По сугробам, по пригоркам
Мы идем-бредем домой.
Опостылели салазки и садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Вашему вниманию предлагается литературная викторина “Сказки о зиме” (Приложение 4). А найти правильные ответы на все вопросы вам поможет наша книжная выставка, на которой представлены книги о зиме.
Библиотекарь: Морозы жестокие зимой стоят. Тревожно за яблоньки в нашем саду, тревожно за Жучку, в ее конуре такой же морозище, как на дворе. А больше всего беспокойно за птиц, за наших воробышков, галок, синиц.
Конкурс загадок “Птицы – наши друзья” (Приложение 5).
(Загадки о птицах, зимующих в наших краях)
Детям предлагаются подсказки (Приложение 6), показываются картинки с изображением птиц.
Чтец 5. Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Библиотекарь: Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к “братьям нашим меньшим”. Многие из вас уже, наверное, смастерили сами, а, может быть, с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер, небольшие кормушки, которые можно сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. А можно просто посыпать хлебные крошки, крупу или семечки на подоконники.
Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки “Лесные жители” (Приложение 7).
Кроссворд “Зимушка-зима” (Приложение 8).
Как много интересного мы узнали о зиме! В ходе урока звучали стихи русских поэтов и современных авторов. Зима в стихах разная: красивая и грозная, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке вы найдете, прочитаете книги о зиме.
Зиму изображали в своих картинах и знаменитые художники И.Шишкин “Зима”, К.Ф. Юон “Конец зимы. Полдень”, К.А. Коровин “Зимой” (показ репродукций картин художников). Обратить внимание ребят на их собственные рисунки.
А как много сложено песен о зиме! Давайте вспомним некоторые из них. (Ребята предлагают свои варианты ответов)
Ребята вместе исполняют песни о зиме (на выбор).
Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино” (песня “Кабы не было зимы”. Желающие подпевают).
Чтец 6: Снег пошел, снег пошел –
Это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький
Закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья,
Дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда,
Будем бегать до обеда.
Снег пошел, снег пошел –
Это очень хорошо!
(Иван Молчанов-Сибирский “Снежная песенка”)
Библиотекарь: Играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься с горки на санках и лыжах… Что может быть интереснее зимой? Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”
Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам.
Урок наш подошел к концу. Понравилось вам, ребята? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)
И закончить урок мне хочется словами из песни “У природы нет плохой погоды”, слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Снег ли, дождь – любое время года
Надо благодарно принимать.
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»