И для начала, давайте вспомним с вами зимние месяцы.




И сегодня наш с вами урок будет посвящен удивительному времени года – зиме.

И для начала, давайте вспомним с вами зимние месяцы.

1. Назовите-ка, ребятки.

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год!

Дети: Декабрь.

Библиотекарь: Под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь, в прудах и реках спят лягушки, рыбы, спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время. Ведь декабрь – месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.

2. Начинает календарь месяц с именем…

Дети: Январь.

Библиотекарь: Январь – году начало, зиме середка.

Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли, травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.

3. Белой вьюги вьется шаль, весь в снегу пришел…

Дети: Февраль.

Библиотекарь: Февраль – последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Кончаются припасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и покрывается снег ледяной коркой – настом. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

Ребята, давайте вместе с вами вспомним народные приметы о зиме. (Приложение 1). Используются фигурные карточки в виде елочек, на которых оформлены приметы.

Игра: Скороговорки о зиме.

Дети сначала медленно, а затем быстрее повторяют скороговорки.

Чтец 3. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, -

И вот сама идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,

Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы!

(А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)

Загадки о зиме (Приложение 3). Используются фигурные карточки в виде снеговиков, на которых оформлены загадки.

Чтец 4. В зимний вечер по задворкам,

По сугробам, по пригоркам

Мы идем-бредем домой.

Опостылели салазки и садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

Вашему вниманию предлагается литературная викторина “Сказки о зиме” (Приложение 4). А найти правильные ответы на все вопросы вам поможет наша книжная выставка, на которой представлены книги о зиме.

Библиотекарь: Морозы жестокие зимой стоят. Тревожно за яблоньки в нашем саду, тревожно за Жучку, в ее конуре такой же морозище, как на дворе. А больше всего беспокойно за птиц, за наших воробышков, галок, синиц.

 

Конкурс загадок “Птицы – наши друзья” (Приложение 5).

(Загадки о птицах, зимующих в наших краях)

Детям предлагаются подсказки (Приложение 6), показываются картинки с изображением птиц.

Чтец 5. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Библиотекарь: Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к “братьям нашим меньшим”. Многие из вас уже, наверное, смастерили сами, а, может быть, с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер, небольшие кормушки, которые можно сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. А можно просто посыпать хлебные крошки, крупу или семечки на подоконники.

Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки “Лесные жители” (Приложение 7).

Кроссворд “Зимушка-зима” (Приложение 8).

Как много интересного мы узнали о зиме! В ходе урока звучали стихи русских поэтов и современных авторов. Зима в стихах разная: красивая и грозная, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке вы найдете, прочитаете книги о зиме.

Зиму изображали в своих картинах и знаменитые художники И.Шишкин “Зима”, К.Ф. Юон “Конец зимы. Полдень”, К.А. Коровин “Зимой” (показ репродукций картин художников). Обратить внимание ребят на их собственные рисунки.

А как много сложено песен о зиме! Давайте вспомним некоторые из них. (Ребята предлагают свои варианты ответов)

Ребята вместе исполняют песни о зиме (на выбор).

Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино” (песня “Кабы не было зимы”. Желающие подпевают).

Чтец 6: Снег пошел, снег пошел –

Это очень хорошо!

Снег пушистый, беленький

Закружился в ельнике.

Все на улицу, друзья,

Дома нам сидеть нельзя.

Мы из снега слепим деда,

Будем бегать до обеда.

Снег пошел, снег пошел –

Это очень хорошо!

(Иван Молчанов-Сибирский “Снежная песенка”)

Библиотекарь: Играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься с горки на санках и лыжах… Что может быть интереснее зимой? Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,

Дай, дружок, ты нам ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая “да” иль “нет”.

В снежки играем мы с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

В саду своем грядки копаем?

И с Дедом Морозом плясать мы будем?

Друзья, не устали еще отвечать?

Ну, что ж, тогда всего доброго вам.

Урок наш подошел к концу. Понравилось вам, ребята? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)

И закончить урок мне хочется словами из песни “У природы нет плохой погоды”, слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать,

Снег ли, дождь – любое время года

Надо благодарно принимать.

 

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

 

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: