Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение




Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 21

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02 История  

Тема занятия: Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма раскрыть разновидности терроризма.

Развивающая: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательная: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: география, политология

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная литература:

1. Сахаров А.Н. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учебник- М.: Просвещение, 2013. - 336 с.

 

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.   3.Формирование новых знаний. Насколько процессы глобализации влияют на жизнь мира? Государства? Каждого человека?     В чем заключается опасность терроризма? Экстремизм и терроризм (в любых формах проявления) превратились в самые опасные проблемы человечества. Захват заложников, похищение людей, взрывы, акты насилия, угон воздушных судов, этно-конфессиональные конфликты – представляют реальную угрозу национальной безопасности страны.   Безопасность в мире.     Беседа     Проблемный     Лекция     Фронтальный   Индивидуальный   Индивидуальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.     50 мин.  
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.   2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся.     Кто является организационной основой противодействия терроризму в Российской Федерации?   ОИ-2 Стр: 486-489   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию     20 мин.   10 мин.     5 мин.   5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:

Безопасность является важнейшей потребностью человека вслед за его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов конкретного мира. Вместе с тем это вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства. С мировоззренческой точки зрения понятие безопасности представляет собой весьма сложное социальнополитическое явление, охватывающее многие стороны жизни. В самом общем виде безопасность - это состояние или положение когда нет опасности. Однако, как показывает история, такого состояния достичь ни отдельному человеку, ни различным видам его сообщества пока не удавалось. Теоретически можно выделить два вида безопасности: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы); реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.

Проблемы безопасности всегда стояли перед каждым человеком и человечеством в целом. Они приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и полон острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Исследованию проблем безопасности в наши дни придается особенное значение в силу целого ряда объективных факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать:

- критическое состояние окружающей среды

-угрожающее дестабилизацией обстановки в мире развитие демографических процессов;

- практически неконтролируемую антропогенную деятельность и ее разрушительное воздействие на природу;

- все более явно обозначающиеся пределы истощения природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий;

- наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы и все расширяющиеся стремления стать их обладателем со стороны молодых развивающихся государств;

- множащиеся вооруженные конфликты и войны в различных регионах планеты.

В современной научной литературе понятие безопасности - национальной, региональной, международной - выводится в качестве синтеза итогов соединения, взаимодействия внутренней и внешней политики любого из государств и всех их вместе взятых, со всем многообразием международной жизни. Когда речь идет о национальной безопасности, то прежде всего имеется в виду безопасность государства, но понимаемого не как система властных и управленческих структур, а исторически сложившийся способ существования нации или группы наций и этносов, нашедший свое отражение в соответствующих политических институтах, которые отражают специфику взаимодействия обществ и государств и положение с правами человека. Принято считать, что первым употребил понятие безопасности государства президент США Т. Рузвельт в 1904 году, а первое определение безопасности, связанное с национальными интересами, дал известный американский журналист и политолог Уолтер Липпман. “Государство находится в состоянии безопасности, - писал он в 1943 году, - когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны”.

С политологической точки зрения вполне правомерно следующее определение: безопасность - это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование и развитие. До 1992 года в теории и публицистике основное внимание уделялось вопросам международной безопасности, а при рассмотрении проблем безопасности государства использовался обычно термин "национальная безопасность", заимствованный из “Закона о безопасности” США, принятого в 1947 году и ставшего примером всеобщего подражания. Под национальной безопасностью в этом законе понимаются условия функционирования государства, являющиеся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от враждебных актов извне или изнутри или других видов вмешательства.

В Российской Федерации политики и специалисты, пользующиеся термином "национальная безопасность", трактуют его по-разному. Многие из них полагают, что безопасность Российской Федерации как страны целесообразно определять термином национально-государственная безопасность, ибо в нем отражается как многонациональный характер России, так и федеративный характер ее государственности. Тем более, что, согласно закону Российской Федерации, основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Под национальной безопасностью российский закон предлагает понимать совокупность безопасности личности, общества и государства. Как категория политической науки она характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.

По степени вероятности возникновения различают реальную, потенциальную и мнимую опасности. Реальная опасность предполагает немедленное реагирование на возникшие отрицательные воздействия. Потенциальная связана с будущими отрицательными условиями деятельности государства, общества и личности. Мнимая опасность представляет собой субъективное преувеличение реально не существующей опасности. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:

- вызов: совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реакции на них;

- риск: возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

- угроза: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью | откровенно враждебных сил.

Как определено в законе "О безопасности" Российской Федерации, обеспечение безопасности личности, общества и государства связано именно с защитой от угроз. Согласно его положениям, угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства". Другие степени опасности в законодательном порядке не определены. Российским законом содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется реальной или потенциальной угрозой, исходящей от внутренних и внешних источников опасности. К числу угроз национальной безопасности России можно отнести:

-территориальные претензии;

- посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;

- вмешательство во внутренние дела государства;

- локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;

- качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ Российской Федерации;

- международный терроризм;

- ущемление экономических интересов государства;

- посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;

- массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;

- нанесение ущерба экологической системе жизнеобеспечения.

Осознание во второй половине ХХ века все большим количеством людей, что угрозы существованию глобальной цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от хозяйственной деятельности человека, привело к пониманию: подлинная безопасность в наше время может быть только комплексной, охватывающей все сферы общественной жизни и деятельности. В ней должна предусматриваться набор мер, блокирующий причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество. Каждому из этих видов опасности соответствует свой вид безопасности (политическая, военная, экономическая, социальная, экологическая). По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть: глобальные, региональные, национальные, локальные, частные. Кроме того, опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.

Национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточные перспективы роста. Отход от этого принципа, подмена его любым другим, будь то пролетарский интернационализм или общечеловеческие интересы, неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям, способным лишить нацию перспективы дальнейшего бытия в качестве самостоятельного, независимого и целостного субъекта международных отношений.

Необходимо отметить, что национально-государственный интерес представляет собой не набор отдельных требований и целей, а целостную систему интересов, основанную на целостности потребностей функционирования и развития нации как органического целостного организма. При всей сложности структуры любого национально-государственного образования, казалось бы не совместимых потребностях составляющих его слоев и групп, выражающих их интересы социальных институтов, нация предстает все таки как единый организм и может существовать в своем качестве только будучи целостной, саморазвивающейся, открытой системой. Противоречия и конфликты, возникающие внутри нации - суть следствие функционирования и развития этого механизма. А целостность нации как субъекта обуславливает и системный характер ее потребностей, а, следовательно, и интересов.

Наряду с основными и второстепенными существуют и коренные национальные интересы. Они напрямую связаны с самим существованием нации как социального организма, как целостной системы. К ним относятся вопросы целостности, национально-культурной самоидентификации, безопасности существования нации, без их реализации ни одна нация не в состоянии существовать сколько-нибудь длительное время, поэтому именно эти интересы составляют высший уровень всей системы национально-государственных интересов, ее стержень и они ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву любым другим интересам. Игнорирование коренных национально-государственных интересов является прямым предательством своего народа. Следовательно, с позиций иерархии системы национальногосударственных интересов правомерно выделить коренные, основные и второстепенные интересы. Чем выше уровень интересов, тем меньше вероятность для поиска компромиссов в их реализации, тем ожесточеннее борьба за их достижение. И, наоборот, второстепенные интересы всегда могут стать предметом компромисса, могут быть принесены в жертву ради достижения главнейших целей.

Субъекты обеспечения безопасности. Законом Российской Федерации "О безопасности" вводится понятие субъекта обеспечения безопасности как исполнителя мероприятий по обеспечению безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения как субъекты безопасности обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления субъектов федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. К субъектам обеспечения безопасности на международной арене относятся государства, коалиции государств, региональные и глобальные организации или агентства. Субъекты обеспечения безопасности в отдельном государстве составляют основу национальной системы «безопасности, представляющей собой специально созданную в стране конституированную совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов страны.

К основным функциям системы безопасности государства относятся:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних (угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществление комплекса мер по их предупреждению или нейтрализации;

- созданиие и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования субъектов безопасности;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Деятельность системы национальной безопасности направлена на защиту объектов национальной безопасности. К основным объектам безопасности относятся: личность; общество, общественные и иные организации и объединения; государство.

Виды безопасности. В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. В научных сообщениях и печати, помимо безопасности личности, общества и государства, появились понятия общественной безопасности, внутренней и внешней безопасности, информационной безопасности. Их существование вполне оправдано, включающая в себя борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и сохранности всех видов собственности, является лишь стороной национально-государственной безопасности. На самом же деле безопасность общества или общественная безопасность лежит скорее в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

В наши дни наиболее модной является информационная безопасность. Она предполагает государственную и судебную защиту государственных, общественных и частных банков данных, средств обработки и передачи информации. Несколько выпадает из предложенного определения введение в него способов защиты информации (государственной и судебной). Но принципиально неприемлемо стремление расширить сферу применения информационной безопасности на все стороны жизни. Следует учитывать, что банки данных, средства обработки и передачи информации обеспечивают лишь один из циклов управления. В России информационная безопасность до недавнего времени обеспечивалась секретным делопроизводством и скрытым управлением войсками. Следует помнить, что тайна личной переписки также является составной частью информационной безопасности, но никаких специальных способов защиты не требует.

Рассмотренные выше разновидности безопасности представляют собой лишь типы безопасности. Они призваны обеспечить защищенность государства, общества и гражданина при реализации какой-то одной конкретной стороны их деятельности. Практика же западных государств, да и Российской Федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национальной безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики в целях сохранения интересов государства, общества и личности. При этом следует учитывать, что обеспечение национальной безопасности не связано с защитой всего спектра интересов страны от любой угрозы. Она предназначена, прежде всего, для отражения "угроз" жизненно важным интересам и "вызовов" существенным интересам. В конечном счете, сам процесс обеспечения национальной безопасности связан, в первую очередь, с кризисным управлением государства.

В современных условиях (в отличие от периода “холодной войны”) национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Российская Федерация, наряду с США и Китаем, располагает всеми необходимыми ресурсами для самообеспечения. Самым уязвимым звеном экономической безопасности России является неэффективность ее экономики. Ряд экологических катастроф, произошедших в последние годы на территории бывшего СССР и в самой России, вставили в первый ряд проблемы экологической безопасности. Она предполагает защиту человека и природы от вредных последствий хозяйственной деятельности человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность. Вплоть до последнего времени вопросы экологической безопасности в

Российской Федерации не вызывали особых забот ни у руководителей, ни у общественности. Сейчас же положение должно резко измениться в силу возрастания экологических угроз самому существованию России (радиационное загрязнение, появление озоновой "дыры" над Сибирью и т.п.).

Политика и стратегия безопасности

Обеспечение безопасности связано с разрешением чрезвычайных ситуаций и кризисов. Однако в современных условиях быстрое изменение условий функционирования субъектов безопасности требует заблаговременного выявления угроз жизненно важным интересам, что предполагает выявление вероятных внешних и внутренних конфликтов еще на ранней стадии. В свете этого возникает необходимость выделения в самостоятельное направление политику национальной безопасности. Принципиальное отличие российского законодательства по вопросам безопасности от подобных законодательных актов других государств заключено в принципах обеспечения безопасности. К ним в Российской Федерации отнесены: "законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности". Эти принципы составляют основу политики национальной безопасности России.

По закону Российской Федерации, "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства Понятия “угрозы”, “интересы” и “цели” являются основой разработки мер безопасности, составляющих ткань практической деятельности в обеспечении безопасности. В США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, внешняя угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы за рубежом могут защищаться экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. ". Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. "Политика национальной безопасности, - отмечается в Послании Президента РФ по национальной безопасности - выражает осуществляемую по единому плану деятельность государства во всех сферах его ответственности направленную на выявление, блокирование, нейтрализацию всех видов внутренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства".

Все перечисленные мероприятия обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп

- политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей);

- военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия);

- экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады);

- социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков);

- экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).

Органы обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации "О безопасности" предусматривает образование в системе исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности. Общее руководство ими осуществляет Президент. Во исполнение этой функции он:

- возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

- совместно с органами представительной власти определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

- контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

- в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

- не реже одного раза в год представляет органам представительной власти доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Силы и средства обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации "О безопасности" дает «и обширный перечень сил и средств обеспечения безопасности. К силам, согласно закону, относятся: вооруженные внутренние войска, пограничные войска, формирования гражданской обороны, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, налоговая служба, таможенная служба, органы охраны здоровья. Средства обеспечения безопасности в Российской Федерации представлены федеральными органами контрразведки, органами внутренних дел, органами внешней разведки, органами обеспечения безопасности ведения работ, службой обеспечения безопасности средств связи и информации, природоохранительными органами и другими органами,

используемыми для обеспечения безопасности государства, общества и личности.

Мировой опыт показывает целесообразность создания организованного резерва. Так, в США он представлен прежде Национальной гвардией. Она имеет двойное подчинение: президенту Соединенных Штатов и губернатору соответствующего штата. Ее личный состав в мирное время состоит на гражданской службе. Закупка вооружения и снаряжения для частей Национальной гвардии и обучение офицерского состава в военноучебных заведениях регулярных вооруженных сил осуществляется за счет средств федерального бюджета. Инструкторский и преподавательский состав в войсках Национальной гвардии состоит из солдат, сержантов и офицеров регулярных вооруженных сил США. Подразделения и части Национальной гвардии привлекаются для выполнения боевых задач в непродолжительных внешних и внутренних вооруженных конфликтах без объявления мобилизации по распоряжению президента, как это имело место в Панаме или Гренаде в 80-е годы. Соответственно, губернатор может перевести на военное положение подразделения и части Национальной гвардии, дислоцирующиеся на территории его штата. Обычно так происходит при массовых беспорядках или стихийных бедствиях.

В России сходные функции выполняли казачество, части особого назначения (ЧОН), территориальные части, истребительные батальоны. В современных условиях весьма перспективным является использование казаков в пограничных войсках. Традиционно они были приспособлены к действиям в мелких группах, склонны к боевой самостоятельности, хорошо ориентируются на местности. Но, пожалуй, самым главным является то, что казаки после увольнения с действительной службы в силу вековых традиций будут считать себя в строю и станут отличным дисциплинированным резервом. Как показывает мировая практика, в системе обеспечения безопасности должны быть также органы, обеспечивающие своевременное предупреждение о возникновении угрозы в политической, экономической, социальной. экологической сферах обеспечения безопасности и способные в какой-то мере парировать эти угрозы.

"Устрашение" на протяжении почти всей второй половины XX века в СССР и на Западе использовалось в основном как метод угрозы применения вооруженных сил. Однако политическая практика последних десятилетий позволяет сделать вывод, что "милитаристский" характер устрашения существенно снизился, особенно в связи с признанием невозможности "достижения победы в ядерной войне". В свете этого в целях „устрашения” во все больших масштабах стали применяться меры политического, экономического, психологического принуждения. К их числу относятся пропаганда и агитация, отказ от сотрудничества, гражданское неповиновение, шествия, пикетирование,

демонстрации, экономические и торговые санкции и бойкот, отказ от экономического сотрудничества и т. п.

Отказ от насилия связан прежде всего с его внутренней неэффективностью при внешне быстром выполнении непосредственной задачи. Некоторые особенности насилия как средства власти не только снижают его эффективность, но и делают его использование политически и, конечно, морально опасными. Если политика - это "искусство возможного", то насилие глубоко аполитично. Насилие никогда не бывало эффективно само по себе. Оно приносит результат только в сочетании с другими политическими, экономическими, социальными и экологическими мерами.

Международная безопасность. Она представляет собой состояние международных отношений, когда исключено нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме. Стратегия безопасности современной Росси строится на понимании поли-центричности мира, множества интересов государств на мировой арене.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: