Особенности детского певческого голоса. Охрана детского голоса.
обой класс. Это явление уже не случайное.
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два -- два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий.
Певческий голос - взаимодействие дыхания и мускулатуры связок.
Голосовой аппарат – это сложный орган системы хрящей м/у кот. Находятся голосовые связки.
Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован как у взрослого, Созревание вокальной мышцы от 5 до 12 лет происходит. В 18 лет окончательно созревают мышцы. Голосовой аппарат растет не равномерно на протяжении всего дошкольного возраста. Связки тонкие. Певческое звучание отличается легкостью и тонкостью. Мышечная сила слаба, дыхание поверхностное- ключичное. Резонаторы (усилители) –голосовой – лоб, полость рта. Грудной – полость трахей, бронхов.
Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Таблица 4
Возраст детей | Диапазоны1 |
2—3 года | ми-ля |
3 — 4 года | ре-ля |
4—5 лет | ре-си |
5 — 6 лет | ре-си (до2)2 |
6—7 лет | (до)ре-до2 (до)ре-до2(до# 2-ре2) |
1 В скобках поставлены звуки, которые дети могут исполнять, но ограниченно, лишь в том случае, если они «проходящие», т. е. редко встречающиеся в данной песне.
|
2 Цифрой 2 отмечаются звуки и ноты второй октавы.
В таблице 4 указаны певческие диапазоны, которые определены в «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка.
Охрана детского голоса.
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока еще нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. В группе петь при темперетуре не ниже +18градусов, и не выше +25. Влажность д/б средней 50-40%. Нельзя петь длительное время:
2года- 5мин.
3года – 7мин.
-4года – 10мин.
-5лет – 12мин.
-6-7лет – 15мин.
Проводить разъяснительную работу с родителями – громко не петь.
|
35Пение – основной вид детской музыкальной деятельности: значение, задачи, репертуар
Пение ведущий вид деятельности.
Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.
Значение: Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.Пение является важнейшим средством музыкального воспитания ч играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Задачи:
-формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;
|
-учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
-развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
-развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
-слушание себя при пении и исправлении ошибок;
-развитие детского певческого голоса, формирование, укрепление и расширение диапозона.
Репертуар:
Выбирая песни, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки и др.
Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольников. (Тесситура – высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса).Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.