Формирование союзного государства России и Белоруссии




После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года - Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года - Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси.

Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года.

При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие объединительной инициативы:

1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции в Содружестве;

2) решить проблему "изоляции" России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе;

3) претворить в жизнь идею "избирательного" подхода к интеграции на постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений, как более перспективной форме интеграции;

4) хотя бы частично осуществить идею создания "славянского союза" из стран наиболее близких России по политическому, экономическому и культурному развитию.

Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству.

На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место, и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом - не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание. Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие виды экономического сотрудничества:

- в зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами;

- общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала;

- экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы;

- наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. (Эта схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее попадает по этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком, т. е. занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. Россия планирует поставить в Беларусь дополнительные зенитно-ракетные системы С-300.

При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это - не интеграция двух рыночных экономик. Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством.

Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.

Российско-белорусская интеграция основана на политической воле, на сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же обусловлена эта политическая воля, какие мотивы стоят за интеграционными усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет, прежде всего "геополитическое" значение.

Пророссийская позиция Белоруссии "разрывает" Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода "Ямал-Западная Европа" Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.

Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Республика Беларусь в 2010 году увеличила импорт газа из Российской Федерации на 22,4%.

Кроме того, в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научно-технический потенциал, производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих стран продукции, развитый агропромышленный сектор.

Организация выпуска карьерных самосвалов с комплектными электроприводами является совместным проектом ОАО "БелАЗ" и ОАО "Силовые машины", ведущими сотрудничество в рамках Программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между правительством Санкт-Петербурга и правительством Республики Беларусь на 2009-2011 годы.

По оценкам некоторых экспертов тесное взаимодействие промышленных гигантов России и Беларуси приведет к благоприятному результату.

 

 

Литература

1.Конституция Республики Беларусь. Минск. 1996.

2. Договор о дружбе добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 21 февраля 1995 года. // Основополагающие документы Союза Беларуси и России. М. 1999.

3.Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года.//Там же.

4.Договор о Союзе России и Беларуси от 2 апреля 1997 года. // Там же.

5.Пастухова Н.Б. Союз Белоруссии и России: история, настоящее, перспективы. М.: Книга и бизнес: Газ. Союз. Беларусь-Россия, 2001.

6.Сергеев В.П. Экономический союз стран СНГ: проблемы и пути формирования: (Науч.-аналит. обзор) / В.П. Сергеев // Россия и ее соседи: Соотнесение нац. интересов внутри СНГ: Реф. сб. М., 1999.

7.Электронный ресурс: Режим доступа: https://studopedia.ru/10_26253_vopros--dvizhushchie-sili-ob-edinitelnogo-protsessa-rossii-i-belarusi.html.

 

 

А.Г.Лукашенко стал первым из президентов вновь образованных на постсоветском пространстве государств, кто твердо взял курс на интеграцию, на восстановление нарушенной политики, хозяйственных и культурных связей со странами СНГ и, прежде всего с Россией. Новейшая история Белорусско-Русских отношений, которая ведет свой отсчет от распада СССР, отличается многими важными веками.

27-28 февраля 1996 состоялся первый официальный визит А.Г.Лукашенко в Москву с предложением на сближение 2-х стран.

2 апреля 1996 Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали Договор об образовании сообщества России и Беларуси, в котором каждая страна сохраняет государственный суверенитет, независимость, территориальную целостность, свою Конституцию, свой флаг, Герб, Гимн и др. государственные атрибуты.

А.Г.Лукашенко сформировал тезис о необходимости налаживания и развития регионального сотрудничества. Укрепление связей на региональном сотрудничестве стало основным руслом, по которому движется поток белорусско-русских товаров, осуществление межгосударственных кооперационных поставок и прямых связей между субъектами хозяйствования. Главная цель интеграции - улучшение жизни народов, создание условий для повышения благосостояния людей, свободы, всестороннего развития России и Белоруссии. Л.Е. Криптанович считает, что специфика современной русской и белорусской государственности обусловлена предшествующим развитием славяно-русской цивилизации, когда суверенитет и независимость России и Беларуси могли реализоваться в рамках союзного государства. Поэтому союзность есть неотъемлемый признак белорусской и русской государственности. Вне рамок союзного государства и сегодня не может быть подлинной независимости ни России, ни Беларуси.

В XXI в. Это положение приобретает характер повелительного требования. Сохранить свою национальную идентичность в современном мире могут только те народы, которые объединяются в союзы государств, имеющих общие цивилизационные основания.

Сегодня говорить о союзе 2-х (и более) государств и в то же время утверждать, белорусские, русские, украинские и другие народы «главной своей целью духа считают укрепление суверенитета государства», значит обрекать идею союза на то, чтобы ее постигла судьба идеи СНГ. Подлинный союз, или союзное государство, - это не сама цель, а средство выживания нации и обеспечение ее развития. Однако при подходе «ни на йоту не поступимся своим суверенитетом» мы можем безнадежно опоздать с адекватным осмыслением реалий современного мира и положения в нем белорусского народа.

 



 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: