ACTIVE HANDS (ON BALL) – активное использование защитником рук при опеке игрока с мячом. Как правило, одна рука для давления на мяч, сокращения возможных вариантов обыгрыша и т.д., а вторая для давления на линию передачи.
ACTIVE SWITCH – активная смена (заступом).
BALL HANDLER (сокр. BH) – игрок, владеющий мячом на площадке.
BALL REVERSAL – перевод мяча с одной стороны площадки на другую.
BULLDOG – вариант обыгрыша защитника BH на мяче до заслона с помощью JAB STEP.
CHECK POINT – точки на площадке для обозначения принципов защиты. Как правило, это концы линий, проведённых из проекций штрафной на боковую, от боковой к центру и к основаниям трёхсекундной зоны.
COFFIN CORNER – два квадрата в углах площадки на половине соперника, где чаще всего играется TRAP. Например, для первого сдваивания в прессинге 1-2-1-1.
COUNTER – вариант развития технического элемента, например IN-OUT+CROSS+CROSS, ответ на действие защиты, например, SPLIT на PNR против HARD HEDGE.
CRACK SCREEN – STEP-UP в переходе.
CROWD – обозначение концентрированной (т.н. кучной) защиты.
DENIAL STANCE (сокр. DENY) – стойка, в которой защитник играет близко, как правило спиной к мячу/ грудью к защитнику, оказывая наибольшее давление на линию передачи ближней к ней рукой (большой палец смотрит вниз, а ладонь на мяч).
DIG – короткий выпад защитника периметра по направлению игрока поста, который обыгрывает своего оппонента. Задача – осуществить дополнительное давление на мяч без сдваивания.
DOUBLE DRAG – аналогичное DRAG действие, в котором заслон мячу последовательно ставят два игрока.
DRAG – заслон мячу, осуществляемый в раннем (транзитном) нападении, когда постановку заслона выполняет игрок, находящийся сзади (см. TRAILER). Задача – использовать дезорганизацию защиты и получить преимущество максимально быстро (см. MISMATCH).
|
DROP STEP – смена положения тела обратным поворотом. Чаще используется при описании обыгрыша в позиции поста. Для описания поворотов в других частях площадки используется словосочетание REVERSE PIVOT, например BLUR SCREEN + BUMP OUT.
DUCK IN – действие игрока в позиции поста с целью создания контакта (вход в контакт). Часто используется словосочетание FOREARM WALL.
DUNKER SPOT – см. SHORT CORNER.
FLARE CUT (FADE CUT) – при DOWN SCREEN защитник играет UNDER, а нападающий читает эту ситуацию и двигается сперва на заслон и сразу от заслона на свободное место для атаки.
FRONT THE POST – игра защитника, опекающего игрока в позиции поста без мяча в позиции «перед игроком». Подразделяют TOES IN (лицом к игроку) и TOES OUT (лицом к мячу).
HAND CHECK – контакт защитника с нападающим, выполненный одной рукой в рамках правил, без выталкивания игрока. Цель – контроль игрока нападения.
HEAD SNAP – быстрый поворот головы и изменение руки, которая давит на линию передачи при игре DENY.
HESITATION – любая ситуация на площадке, когда игрок создаёт паузу, удерживая мяч на руке без нарушения. Например, напрыгивание при игре 1-1 или при розыгрыше PNR с целью смены ритма движения и выведения защитника из защитного баланса.
HIP SWIVEL – технический элемент из работы ног, дословно «поворот бедра». Может использоваться в статике, из тройной угрозы, а также как PNR SETUP.
JAB STEP – один из важнейших компонентов в работе ног, как в статике, так и в движении. Короткий шаг в сторону из позиции тройной угрозы без отрыва опорной ноги. Цель - выведение защитника из баланса, дальнейшее «чтение» его ног и выбор оптимального варианта для продолжения атаки.
|
JAIL (PUT IN JAIL) – игра в нападении на PNR, когда х1 играет вслед, а нападающий с мячом останавливается, удерживая его «на спине» за счёт работы ног.
LOB PASS – передача мяча по дуге, идущая поверх защитников. Используют при передаче большому в пост, с которым играют FRONT или при розыгрыше PNR, где нужно довести мяч на алле-уп или лей-ап.
LOCK AND TRAIL (LOCK AND CHASE) – технический приём защиты, при котором игрок вызывает физический контакт с нападающим, не позволяя использовать BACK DOOR CUT (далее BD) и следует за ним вслед, буквально «приклеивается».
MATCH UP – пара игроков из разных команд, играющие на одной или близких позициях, которые опекают друг друга при личной защите в начале взаимодействия.
MISMATCH – определение игрового преимущества командой нападения.
NO CHARGE CIRCLE – полукруг в трёхсекундной, где не фиксируются некоторые фолы в нападении.
OPEN DENIAL STANCE (сокр. OPEN DENY) – открытая стойка помощи. Разница с DENY в том, что защитник видит обоих игроков нападения, готов быстрым слайдом заужать коридор при проходе BH и давит на линию передачи дальней от BH рукой.
PIVOT TO INHIBIT – разворот в позиции поста после DUCK IN до SEAL с целью ограничить перемещения защитника.
PNR SETUP – игра BH до постановки заслона. Заключается в получении преимущества перед защитником и облегчении большому игроку работы на заслоне.
POCKET PASS – передача между двух игроков защиты, выполненная через удар мяча о паркет.
RIM RUNNER – игрок нападения, который сразу после подбора своей команды в защите первым бежит под кольцо соперника и предлагает себя для передачи, стягивая защиту.
|
SCREEN THE DROP – способ атаки плоской защиты, при котором игрок с мячом играет JAIL, защитник х5 DROP, а игрок, поставивший первый заслон х1 идёт вниз и ставит ещё один заслон, уже х5, чтобы открыть BH дорогу к кольцу.
SEAL IN (сокр. SEAL) – удержание позиции в посту после контакта (см. DUCK IN).
SHOOT THE GAP – игра защитника на DOWN SCREEN или STAGGER, при которой он проходит ниже заслона («режет»).
SHORT CORNER – место на площадке, около стыка трёхсекундной и лицевой.
SHOW THE NUMBERS – игра с поднятыми руками, грудью к мячу после SEAL.
SKIP PASS – длинная передача, как правило, на другой край площадки, которая пропускает первого из игроков в линии одной передачи и идёт сразу ко второму. Требует определённых навыков и силы.
SLIP - действие игрока нападения, который выходит на заслон и совершает резкий рывок к кольцу до постановки заслона.
SNAKE – маневр на PNR, при котором BH изменяет траекторию движения и идёт под заслоняющим. Как правило, используется при атаке защиты ICE, но сейчас находит применение и при атаке DROP.
SPIN MOVE (сокр. SPIN) – т.н.«обкатка». Разворот нападающего, используя контакт с телом защитника. Например, при ситуации TOP LOCK, когда защитник играет лицом, встречая нападающего максимально близко. Также используется при защите на HIGH PNR, если позиция проиграна (попали в заслон) и нужно ее быстро восстановить. Ещё одна опция – игра на подборе.
SPLIT – один из вариантов противодействия активной защите на PNR, при котором BH играет агрессивно между 5 и х5 буквально «разбивая» защиту.
STUNT – изменение позиции ближнего к мячу защитника с помощью слайда. Цель – заужение площадки для игрока нападения, с целью визуального и психологического давления.
STUNT TO A TOUCH – аналогичное действие, дополненное физическим контактом.
SQUARE UP – положение тела лицом к кольцу. Чаще всего в контексте ловли мяча и поворота на кольцо.
SWIM MOVE – технический приём без мяча для прохождения защитника, играющего TOP LOCK, но в боковой стойке. Одна рука (дальняя) упирается в грудь без избыточного контакта, а ближняя выполняет быстрое гребковое движение, позволяя пройти мимо защитника без противодействия.
SWING THE BALL – см. BALL REVERSAL.
T-SPOT – см. SHORT CORNER.
TOP LOCK – технический приём при котором защитник в ожидании PIN DOWN или STAGGER располагается между мячом и заслоном, не давая оппоненту использовать заслон и провоцируя его на BD.
TRAILER – игрок в переходном нападении, который находится сзади, выше уровня мяча. Чаще всего это «большой», который подобрал мяч или ввёл его в игру из-за лицевой и является последним игроком, догоняющим нападение.