История образования и образовательных учреждений республики.




ОГСЭ.06 «Регионоведение»

ТЕМА Тема 2.1.Образование в Удмуртии.

История просвещения, образования и науки УР

Первые просветители удмуртского народа. История образования и образовательных учреждений республики. История высшего образования в Удмуртии. Научные деятели Удмуртии. Научные открытия мирового уровня.

Составитель: Тройникова Е.В. преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

Образовательные потребности:

Транспорт – важнейшая часть производственной инфраструктуры Удмуртской Республики. Его эффективное функционирование является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы Удмуртии. Удмуртская Республика располагает основными видами транспорта, её транспортные коммуникации по размещению и структуре в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям республики, поэтому знания о транспортой и коммуникативной системе актуальны и важны.

Образовательные цели:

Вы должны знать

1. Историю развития транспорта в Удмуртии.

2. Характеристику транспортных ресурсов: воздушный авиатранспорт, железнодорожный и автомобильный транспорт.

3. Состояние, проблемы и перспективы развития транспортной системы Удмуртии.

4. Коммуникативные ресурсы Удмуртии.

Вы должны уметь

1. Осуществлять поиск информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации, учебных текстах и других источниках).

2. Характеризовать и анализировать ресурсообеспеченность отдельных территорий в пределах региона.

3. Составлять комплексную характеристику региона с учетом специфики отдельных территорий.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Первые просветители удмуртского народа.

Система христианского просвещения инородческих народов представлена в трудах исследователей, в том числе: Луппова П.Н. «Христианство у вотяков в первой половине XX века» (1911 г.), В.Ф. Залесского «К истории просвещения инородцев Казанского края в XVIII столетии» (1911 г.), «Школьное просвещение инородцев Казанского края в XIX веке до введения просветительской системы Н.И. Ильминского» (1905 г.). «Просветительская система Н.И. Ильминского» достаточно полно освещена в работах: Д.Ф. Филимонова «О Николае Ивановиче Ильминском» (1893 г.), Н.А. Спасского «Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский», (1900 г.) и других. В них освещается специфика государственной политики в сфере образования, направленная на христианизацию через образование инородцев, сущность системы Н.И. Ильминского, его прогрессивное влияние, связанное с использованием родного языка в обучении, подготовкой учителей из самих инородцев.

Присоединение территории преимущественного расселения удмуртского этноса к России завершилось, по данным исследованиям учёных- историков, к середине XVI в. в результате завоевания Казанского ханства. Процесс интеграции вновь присоединённых территорий шёл довольно сложно и противоречиво. Исследования показали, что зарождение национального образования удмуртского народа охватывает конец XVIII -начало XIX веков. Но процесс подготовки к созданию удмуртской школы шёл довольно длительно, начиная с XVII века. Это был скорее период осмысления необходимости образования удмуртов. Образование удмуртов непосредственно связано с христианизацией населения, заселяющего территорию Волго - Вятского региона. Прогрессивно мыслящие представители русской общественности - И. Т. Посошков, В. Н. Татищев и другие в связи с этим неоднократно предлагали открытие школ, подготовку учителей для народов Поволжья и Прикамья. Таким образом, возник вопрос о необходимости просвещения нерусских народов, о зарождении национального образования.

История образования и образовательных учреждений республики.

Первые попытки организации школы для инородцев сделал Казанский митрополит Тихон. Он учредил в 1707 г. в Казани первую инородческую школу. По сохранённым данным, в школе обучались 32 школьника, но полный курс обучения прошли всего 5 человек. И только спустя 25 лет, в 1732 г., государственная власть в лице синода предложила укреплять христианскую веру при помощи образования и открытия школ для инородцев. Первые школы были открыты при монастырях и архиерейских домах. В основном набирались в школы дети церковнослужителей и новокрещенных родителей.

В 1730-1740 гг. дело просвещения нерусских народов Поволжья было передано Новокрещенской Комиссии, преобразованной затем в 1740 г. в Новокрещенскую контору. Учитывая, что родители не хотели отдавать детей в школы, Новокрещенская контора вынуждена была объявить льготы для крещенных инородцев, полагая, что после этого они охотнее будут отправлять детей в создаваемые школы. Они освобождались на 3 года от части податей, от рекрутской повинности и т. д.

Южные удмурты получали грамотность в Елабужской и Казанской новокрещенских школах. Северные удмурты обучались в новокрещенских школах Вятской губернии. Прежде всего, надо было иметь специальное разрешение на обучение инордческих удмуртских детей грамоте. Приведем один из примеров, полученный из архивного материала.

По просьбе местного населения разрешение обучать удмуртских детей было дано Анфиму Бушмакину - русскому, но в то же время хорошо знавшему удмуртский язык, - жителю Слободки Верхочепецкой Воздвиженского монастыря. Сохранилось письмо местного населения в Вятскую духовную консисторию: «токмо в нашей вышеозначенной ЛяминскоЙ деревне по призванию нас, новокрещенных, имеется русский человек Верхочепецкого Воздвиженского монастыря Загородной слободки житель Анфим Бушмакин, грамотный. А без вашего Преосвященства указу жить у нас и обучать оный Бушмакин опасен». Жителями Верхочепецкого были в основном удмурты. Такое разрешение А. Бушмакину, который к тому времени уже хорошо знал удмуртский язык, было дано. В связи с принятием удмуртами христианства и стремлением царского правительства усилить влияние православной религии была поставлена задача создания слоя миссионеров из самих «инородцев». Для их подготовки оно распорядилось открыть «новокрещенские» школы.

Несколько позднее священники некоторых приходов из новокрещенных удмуртов сами стали открывать небольшие приходские новокрещенские школы. Первые приходские новокрещенские школы из крещенных удмуртов появились в Глазовском уезде, так как сюда раньше проникло христианство, чем в другие уезды.

Дальнейшая работа по обучению удмуртских детей грамоте связана с образованием специального миссионерства для удмуртов, учреждённого по просьбе Вятского духовенства. В первой четверти XIX в. удмурты входили в состав двух епархий - северные подчинялись епископу Вятскому, южные - Казанскому митрополиту. Вскоре после образования миссионерства для удмуртов были открыты церковно-приходские школы. Вятский епископ, посетив некоторые школы своей епихархии, в своем отчете в святейший синод писал о своей поездке: «В селе Балезино вотяцкие мальчики обучаются чтению и письму. В селе Чутырь утешительно было видеть вотяцких мальчиков, исправно читающих молитвы и даже знающих техазесы».

Смотритель народных училищ, посетивший школы Сарапула и Елабуги, писал: «Ученики в основном из удмуртов, которых ранее надо было учить русскому языку настолько преуспели, что учителя похвалы достойны».

В XIX в. школы открывались и содержались, в основном, за счёт миссионеров и миссионерских организаций. Так, к примеру, в Сарапульском уезде из 8 школ 1 школа содержалась за счёт церковно-приходского попечительства, 2 школы - за счёт священников, 2 школы - за счёт родителей учеников, 2 школы - за счёт сельских общин. По результатам обследования в 1874 г. было отмечено, что лучшие из школ те, где обучением удмуртских детей занимается учитель, знающий удмуртский язык. Так «в Зятцинскои школе, где обучением занимается учитель - удмурт, из 36 учеников все довольно правильно читают и знают действия арифметики. В подобной удмуртской школе, где занимается дьякон, не знающий языка, ни один ученик в конце учебного года не мог ни читать, ни писать».

Учителя неоднократно обращались в священный Синод и Вятский миссионерский комитет с просьбой об увеличении срока обучения в национальных школах, учитывая двойную нагрузку учеников при изучении родного и русского языков. К концу XIX века срок обучения в инородческих школах был продлён до четырёх лет.

Однако, несмотря на принятые меры, количество удмуртских детей, обучающихся в школе, было невелико. По данным 1879 года, во всех видах школ губернии обучались 2 тысячи детей-удмуртов.

Начало двадцатых годов знаменует новый поворот в истории развития удмуртской школы. На первом этапе советской истории (1917-1930г.г.) главной задачей была ликвидация неграмотности с помощью организации системы всеобщего начального образования.

В эти годы, ознаменованные революцией, гражданской войной, установлением советской власти, очень много было сделано для развития национальной школы. Была заложена правовая база первыми декретами советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918 г.), «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» (декабрь 1919 г.). В структуре формируемой системы советской школы был выделен самостоятельный тип школы - «национальная школа». В постановлении Государственной комиссии по просвещению сказано, что под национальной школой подразумевается школа, «обслуживающая меньшинство населения, которое отличается от большинства языком и бытовыми особенностями. Преподавание в национальных школах ведётся на родном языке. В связи с родным языком изучается национальная литература и история своего народа». В Постановлении Народного Комиссариата по просвещению «О школах национальных меньшинств» (31 октября 1918г.) определено понимание национальной школы и констатированы права национальностей. В нём, в частности, сказано: 1) «все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на своём родном языке на обеих ступенях единой трудовой школы и в высшей школе; 2) школы национальных меньшинств открываются там, где имеется достаточное количество учащихся данной национальности для организации школы; 3) с целью культурного сближения и развития классовой солидарности трудящихся различных национальностей, в школах национальных меньшинств вводится обязательное обучение языку большинства населения данной области; 4) школы национальных меньшинств являются школами государственными, и на них распространяется по всей полноте положение о единой трудовой школе; 5) всё управление школами национальных меньшинств сосредоточивается в Народном Комиссариате по просвещению, областных и губернских отделах народного образования». В июне 1918 года в Елабуге на 1 Всероссийском съезде удмуртов была признана необходимость обучения на удмуртском языке. В январе 1919 года в Мамадыше был созван 1 съезд учителей - удмуртов. Во всех волостях, было решено создавать удмуртские отделы народного образования и школы для обучения детей.

Новая власть начала последовательно открывать национальные школы с обучением на родном языке. В июне 1921 года первый съезд советов Удмуртской автономной области обучение удмуртских детей определил как первоочередную задачу культурного строительства. Пятый съезд советов в декабре 1923 года наметил программу введения обучения на удмуртском языке в школах области. Школьная система в 1924 году представляла: начальное образование - четырёхгодичное обучение; семилетнее - первый концентр - 4 года, второй - 3 года обучения; среднее образование - первый концентр - 4 года, второй - 3 года, третий -3 года.

В августе 1925 года принято постановление ВЦИКа и СНК «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети».

Большое значение в дальнейшем развитии национального образования имел 3 съезд работников просвещения - удмуртов, который рассмотрел вопрос об очередных задачах просвещения: «Родной язык в удмуртской школе». В резолюции съезд подчеркнул обязательность обучения детей удмуртов на их родном языке. Было решено ввести преподавание на удмуртском языке с 1 класса, а со второго организовать изучение русского языка. Решение съезда повлияло на дальнейшую организацию обучения детей удмуртов. В 1924г. обучалось детей удмуртов в школах первой ступени 11900 человек -37%, в 1925 г. -18200 ч,- 46%, в 1926 г. - 27000ч. -51,2%, к 1932 году в области работали уже 1302 школы, в которых обучались 134.000 учащихся.

В эти годы велась активная работа по подготовке педагогических кадров. В 1918 году были открыты учительские семинарии в Ижевске, Елабуге и в селе Новый Мултан. В 1920 году в Глазове был открыт педагогический городок, в который входили педагогические курсы и две городские школы. Здесь велась подготовка учителей для русских и удмуртских трудовых школ. В 1921 году все педагогические курсы реорганизованы в педагогические техникумы, в том числе в г. Ижевске на базе удмуртского отделения педагогических курсов, в г. Глазове на базе педагогического городка, в г. Можге на базе Елабужских педкурсов. Можгинский педтехникум в первый же год принял 108 человек, в том числе 102 удмурта. Подготовка учительских кадров с высшим образованием началась в 1931 году открытием Удмуртского пединститута, на 1 курс было принято 109 человек, в том числе 79 удмуртов, 30 русских, на рабфаке учились 120 чел, в том числе 105 удмуртов. За 10 лет, с 1918 по 1927 год, окончили высшие учебные заведения 102 удмурта, из них- 51 человек стали учителями. Всего учителей было подготовлено к 1927 году -1207 человек, из них удмуртов- 365, в 1939 году-1380 человек, из них удмуртов - 459. Этот рост позволил в 1929-30 учебном году обеспечить обучение 73,5 процентов детей-удмуртов на родном языке. В 1934 году открыт Институт повышения квалификации учителей.

Но осуществление национальной политики в школьном образовании было неполным, прежде всего из-за отсутствия единого литературного языка и доступных учебников.

Значительным событием для развития национального образования явилось создание комиссии по реализации удмуртского языка «Рудя». Эта особая комиссия была создана 12.09.1925 года под председательством Т.К.Борисова - председателя облисполкома по реализации удмуртского языка. Создание комиссии по удмуртскому языку вызвано было разногласиями между лингвистами по написанию отдельных фраз и выражений на удмуртском языке, поэтому необходимо было создание единого литературного языка и придание ему общественно-политической функции. Перед комиссией была поставлена задача урегулирования этих разногласий с тем, чтобы придать удмуртскому языку официальный и общепринятый характер.

На первом заседании, состоявшемся в сентябре 1925 года, был заслушан информационный доклад Т.К. Борисова о говорах удмуртского языка. По докладу комиссия постановила разработать следующие вопросы: влияние русского и татарского языка на удмуртский язык, говоры языка удмуртов, научная разработка удмуртской терминологии, вопросы словообразования, узкие диалектизмы, архаизмы, синонимы и омонимы. Члены комиссии пришли к мнению об организации широкого обсуждения в печати вопросов удмуртского языкознания. На последующих заседаниях обсуждались доклады по результатам работы. В работе комиссии участвовали известные уже в то время учёные И.С.Михеев, И.В.Яковлев, К.Герд и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: