Воспитание в семье детей школьного возраста с нарушениями слуха




Дошкольный возраст

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителями успехов в обучении ребенка может иметь тяжелые последствия в виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного пребывания, где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в присутствии родителей, дают рекомендации по поводу занятий дома.

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники. Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое значение может иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленными на основании своего опыта. Много таких статей предлагается в разделе «Университет для родителей» журнала «В едином строю».

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутомительными для детей.

Так же как и при организации работы с детьми раннего возраста, обязательным условием является создание слухо-речевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

В работах различных специалистов подчеркивается необходимость работы по всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления работы с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д. Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.

В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при условии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средству развития речи: обозначению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюжета, общению с другими детьми в процессе игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию.

Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа, по развитию устной и письменной речи детей.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На на них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.

Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и неадаптированных текстов, пониманию их содержания.

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Для закрепления структуры слова, уточнения звуко-буквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму используются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухо-зрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написать несколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз.

Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира.

В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний, фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова. Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта, природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями детского сада.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В каких случаях целесообразно рекомендовать родителям воспитание детей с нарушениями слуха в семье?

2. Кто должен консультировать родителей по вопросам организации и содержания воспитания в семье?

3. Какие основные положения должны быть учтены при организации в семье воспитания детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста?

4. Каковы основные направления работы по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями слуха в семье?

5. Раскройте содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушенным слухом в семье.

6. Определите основные направления работы по развитию слухового восприятия в семье.

 

 

Воспитание в семье детей школьного возраста с нарушениями слуха

При переходе ребенка из дошкольного учреждения в школьное происходит изменение социального статуса ребенка. Как указывает А. С. Белкин, происходит перестройка деятельности: от игры осуществляется переход к учению, изменяющему мотивы поведения и дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Трудности психологической адаптации младших школьников могут быть связаны со сложностью усвоения нового режима; спецификой взаимоотношений с учителем, одноклассниками; изменением взаимоотношений с семьей;

затруднениями в отношении к учебной деятельности, выполнения домашних заданий. На этом возрастном этапе от родителей требуется возможная реализация принципа сотрудничества, который предполагает четкое осознание единства целей, разграничение функций сотрудничающих сторон и взаимную помощь в реализации стоящих задач. В семье необходимо создание условий, обеспечивающих расцвет лучших качеств ребенка, веру в себя, собственный успех, престиж, профилактику возможных нарушений в развитии, обеспечение эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки индивидуальности (А. В. Петровский, А. А. Караковский, А. В. Мудрик). Большое внимание уделяется воспитательной, хозяйственной и восстановительной функциям семьи (Е. В. Пархалина).

В школьном возрасте происходит развитие всех форм речи и навыков речевого общения. Продолжается работа по развитию диалогической и монологической речи, повышаются требования к развитию всех видов речевой деятельности, к овладению навыками чтения и письма, повышается уровень самостоятельного построения высказываний по речевым образцам(С. А. Зыков, Л. М. Быкова, К. А. Волкова, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, М. И. Никитина, Л. П. Носкова, Е. Г. Речицкая). Как указывают авторы, важно поддерживать и развивать способность к варьированию речевых сообщений, учить самостоятельно находить и исправлять ошибки и неточности в речи. Дактильная форма речи используется для произвольного запоминания учебного материала и при построении сложных по структуре высказываний для глухих учащихся. Усвоение языка как средства общения происходит в процессе коммуникации. Увеличивается объем дидактических упражнений и тренировочных заданий по сравнению с объемом игровых приемов и действий с реальными предметами, которые широко применялись в дошкольном возрасте.

Свободное владение устной коммуникацией выпускниками СКОУ 1 и 2-го вида будет содействовать выбору последующего профессионального учебного заведения, вуза, трудоустройству, росту профессиональной карьеры, достижению определенного социального статуса.

Возрастающая роль умственного воспитания в семье связана с постоянно увеличивающимся потоком информации, требующей переработки и осознанного усвоения, что не всегда под силу детям с сенсорной депривацией. Чем выше уровень овладения языком, тем успешнее формируется запас знаний и представлений (И. А. Михаленкова).

На всех этапах семейного воспитания остается значимым нравственный аспект, предполагающий решение задач формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания. Предполагается участие родителей и детей в общешкольных, городских мероприятиях, посвященным таким важным жизненным событиям, как «День знаний», «День матери», «День пожилых людей», «День учителя», «День рождения школы», «День защитника Отечества», «Восьмое марта», «День Победы»; встречи с интересными и уважаемыми людьми, посещение концертов, утренников.

Эстетическое и культурное развитие в семье направлено на формирование чувств и оценок, норм и правил поведения, представлений о нормах жизни, уважении, ответственности, чувстве долга. В совместно организованнной деятельности родители могут заниматься с детьми декоративно-прикладным искусством (резьба по дереву); художественным искусством (кружевоплетение, мягкая игрушка, изготовление цветов из ткани, театральный кружок, ручная вышивка, домоводство, шумовой оркестр, танцевальный кружок, изодеятельность, пленэр (живописные этюды с натуры), научно-техническое направление (шахматы, информатика). Участвовать в конкурсах, выставках, концертах (на уровне школы, в районном ДК, областном правлении ВОГ, подготовка концертов для учителей школы, к Дню пожилых людей и Дню Победы, смотр художественной самодеятельности школ-интернатов в рамках декады инвалидов – «Добрая планета», участие в молодежном вечере «От улыбки хмурый день светлей»), экскурсиях. Методами эстетического и культурного развития в семье являются, например, показ, упражнения, приучение, ролевые игры.

Формирование здорового образа жизни предполагает развитие основных двигательных умений и навыков, обеспечение нормального физического здоровья, создание условий для сохранения здоровья детей, их физического развития, воспитания негативного отношения к вредным привычкам, развитие здорового духа соперничества, взаимопомощи, солидарности.

Родителям рекомендуются следующие формы работы: утренние зарядки, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, выезды на природу, участие в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», посещение спортивных секций волейбола, баскетбола, футбола. Эффективными методами работы с детьми являются: беседы, игры, соревнования, упражнения, объяснения, поощрения, выражение положительного отношения.

Трудовое воспитание в семье на данном возрастном этапе предполагает формирование уважительного отношения к труду окружающих, желание и стремление прийти на помощь, умение трудиться самостоятельно, по собственной инициативе и без принуждения, проявлять в труде упорство, стремление получать лучшие результаты, готовность трудиться для пользы общего дела и др. Направлениями деятельности могут быть: формирование навыков самообслуживания; формирование бережного отношения к своему делу; общественно полезный труд. Формами работы будут: занятия, дежурства, осваивание элементарных навыков по самообслуживанию (умывание, чистка зубов, заправка постели), выполнение трудовых поручений в спальне, игровой, на кухне; благоустройство квартиры, проведение субботников, воскресников; занятия в кружках прикладного искусства (вышивка, вязание крючком и спицами, кружевоплетение, бисероплетение, инкрустация из соломки, поделки из природного материала); участие в общественно полезном труде, утренниках, праздниках, посвященных труду; встречи с представителями различных профессий. Родители могут способствовать обучению домоводству: основам приготовления пищи, навыкам домашнего хозяйствования; стирке, глажке вещей, наведению порядка в комнате, уходу за комнатными растениями, озеленению участка. Методы работы – дежурства, рейды, субботники, воскресники, поручения, беседы, соревнования, экскурсии, чтение, просмотр диафильмов, художественных фильмов.

Эколого-правовое воспитание направлено на формирование правовых знаний, воспитание положительного отношения к закону, сознательного отношения к себе и природе, формирование экологических знаний. Формами работы по данному направлению могут быть: участие в различных мероприятиях (экологических утренниках, конференциях, встречах с работниками юстиции, уроках правовой и экологической грамотности), изучение прав и обязанностей школьников, ознакомление с правами и обязанностями человека, изучение «Декларации прав ребенка».

Методами работы могут быть: беседы, разъяснения, изучение, дискуссии, приучения, игры, пример, объяснение, экскурсии, драматизации, встречи с работниками милиции, просмотры фильмов с обсуждением, чтение книг, оценка героев, участие в проведении тематических вечеров.

В младшем и старшем подростковом возрасте у детей с нарушениями слуха наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей людей и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям.

Вопросы

1. Труды каких отечественных и зарубежных ученых посвящены проблеме воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в семье?

2. Каковы основные требования к условиям воспитания детей с нарушениями слуха в семье?

3. Раскройте основные направления работы по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушениями слуха в семье.

4. Обоснуйте основные направления работы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье?

5. Определите основные направления работы по обучению и воспитанию детей школьного возраста с нарушениями слуха в семье.

6. Какие направления и формы организации работы с родителями, имеющими детей с нарушения слуха, наиболее эффективны?

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Педагог-дефектолог, учитывая воспитательный потенциал семьи, ее социальные установки, сумеет эффективно содействовать реализации воспитательных возможностей родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.


 

Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии: 1. Участие всех членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии. 2. Привлечение к процессу семейного воспитания специалистов образовательных, культурных и коррекционных учреждений. 3. Организация коррекционно-педагогического просвещения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии. 4. Научная разработка и обоснование моделей психолого-педагогического и коррекционного сопровождения семьи имеющей ребенка с проблемами в развитии. 5. Комплексное психолого-педагогическое воздействие на всех участников процесса. 6. Последовательность, системность структурность педагогических мероприятий. 7. Учет особенностей жизнедеятельности семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания. 8. Сочетание индивидуального подхода к семье, с организацией групповой работы. 9. Внедрение различных форм работы с родителями: беседы, консультации, собрания, семинары, открытые занятия, утренники, спортивные соревнования, оформление наглядных пособий (стенды, вывески, папки-передвижки, статьи);


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: