Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук.
Философия права представляет собой совокупность философско-правовых воззрений в составе философского знания, нацеленных на осмысление причин и источников формирования права, выявление его сущности и раскрытие процесса возникновения, становления и развития юридических наук, правового познания.
От юридических наук, также изучающих процесс становления и развития права, философия права отличается тем, что она ставит и решает данные проблемы на философском уровне. А уровень философских обобщений — это выявление общих закономерностей развития права, выявление причин и источников этого развития, а также прогноз в развитии права его роли в жизни человека и общества.
Философия права в общем плане рассматривается как область познания, реализующая взаимные связи философии и правовой деятельности. Выступая в качестве мировоззренческой основы права, она служит формой самопознания (рефлексии) правовой деятельности.
История философско-правовых идей, как и теоретический анализ взаимоотношений философского знания и права, показывают, что их связи между собой носят устойчивый, закономерный характер.
На характер взаимодействия философии и юриспруденции в рамках правосознания как ранее, так и сегодня существенно влияет широта предмета философии и права. Философское знание в силу своей мировоззренческой природы обращается к разнообразным явлениям природы, общества, человеческого существования, обобщает их, пытается построить наиболее общую картину мира и выявить предельные основания бытия. Право, в свою очередь, выступает масштабным социокультурным образованием, не только взаимосвязанным со всей совокупностью социально значимых форм жизнедеятельности людей и выражающим ведущие духовные ценности общества, но и интегрирующим их в единую системную целостность.
Как философия, так и право связаны с определённым пониманием сущностных основ человеческого бытия. Философия не только анализирует мир человеческих ценностей, она формирует его, наполняет содержанием ведущие понятия культуры, такие как истина, добро, красота, польза, справедливость. Право, с одной стороны, подхватывает «эстафету» философски сформулированных ценностей, реализует их и, с другой стороны, наполняет их практическим жизненным содержанием, соединяет с общественной волей и властью, придаёт мировоззрению реальную силу.
Предмет и структура философии права.
Философия права – самостоятельный раздел философии, предметом которой являются сущность права, его роль и место в истории и культуре человечества.
Философия права представляет собой смежную, комплексную дисциплину. Находясь на стыке философии и юриспруденции, она выступает связующим звеном между социально-гуманитарными и юридическими науками.
Философия права имеет сложную структуру, в которую входят онтология права, гносеология права, аксиология права, правовая антропология, праксиология права и др.
Онтология – учение о сущем\ Онтология (ontology) -- раздел философии (и метафизики), занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире (например, существуют ли разумы).
Онтологические аргументы -- также явная (или неявная) особенность социологической теории, например, материализм Маркса и его упор на способах производства и производственных отношениях.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Онтология - представляет собой попытку наиболее общего описания существующего, не ограничиваясь данными отдельных наук. Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология -- это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Предметная сфера правовой гносеологии — это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.
Основополагающее значение также и в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права)
Юридическая аксиология рассматривает право как ценность (как цель, императивное требование) и имеет дело с ценностными суждениями о правовом значении позитивного права и государства. Естественно-правовая аксиология исходит из представления о различии права естественного и позитивного (установленного властями).
Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.
Праксиология — это общая теория рациональной деятельности, учение о различных действиях человека по освоению мира, о совокупностях этих действий и о способах повышения их эффективности. Праксиологию также определяют кратко как философское учение о действии. В центре ее внимания — природа и сущность человеческой деятельности в общественной среде, ее активный преобразовательный характер. Праксиология является наиболее конкретной, тесно связанной с практикой частью философского знания, которая базируется на выводах онтологии, гносеологии и аксиологии.