Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку




Тематическое планирование

№ п/п Название раздела, темы К-во часов Основные вопросы, рассматриваемые на занятии Формы и приёмы работы
  Введение. Разные виды олимпиадных заданий   Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению Лекция с элементами беседы, выполнение заданий
  История языка   Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
  Графика. Фонетика.   Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа
  Орфоэпия   Орфоэпические нормы. Ударение. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений
  Лексикология   Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями
  Фразеология   Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. Работа с толковым и фразеологическим словарями.. Выполнение упражнений
  Этимология   Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения
  Морфемика и словообразование   Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
  Морфология. Части речи, их основные грамматические категории   Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах
  Синтаксис и пунктуация   Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний
  Стилистика и культура речи   Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. Самостоятельная работа Тренировочные упражнения
  Социолингвистика   Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы Тренировочные упражнения Работа в группах
  Сравнительное языкознание   Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
  Различные виды анализа текста   Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа
  Всего      

 

Критерии оценивания олимпиадных заданий по русскому языку.

Критерии и количество баллов за задание по русскому языку определяется сложность и структурой вопроса. В зависимости от вопроса меняется его цена. Мною даны примерные варианты оценивания заданий по русскому языку.

Задание 1.

Итоговое количество баллов - 5.

Определение способа образования – 1 б.

Одна пара слов с чередованием - 1 б.

Один пример существительного - 1 б.

Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

Задание 2.

Итоговое количество баллов – 9.

Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

Интерпретация каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

Задание 3.

Итоговое количество баллов – 16.

Определение типа речи – 1 балл.

Одна стилистическая помета – 0,5 балла. В сумме – 3 балла.

Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

Одно однокоренное слово – 1 балл.

Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

Задание 4.

Итоговое количество баллов – 2.

1. Одна поговорка – 1 б.

2. Толкование одной пословицы - 1 б.

Задание 5.

Итоговое количество баллов – 2.

До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание 6.

Количество баллов – 2.

Обособление приложения скота – 2 б.

Задание 7.

Итоговое количество баллов – 6.

1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б.

2. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: