Функции познавательных процессов




Познавательные процессы

Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знание, на основе, которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание рассматривает практическую деятельность как основание знания и как критерий истинности знания. У истоков познания находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей. Тот или иной способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и представляющий им во всеобщей форме предметы их деятельности.

Созерцая объект, человек как бы «накладывает» на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективного, всеобщего, отражающего навыки практической человеческой деятельности. По К.Марксу, «образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории». У человека «чувства непосредственно в своей практике стали теоретическими». Живое созерцание объектов является, таким образом, чувственно–практической деятельностью. Вся общественно–производственная материальная деятельность, все бытие общества на протяжении всей его истории конкретизируют и углубляют, проверяют знание. Практика вместе с тем сама является процессом, который ограничен на каждом этапе возможностями производства, его техническим уровнем. Это значит, что она также относительна, в силу чего ее развитие не дает истине превратиться в абсолютную догму.

Уровни познания

а) чувственное познание: с помощью органов чувств, иначе его называют непосредственное познание;

} б) рациональное познание: с использованием психологических средств, в обобщенной форме.

Функции познавательных процессов

а) изучение окружающего мира;

б) создание субъективного образа объективного мира;

в) разработка стратегии собственного поведения;

г) формирование целей и мотивов человеческих действий

Интеллект – (от лат. Intellectus – разумение, понимание, постижение)

относительно устойчивая структура умственных способностей («Психологический словарь», 1983);

общая познавательная способность, определяющая готовность, человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях (Гамезо М.И., Домашенко И.А., 1986);

общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, мышление, воображение, памяти, представления;

способность к решению проблем без проб и ошибок в «уме».

 

К. Ясперс различал интеллект и мышление. Им мышление и воображение определяется как проявление интрапсихический активности, а интеллект - как совокупность способностей. Память, внимание, речь, восприятие и т.д. выступали в качестве предпосылок интеллекта.

Классификация Б.М.Величковского:

} а) собственно познавательные процессы (формы отражения): ощущение, восприятие, мышление;

} б) сквозные, неспецифические познавательные процессы. Они универсальны, имеют отношения и к познанию. Это память, речь, представление, воображение, внимание, моторика.

Основные изменения когнитивной сферы в процессе онтогенеза:

} способность к целеполаганию;

} умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия;

} умение варьировать операции и способы;

} умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в результате);

} навыки самоконтроля и саморегуляции (на основе рефлексии).

Основные тенденции развития когнитивной сферы:

1. движение от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности, опосредованности, управляемости;

2. становление, развитие, стабилизация аналитико-синтетической функции интеллекта; развитие и совершенствование операций и форм познавательной деятельности;

3. постепенный переход от наглядно-действенной, наглядно-образной форм отражения действительности к отвлеченной, абстрактно-логической форме (теоретическому мышлению);

4. последовательная «интеллектуализация»

познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллекта, в котором каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию. При этом развитие осуществляется в направлении от относительной автономности (независимости) каждой из психических функций к их консолидации, объединению в одну целостную структуру (в этом проявляется механизм интеграции);

1. постепенный переход от внешней регуляции к саморегуляции.

Интеллект как система и его характеристики:

«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимосвязи со средой как целостное явление».

Характеристики системы

} наличие общего качества (способностью элементов системы выполнять единые функции);

} единства элементов системы (дополнение элементов системы до общего целого);

} целостности (внутреннего единства объекта, его отдифференцированности от окружающей среды);

} наличия системообразующего фактора (обладание условием, при котором элементы системы объединяются друг с другом).

Принципы функционирования систем:

} Оптимальность.

} Данный принцип означает, что система наилучшим образом соответствует условиям, в которых она существует.

} Структурность.

} Принцип структурности означает, что всякая система состоит из упорядоченных компонентов.

} Функциональность.

} Функции системы регулируют её отношения и связи как внутри системы, так и с другими системами.

} Интегративность.

Системообразущий элемент связывает части системы в единое целое, способствует тому, чтобы части выполняли свои функции.

Трансформация системообразующего фактора в онтогенезе: В младенчестве системообразующим фактором можно считать моторику; в период раннего детства – восприятие; в дошкольном возрасте системообразующим фактором служит память; в период обучения в школе – вербально-логическое мышление. Позднее связывают познавательные процессы в единое целое вербально-логическое мышление и внимание, имеются ввиду, высшие формы внимания (осознанный контроль за деятельностью).

Факторы и движущие силы психического развития объективно существующие явления, определяющие жизнедеятельность индивида в самом широком смысле слова. Факторы психического развития подразделяются на внешние (среда, обучение и воспитание) и внутренние (биогенетические предпосылки и собственная активность человека).

Движущими силами психического и интеллектуального развития - противоречия между:

} потребностями и внешними обстоятельствами;

} возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности;

} между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

} новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Уровень актуального развития:

Показатели обученности:

наличные знания;

способности оперировать отдельными действиями, умениями, навыками.

Показатели воспитанности: нравственные знания, нравственные убеждения, мотивы, цели, эмоции;нравственные поступки в поведении, труде, учении;

согласованность знаний, убеждений и поведения.

Показатели развитости (умственных способностей): сформированность характеристик умственного развития: сформированность внутреннего плана деятельности, абстрактного, отвлеченного мышления, владение операциями мышления, наличие диалектичности в мышлении.

Зона ближайшего развития: Показатели обучаемости:

} способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи других;

} активность ориентировки в новых условиях;

} перенос в новые условия имеющихся знаний и умений;

} переключаемость с одного способа деятельности на другой;

} быстрота образования новых понятий и способов действия;

} темп, работоспособность, выносливость.

Показатели воспитуемости:

} откликаемость на побуждения к развитию личности, исходящие извне;

} активность ориентировки в новых социальных условиях;

} гибкость способов поведения и их перенос в новые условия.

Показатели развиваемости:

откликаемость на побуждения к дальнейшему умственному развитию;

переключаемость с одного плана мышления на другой

Ощущение: Ощущение – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение – процесс, переходный от физиологического к психологическому.

щущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздраженности, как способность воспринимать раздражители, не имеющие прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биологическими и абиотическими факторами среды.

Общие свойства ощущений:

} Качество: специфические особенности, отличающее одного вида от ощущения другого вида.

} Интенсивность, или сила: определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

} Длительность: связана с функциональным состоянием органа чувств, временем действия и его интенсивностью.

} Пространственная локализация раздражителя: пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которой воздействует раздражитель, а иногда они более разлиты (болевые ощущения).

 

Основные функции ощущений:

} Трансформирующая: превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

} Структурная: ощущение есть основа более сложных познавательных процессов.

} Содержательная: представление сенсорного материала для построения чувственных образов

 

Классификация ощущений:

По расположению рецепторов:

- экстерорецептивные, расположенные в местах контакта с внешней средой;

- проприоцептивные, расположенные мышках, суставах;

- интрорецептивные, расположенные во внутренних органах.

 

о взаимодействию рецепторов с раздражителями

- дистантные, воспринимающие сигналы от источников, находящихся на расстоянии от самого рецептора;

- контактные, отражающие сигналы от раздражителей при их непосредственном контакте с анализатором.

\

Восприятие - форма целостного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие считается полноценным психологическим процессом, так как в акте восприятия выражаются и особенности строения и функционирования ЦНС, прошлый опыт человека, особенности его личности

Отличие восприятия от ощущений:

} Целостность образа: Восприятие отражает явление целостно, а ощущения – лишь отдельные свойства предмета или явления.

} Связь с рецепторными системами: восприятие синтезирует образ на основе сигналов, поступающих из различных систем, ощущение возникает на основе сигналов одной системы.

} Связь с прошлым опытом: процесс восприятие связан с прошлым опытом человека, ощущения незначительно зависят от опыта.

} Зависимость от личностных свойств: Процессы восприятия в немалой степени определяются личностными свойствами человека, ощущения же преимущественно связано со строением и особенностями функционирования той или иной анализаторной системы.

} Связь с деятельностью: в осприятие зависит от деятельности и значимости явлений для воспринимающего человека, ощущение в основном определяется свойствами самих раздражителей.

} Управляемость: процессом восприятия можно управлять, ощущения практически не подлежат сознательному управлению.

} Обобщенность: при восприятии разрозненные ощущения синтезируются в единый образ, в котором значимые существенные признаки выделяются в первую очередь и, как правило, осознаются, в случае ощущения обобщений существенных признаков не происходит.

Основные свойства восприятия:

} Осмысленность и обобщенность

} Предметность восприятия.

} Целостность.

} Структурность.

} Избирательность

} Контантность

Основные функции восприятия:

} Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.

} Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.

} Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).

} Экономическая функция: восприятие обеспечивает «пристрастное» видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.

} Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.

Классификация видов восприятия:

} По ведущему анализатору:

} - зрительное, - обонятельное,

} - слуховые, - вкусовые,

} - осязательные, - кинестетические.

} По форме существования материи:

} - восприятие пространства,

} - восприятие времени,

} - восприятие движения.

} По форме психической активности:

} - преднамеренное (восприятие объектов связано с поставленной целью),

} - непреднамеренное (восприятие явление происходит непроизвольно).

} По структуре:

} - симультанное (связано с правым полушарием, одновременно отражает ряд объектов),

} - сукцессивное (связано с левым полушарием, последовательно отражает объекты).

} Мышление - наиболее обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

} Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий.

} Мышление – познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком.

} Мышление – это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий, идей; в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств.

} Мышление – опосредованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов и т.п.

} Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных, практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление как познавательная деятельность имеет особенности:

а) Обобщенность. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом

б) Опосредованность. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

в) Связь с чувственным познанием, т.е. ощущениями и восприятием. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания, и через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром

Основные функции мышления:

Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.

Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.

Сущностная: данная функция выражается в понимании сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.

Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.

Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач

Классификация мышления:

Виды мышления по форме / генетическая характеристика:

} а) наглядно- действительное.

} б) наглядно – образное,

} в) абстрактно – логическое.

Виды мышления по степени новизны и оригинальности:

} а) репродуктивное (воспроизводящее),

} б) продуктивное (творческое).

Виды мышления по характеру решаемых задач:

} а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи,

} б) практическое/ эмпирическое.

Виды по степени развернутости:

} а) дискурсивное (развернутое, структурированное, осознанное)

} б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).

По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:

} а) правополушарное

мышление,

} б) левопо-

лушарное

мышление

Классификация мышления:

Виды мышления по степени отражения реальности:

} а) аутистическое: данный вид мышления управляется «аффективными потребностями», не зависит от действительности и от логических законов;

} б) реалистическое мышление строится по правилам логики и учитывает реальные связи и отношения.

Виды мышления по степени использования логических законов.

} а) логическое мышление, т.е. подчиняющееся законам логики;

} б) пралогическое мышление, троящееся без учета логических правил.

Операции мышления:

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета отвлечении других, несущественных.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Обобщение – мыслительное объединение предметов по их общим и существенным признакам.

Формы мышления:

} Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов, и явлений, выраженная словом или группой слов2.

} Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждение есть связь между двумя понятиями.

} Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод в соответствии с правилами логики.

Внимание направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание –составная часть любой деятельности, т.к.

} процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих предмет, на который человек обращает свое внимание;

} наличие «фона» состоящего из тех процессов, доступ к которым в сознании задержан, но в любой момент, если появляется соответствующая задача, может перейти в центр его внимания и стать доминирующими

Функции:.

} Селекци я поступающей из вне информации в соответствии с его актуальными потребностями.

} Активация нужных и торможение неактуальных в данный момент психологических и физиологических процессов.

} Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

} Контроль за протеканием деятельности.

} Обеспечение целенаправленности деятельности.

Факторы, определяющие внимание:

Факторы структуры внешнего поля

} а) интенсивность (сила) раздражителя;

} б) новизна раздражителя;

} в) структурная организация раздражителя;

} г) подача материала во времени.

Факторы структуры внутреннего поля

} а) интересы, установки вопринимающего;

} б) значительность фактора для деятельности, связь фактора с мотивом и целью деятельности;

} в) степень автоматизации действия с предметами, то есть уровень сформированности действия;

} г) успех или неуспех деятельности.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Функции памяти:

} Расширение познавательные возможности человека.

} Обеспечение целостности и развития личности.

} Планирование и предвосхищение будущего, т.к. память создает установку на будущее.

Факторы, влияющие на продуктивность запоминания:

} Понимание материала, что определяется умениями

а) устанавливать смысловые связи между элементами запоминания;

б) выделять смысловые опорные пункты;

в) ориентироваться во всем материале;

г) устанавливать внутригрупповые отношения и межгрупповые связи.

} Наглядность материала, подлежащего запоминанию, т.е. применение различных схем, диаграмм, таблиц.

} Правильная организация повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным, активным. Поэтому лучший вид повторение – это включение усвоенного материала в последующую деятельность

Условия, способствующие наилучшему сохранению материала:

} Давать установку на длительное хранение заучиваемого материала;

} Рационально распределять необходимый для запоминания материал во времени; давать материал порциями, а не весь сразу;

} Не давать материал, рассчитанный на запоминание в конце беседы;

} Давать новый материал в строгой последовательности, обращая внимание обучающегося на его логическую структуру;

} Обучать выделять смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи;

} Использовать всякого рода мнестические приемы, когда требуется запомнить много несвязанного материала;

} Рекомендовать учащимся регистрировать, означать и записывать смысловые связи, выделяя логическую структуру для облегчения сохранения и последующего воспроизведения материала;

} Материал должен быть эмоционально окрашен, включен в интеллектуальную деятельность;

} Важно правильно распределить повторение материала: постоянно повторять материал; перерывы в заучивании не должны быть длительными; повторять и подкреплять «середины» темы; заучивание чередовать с периодами отдыха; повторять материал в различных формах; повторять материал в тот же день или на следующий (основное забывание идет на 2-й день).

Воспроизведение и его формы:

Воспроизведение - операция памяти, доступное для наблюдения мнестическое действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуального содержания в той или иной знаковой форме.

Формы воспроизведения:

} а) узнавание – проявление памяти как воспроизведение самого образа при повторном восприятии объекта;

} б) воспоминание, которое осуществляется при отсутствии объекта восприятия;

} в) припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач, происходит во время отсутствия объекта;

} г) реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым; как бы непроизвольное воспроизведение, казалось, давно забытого.

Мнестические действия: Группировка – это деление материала запоминания на группы в соответствии с различными основаниями.

Выделение опорных пунктов – создание краткого положения для припоминания более широкого содержания. Такими положениями могут быть: вопросы, тезисы, заглавия, примеры и т.д.

Составление плана – последовательное логическое расположение опорных пунктов.

Классификация – распределение предметов и явлений по группам на основании общих для них признаков.

Структурирование – установление связей, отношений и взаимного расположения частей материала, предназначенного для забывания.

Схематизация – выделение основных частей явления или предмета и описание его на их основании.

Аналогия – установление сходства, подобия, различия, контраста и т.д. запоминаемого явления с уже хорошо знакомым, упроченным.

Перекодирование – запечатление сведений в иной знаковой форме.

Достраивание запоминаемого материала до целого - привнесение нового в материал с тем, чтобы он воспринимался как составная часть уже имеющегося хорошо упроченного знания.

Серийная организация материала – установление различных последовательностей на основании структур запоминаемого материала с целью создания определенного ритма, иной организации материала.

Ассоциация – установление связей нужного для запоминания материала с уже имеющимися, хорошо упроченными структурами на основании разных положений.

Повторение – воспроизведение материала осознанное либо не осознанное с целью его лучшего сохранения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: