Жанры содержательного параметра




Жан­ры фор­маль­но­го па­ра­мет­ра воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря раз­ли­чию ад­ре­са­тов (…) и, со­от­вет­ствен­но, все­му на­бо­ру тре­бо­ва­ний, вли­я­ю­щих на фор­му вы­ступ­ле­ния. А имен­но: дан­ные жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти опре­де­ля­ют­ся тем, как, ка­ки­ми сред­ства­ми и для ко­го вер­шит­ся ра­бо­та му­зы­каль­но­го жур­на­ли­ста. Здесь та­к­же об­ра­зу­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность жан­ро­вых ти­пов раз­но­го уров­ня слож­но­сти.

За­мет­ка

В пред­ло­жен­ной ра­нее услов­ной клас­си­фи­ка­ции, за­мет­ка – наи­бо­лее про­стой жанр. … за­мет­ка – это пре­жде все­го пись­мен­ный текст ма­ло­го объ­е­ма.

Жанр за­мет­ки не ста­вит пе­ред ав­то­ром ни­ка­ких спе­ци­аль­ных ли­те­ра­тур­но-сти­ли­сти­че­ских и ком­по­зи­ци­он­ных за­дач. А с по­зи­ции со­дер­жа­тель­но­го на­пол­не­ния за­мет­ка ча­ще все­го бы­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­ной (…), но мо­жет быть и хро­ни­каль­ной, и ре­цен­зи­он­ной, в за­ви­си­мо­сти от це­ли пуб­ли­ка­ции.

Этюд. Эс­се

Как жанр в тра­ди­ци­он­ной га­зет­ной жур­на­ли­сти­ке этюд не зна­чит­ся. Од­на­ко тот же тол­ко­вый сло­варь С. Оже­го­ва сре­ди раз­ных опре­де­ле­ний сло­ва «этюд» пред­ла­га­ет и сле­ду­ю­щее: «…на­зва­ние неко­то­рых про­из­ве­де­ний (на­уч­ных, кри­ти­че­ских и т. п.), неболь­ших по объ­е­му, по­свя­щен­ных част­но­му во­про­су», а та­к­же «вид упраж­не­ния».

В от­ли­чие от за­мет­ки, этюд как жанр му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки – это не про­сто неболь­шой по объ­е­му текст. Это как бы умень­шен­ная, усе­чен­ная мо­дель со­дер­жа­тель­но­го жан­ра, для пол­но­цен­ной ре­а­ли­за­ции ко­то­ро­го умест­ной бы­ла бы бо­лее раз­вер­ну­тая фор­ма. На­при­мер, твор­че­ский порт­рет в ви­де тек­ста с об­раз­ным под­за­го­лов­ком «на­бро­сок», «эс­киз порт­ре­та», «штри­хи к порт­ре­ту» и т. п. Или от­кли­ка по пер­во­му впе­чат­ле­нию от про­слу­шан­но­го (уви­ден­но­го, про­чи­тан­но­го), ко­то­рый еще не оформ­лен в ви­де пол­но­цен­ной ре­цен­зии, но уже несет в се­бе ее пред­ощу­ще­ние (неред­ко с жан­ро­вым под­за­го­лов­ком «вме­сто ре­цен­зии»). При всей про­из­воль­но­сти и от­кры­то­сти ком­по­зи­ции, воз­мож­ной в этю­де, его ли­те­ра­тур­ная сти­ли­сти­ка тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­но­го под­хо­да, поз­во­ля­ю­ще­го, по­доб­но этю­дам в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве, ощу­тить в пред­ла­га­е­мой ми­ни­а­тю­ре скры­тую воз­мож­ность бо­лее мас­штаб­но­го ху­до­же­ствен­но­го ре­ше­ния.

Эс­се – от фран­цуз­ско­го essai пе­ре­во­дит­ся как «опыт», «на­бро­сок». То есть это текст, по сво­им жан­ро­вым при­зна­кам по­до­бен этю­ду. Од­на­ко, как по­ка­зы­ва­ет ли­те­ра­тур­ная прак­ти­ка, их общ­ность за­клю­че­на не в ма­лых объ­е­мах (эс­се­и­сти­ка по­доб­ных огра­ни­че­ний не ста­вит), но в сво­бод­ной, под­черк­ну­то ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ной ли­те­ра­тур­ной ма­не­ре, несу­щей на се­бе пе­чать лич­но­сти пи­шу­ще­го.

Глав­ная осо­бен­ность эс­се – ори­ги­наль­ный взгляд, вы­ра­жен­ный в ори­ги­наль­ной фор­ме. Это вы­де­ля­ет и эн­цик­ло­пе­ди­че­ская трак­тов­ка жан­ра: «эс­се – жанр фи­ло­соф­ской, ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ской, ху­до­же­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ской ли­те­ра­ту­ры, со­че­та­ю­щий под­черк­ну­то ин­ди­ви­ду­аль­ную по­зи­цию ав­то­ра с непри­нуж­ден­ным, ча­сто па­ра­док­саль­ным из­ло­же­ни­ем, ори­ен­ти­ро­ван­ным на раз­го­вор­ную речь» (СЭС).

Для му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки эс­се – бла­го­дат­ная фор­ма, по­сколь­ку му­зы­ка, труд­но пе­ре­во­ди­мая в сло­вес­ные об­ра­зы, из­на­чаль­но под­тал­ки­ва­ет пи­шу­ще­го о ней к по­ис­ку неор­ди­нар­ных вы­ра­зи­тель­ных язы­ко­вых средств. Эмо­ци­о­наль­ное, об­раз­ное или опо­э­ти­зи­ро­ван­ное пись­мо о му­зы­ке тя­го­те­ет к жан­ру эс­се. При­ме­ром то­му мо­жет слу­жить и субъ­ек­тив­ная ро­ман­ти­че­ская кри­ти­ка и, на­при­мер, мно­гие эпи­зо­ды «Сим­фо­ни­че­ских этю­дов» Аса­фье­ва, ли­те­ра­тур­но-сти­ли­сти­че­ская са­мо­быт­ность ко­то­рых очень вы­со­ка (не го­во­ря о со­дер­жа­тель­ной сто­роне – ис­то­ри­че­ской ба­зе в ана­ли­зах, вир­ту­оз­ной ху­до­же­ствен­ной ин­тер­пре­та­ции и ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных оцен­ках).

С точ­ки зре­ния со­дер­жа­ния в жан­ре му­зы­каль­но-жур­на­лист­ско­го эс­се спо­соб­ны ре­а­ли­зо­вать­ся раз­ные за­мыс­лы: объ­ек­том мо­жет быть и му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние, и ис­пол­не­ние, и твор­че­ская лич­ность, вдох­нов­ля­ю­щая на ори­ги­наль­ную порт­рет­ную за­ри­сов­ку, и со­бы­тие или про­бле­ма, вле­ку­щие к глу­бо­ко лич­ност­ным раз­мыш­ле­ни­ям. Из всех жан­ров му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки имен­но эс­се наи­бо­лее тре­бо­ва­тель­но к ма­стер­ству «изящ­ной сло­вес­но­сти», оно бли­же все­го сто­ит к соб­ствен­но ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре.

Ин­фор­ма­ция. Анонс. Ан­но­та­ция

В са­мом обо­зна­че­нии дан­ных жан­ров уже за­ло­же­на цель вы­ступ­ле­ния. Со­глас­но тол­ко­во­му сло­ва­рю С. Оже­го­ва, ин­фор­ма­ция есть «со­об­ще­ние, осве­дом­ля­ю­щее о по­ло­же­нии дел, со­сто­я­нии че­го-ли­бо». С по­зи­ции объ­ек­тов му­зы­каль­ной кри­ти­ки ин­фор­ма­ция об­ра­ще­на на му­зы­каль­ное со­бы­тие, ко­то­рое долж­но про­изой­ти или уже про­изо­шло. С по­зи­ции смыс­ло­вых ком­по­нен­тов как фор­маль­но­го при­зна­ка это – опи­са­ние объ­ек­та.

Ин­фор­ма­ция не тре­бу­ет оце­ноч­но­го под­хо­да, тем не ме­нее сам факт по­да­чи той или иной ин­фор­ма­ции на фоне огром­но­го по­то­ка про­ис­хо­дя­ще­го во­круг яв­ля­ет­ся, как пом­ним, по­тен­ци­аль­ным оце­ноч­ным ак­том. Она по­мо­га­ет со­вре­мен­ни­кам ори­ен­ти­ро­вать­ся в мо­ре со­бы­тий, вы­ра­ба­ты­вать для се­бя при­о­ри­те­ты, да­ет воз­мож­ность хо­тя и по­верх­ност­но, но бо­лее ши­ро­ко охва­ты­вать му­зы­каль­ный про­цесс. Для му­зы­каль­но­го жур­на­ли­ста уме­ние во­вре­мя вы­явить и об­на­ро­до­вать ин­те­рес­ные све­де­ния – непре­мен­ное про­фес­си­о­наль­ное ка­че­ство.

Ин­фор­ма­ци­он­ный жанр весь­ма рас­про­стра­нен в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, он охва­ты­ва­ет все, что на­прав­ле­но на му­зы­каль­ный про­цесс. Ин­фор­ма­тив­ные ма­те­ри­а­лы бес­цен­ны и для ис­то­ри­ков по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний.

Анонс – осо­бая ин­фор­ма­ция, пред­ва­ря­ю­щая ху­до­же­ствен­ное со­бы­тие и, од­но­вре­мен­но, ре­кла­ми­ру­ю­щая, про­па­ган­ди­ру­ю­щая его. В нем, как и долж­но ре­кла­ме, все­гда де­ла­ет­ся ак­цент на луч­ших, наи­бо­лее вы­иг­рыш­ных сто­ро­нах пре­под­но­си­мо­го яв­ле­ния. Цель анон­са – не про­сто об­ра­тить вни­ма­ние на ожи­да­е­мый факт, но за­ин­те­ре­со­вать, да­же за­ин­три­го­вать, а в ко­неч­ном ре­зуль­та­те за­влечь слу­ша­те­ля-чи­та­те­ля-зри­те­ля, спо­соб­ствуя его уча­стию в ожи­да­е­мом ме­ро­при­я­тии. «Спе­ши­те ви­деть!» – ста­рый как мир при­зыв из анон­са ху­до­же­ствен­но­го зре­ли­ща.

Ан­но­та­ция – та­к­же за­ин­те­ре­со­ван­ная ин­фор­ма­ция, но ин­фор­ма­ция спе­ци­аль­ная, по­сколь­ку объ­ек­том яв­ля­ет­ся уже не со­бы­тие, а са­мо му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние. Ан­но­та­ция несет по­пу­ля­ри­за­тор­скую и да­же про­све­ти­тель­скую на­груз­ку. Упо­мя­ну­тый тол­ко­вый сло­варь С. Оже­го­ва трак­ту­ет по­ня­тие ан­но­та­ции как «крат­кое из­ло­же­ние со­дер­жа­ния».

Тут, есте­ствен­но, мо­жет воз­ник­нуть из­веч­ный для му­зы­ко­ве­де­ния во­прос – как от­ра­зить со­дер­жа­ние ан­но­ти­ру­е­мо­го му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния? Вер­ба­ли­за­ци­ей смыс­ла в про­из­воль­ных ас­со­ци­а­ци­ях или объ­яс­не­ни­ем струк­ту­ры? В му­зы­каль­ной ан­но­та­ции ключ к ре­ше­нию этой за­да­чи сле­ду­ет ис­кать в чет­ком осо­зна­нии це­ли.

Глав­ная цель ан­но­та­ции – не пе­ре­сказ и не оцен­ка му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния, а под­го­тов­ка к вос­при­я­тию. Вот по­че­му неред­ко так раз­дра­жа­ет чи­та­те­ля на­пол­не­ние ан­но­та­ций неже­ла­тель­ны­ми для них раз­вер­ну­ты­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, на­вя­зы­ва­ю­щи­ми свою трак­тов­ку. Зна­ком­ство с ан­но­та­ци­ей пред­ва­ря­ет со­при­кос­но­ве­ние с са­мим про­из­ве­де­ни­ем, а не за­ме­ня­ет его. Ан­но­та­ция долж­на вы­зы­вать за­ин­те­ре­со­ван­ность, а не по­треб­ность по­ле­ми­зи­ро­вать, она при­зва­на дать необ­хо­ди­мые ори­ен­ти­ры му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ско­го и му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ско­го по­ряд­ка, что­бы об­лег­чить путь к кон­так­ту с му­зы­каль­ным про­из­ве­де­ни­ем всем, кто в этом нуж­да­ет­ся.

Пуб­лич­ный вы­ход ан­но­та­ций – кон­церт­ные и те­ат­раль­ные про­грамм­ки, бук­ле­ты, всту­пи­тель­ное сло­во. В ка­че­стве со­став­ной ча­сти ан­но­та­ция мо­жет вхо­дить и в анонс.

 

Ре­пор­таж

Ре­пор­таж – фран­цуз­ское сло­во (reportage), об­ра­зо­ван­ное от ан­глий­ско­го report – со­об­щать. Ре­пор­тер – клас­си­че­ская про­фес­сия га­зет­но­го жур­на­ли­ста, до­став­ля­ю­ще­го опе­ра­тив­ную ин­фор­ма­цию о со­бы­ти­ях, фак­тах, сви­де­те­лем или участ­ни­ком ко­то­рых ему уда­ет­ся быть. Ре­пор­таж – ма­те­ри­ал, от­ра­жа­ю­щий по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию с по­зи­ции са­мо­го ре­пор­те­ра. Это оце­ноч­но окра­шен­ное, ин­ди­ви­ду­аль­ное, то есть ав­тор­ское осве­ще­ние. С точ­ки зре­ния му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки объ­ект ре­пор­та­жа (по пред­ло­жен­ной ра­нее клас­си­фи­ка­ции) – му­зы­каль­ное со­бы­тие.

Жанр ре­пор­та­жа не очень рас­про­стра­нен в му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ке. Он пред­по­ла­га­ет опре­де­лен­ную экс­тра­ор­ди­нар­ность со­бы­тий, нуж­да­ю­щих­ся в немед­лен­ном осве­ще­нии, а зна­чит, и опе­ра­тив­ность са­мо­го сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции (ти­па еже­днев­ной га­зе­ты или еже­днев­но­го ав­тор­ско­го ин­фор­ма­ци­он­но­го ра­дио– или те­ле­ка­на­ла). А та­кие ор­га­ны от­да­ны, как пра­ви­ло, не куль­ту­ре, а по­ли­ти­ке.

В му­зы­каль­ной жиз­ни ре­пор­та­жи осо­бен­но цен­ны в пе­ри­о­ды фе­сти­ва­лей, кон­кур­сов и дру­гих боль­ших пуб­лич­ных му­зы­каль­ных ме­ро­при­я­тий, вклю­ча­ю­щих в се­бя це­лую цепь со­бы­тий. Они мо­гут вы­хо­дить и в еже­днев­ных га­зе­тах, и в спе­ци­аль­ных вы­пус­ках – бюл­ле­те­нях. Их неред­ко спе­ци­аль­но го­то­вит и рас­про­стра­ня­ет пресс-центр ху­до­же­ствен­но­го ме­ро­при­я­тия.

В на­ше вре­мя наи­бо­лее умест­ной фор­мой му­зы­каль­но­го ре­пор­та­жа ста­ла уст­ная ра­дио– и те­ле­жур­на­ли­сти­ка – пря­мо из за­лов, фойе, ар­ти­сти­че­ских ком­нат и т. п. Имен­но она при­об­ре­та­ет все боль­шую по­пу­ляр­ность в ми­ро­вой прак­ти­ке. Спе­ци­аль­ные ав­тор­ские му­зы­каль­ные ре­пор­та­жи – ча­стый спут­ник ве­ду­щих ин­фор­ма­ци­он­ных ра­дио– и те­ле­про­грамм в раз­де­лах куль­ту­ры (о жан­рах му­зы­каль­ной ра­дио– и те­ле­жур­на­ли­сти­ки см. раз­дел 3.6).

Ре­цен­зия

Ре­цен­зия – глав­ный жанр му­зы­каль­но-кри­ти­че­ской жур­на­ли­сти­ки. Бо­лее то­го, са­мо по­ня­тие му­зы­каль­ный кри­тик неред­ко ас­со­ци­и­ру­ет­ся имен­но с де­я­тель­но­стью му­зы­каль­но­го ре­цен­зен­та. Жанр ре­цен­зии пред­по­ла­га­ет текст непре­мен­но оце­ноч­но­го ха­рак­те­ра, вни­ма­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­но на про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, в на­шем слу­чае – ис­кус­ства му­зы­каль­но­го.

При­сут­ствие ре­цен­зи­он­ной со­став­ля­ю­щей воз­мож­но и в дру­гих жан­рах – твор­че­ском порт­ре­те, про­блем­ном вы­ступ­ле­нии, на­прав­лен­ном на соб­ствен­но му­зы­каль­ное твор­че­ство, обо­зре­нии, ес­ли оно охва­ты­ва­ет твор­че­ские со­бы­тия и т. п. Ис­то­рия му­зы­каль­но-кри­ти­че­ской мыс­ли – это пре­жде все­го ис­то­рия му­зы­каль­но­го ре­цен­зи­ро­ва­ния, рав­но как и ис­то­рия твор­че­ской де­я­тель­но­сти клас­си­ков дан­но­го жан­ра. Му­зы­каль­но­му ре­цен­зи­ро­ва­нию по­свя­щен от­дель­ный раз­дел кни­ги (см. раз­дел 5).

Твор­че­ский порт­рет

Жанр твор­че­ско­го порт­ре­та за­ни­ма­ет огром­ное ме­сто в му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ке. Здесь объ­ек­том вни­ма­ния ста­но­вит­ся не толь­ко твор­че­ство, но и са­ма уни­каль­ная лич­ность ху­дож­ни­ка. Эле­мен­ты «порт­ре­ти­ро­ва­ния» есте­ствен­ны и в дру­гих жан­рах, ко­гда воз­ни­ка­ет речь об ав­то­ре ху­до­же­ствен­но­го яв­ле­ния. В той или иной сте­пе­ни он все­гда при­сут­ству­ет в ин­тер­вью, да­же ес­ли те­ма бе­се­ды не ка­са­ет­ся лич­но­сти ин­тер­вью­и­ру­е­мо­го.

О по­пу­ляр­но­сти жан­ра твор­че­ско­го порт­ре­та сви­де­тель­ству­ет и ко­ли­че­ство ра­бот та­ко­го пла­на на всем ви­ди­мом ис­то­ри­че­ском про­стран­стве, и их ка­че­ствен­ное раз­но­об­ра­зие (по­дроб­но о жан­ре твор­че­ско­го порт­ре­та см. раз­дел 6).

Об­зор. Обо­зре­ние

По­ня­тие об­зор опре­де­ля­ет­ся как «сжа­тое со­об­ще­ние о ря­де объ­еди­нен­ных об­щей те­мой яв­ле­ний» (тол­ко­вый сло­варь С. Оже­го­ва). Обо­зре­ния, об­зо­ры в ро­ли жур­на­лист­ско­го жан­ра весь­ма рас­про­стра­не­ны, что от­ра­жа­ет­ся и в спе­ци­аль­ном про­фес­си­о­наль­ном на­име­но­ва­нии их ав­то­ров – обо­зре­ва­тель. Не из­бе­га­ет его и жур­на­ли­сти­ка му­зы­каль­ная.

Объ­ек­том му­зы­каль­но­го обо­зре­ния яв­ля­ет­ся цепь му­зы­каль­ных со­бы­тий, объ­еди­нен­ных опре­де­лен­ным вре­ме­нем или ме­стом и об­ра­зу­ю­щих некое смыс­ло­вое един­ство: фе­сти­валь, кон­курс, пле­нум, цик­ли­че­ская про­грам­ма, куль­тур­ная де­ка­да, га­стро­ли ху­до­же­ствен­но­го кол­лек­ти­ва и т. п. Оце­ноч­ное от­но­ше­ние при этом рас­про­стра­ня­ет­ся не столь­ко на каж­дое твор­че­ское со­бы­тие в от­дель­но­сти, сколь­ко на всю со­во­куп­ность со­бы­тий как це­лост­ность. Од­на­ко для об­зо­ра весь­ма ти­пич­ны и внут­рен­ние ми­ни-ре­цен­зии, на­прав­лен­ные на но­вую му­зы­ку, на ис­пол­ни­те­лей, на от­дель­ную кон­церт­ную про­грам­му или спек­такль; в нем воз­мож­ны и ми­ни-порт­ре­ты от­дель­ных участ­ни­ков.

По­ми­мо кро­пот­ли­вой ре­цен­зи­он­ной ра­бо­ты, на­прав­лен­ной на част­но­сти, об­зор осо­бен­но нуж­да­ет­ся в спо­соб­но­сти си­сте­ма­ти­зи­ро­вать и обоб­щать, уме­нии взгля­нуть на раз­вер­ну­тый во вре­ме­ни мно­го­со­став­ной объ­ект как бы с вы­со­ты пти­чье­го по­ле­та. Имен­но по­это­му в об­зо­ре мо­гут сов­ме­щать­ся раз­ные це­ли – и ана­ли­ти­че­ские (ча­ще куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го на­кло­не­ния), и про­све­ти­тель­ские, и ин­фор­ма­ци­он­ные (для непо­свя­щен­ных). Оце­ноч­ное от­но­ше­ние об­зор­ных ма­те­ри­а­лов охва­ты­ва­ет раз­ные сто­ро­ны мно­го­пла­но­во­го ме­ро­при­я­тия – как твор­че­ские, так и ор­га­ни­за­ци­он­ные, об­ще­ствен­ные, со­ци­о­куль­тур­ные.

3.5. Жан­ры фор­маль­но­го па­ра­мет­ра

Жан­ры фор­маль­но­го па­ра­мет­ра воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря раз­ли­чию ад­ре­са­тов (т. е., пе­чат­ных ор­га­нов, три­бун) и, со­от­вет­ствен­но, все­му на­бо­ру тре­бо­ва­ний, вли­я­ю­щих на фор­му вы­ступ­ле­ния. А имен­но: дан­ные жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти опре­де­ля­ют­ся тем, как, ка­ки­ми сред­ства­ми и для ко­го вер­шит­ся ра­бо­та му­зы­каль­но­го жур­на­ли­ста. Здесь та­к­же об­ра­зу­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность жан­ро­вых ти­пов раз­но­го уров­ня слож­но­сти.

За­мет­ка

В пред­ло­жен­ной ра­нее услов­ной клас­си­фи­ка­ции, за­мет­ка – наи­бо­лее про­стой жанр. Как сви­де­тель­ству­ет тол­ко­вый сло­варь С. Оже­го­ва, за­мет­ка есть «крат­кое со­об­ще­ние в пе­ча­ти». Дан­ная фор­му­ли­ров­ка, как и при­выч­ное по­ни­ма­ние это­го сло­ва, го­во­рит о том, что за­мет­ка – это пре­жде все­го пись­мен­ный текст ма­ло­го объ­е­ма.

Жанр за­мет­ки не ста­вит пе­ред ав­то­ром ни­ка­ких спе­ци­аль­ных ли­те­ра­тур­но-сти­ли­сти­че­ских и ком­по­зи­ци­он­ных за­дач. А с по­зи­ции со­дер­жа­тель­но­го на­пол­не­ния за­мет­ка ча­ще все­го бы­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­ной (у га­зет­чи­ков – «ин­фор­маш­ка»), но мо­жет быть и хро­ни­каль­ной, и ре­цен­зи­он­ной, в за­ви­си­мо­сти от це­ли пуб­ли­ка­ции.

В жур­на­лист­ской прак­ти­ке дан­ное обо­зна­че­ние неред­ко встре­ча­ет­ся во мно­же­ствен­ном чис­ле – за­мет­ки. При­чем за­ча­стую в ви­де жан­ро­во­го под­за­го­лов­ка в пуб­ли­ка­ци­ях, до­ста­точ­но раз­вер­ну­тых по объ­е­му. Та­кой под­за­го­ло­вок под­чер­ки­ва­ет уже не раз­ме­ры, а ско­рее ком­по­зи­ци­он­ную сво­бо­ду, воз­мож­ную дис­крет­ность в из­ло­же­нии в ду­хе днев­ни­ко­вых за­пи­сей. Ори­ги­наль­ный при­мер по­доб­но­го ти­па – про­блем­ная по со­дер­жа­нию пуб­ли­ка­ция Э. Алек­се­е­ва «Раз­го­вор в пу­стыне Го­би. Пу­те­вые за­мет­ки фольк­ло­ри­ста»13. В ней ав­тор в сво­бод­ной фор­ме до­ку­мен­таль­но­го рас­ска­за, с про­стран­ны­ми бы­то­вы­ми диа­ло­га­ми участ­ни­ков экс­пе­ди­ции и соб­ствен­ны­ми от­ступ­ле­ни­я­ми, под­во­дит чи­та­те­ля к се­рьез­ным про­бле­мам му­зы­каль­ной фольк­ло­ри­сти­ки. Из­бран­ная фор­ма не остав­ля­ет чи­та­те­ля без­участ­ным, ак­ти­ви­зи­ру­ет его во­об­ра­же­ние.

Этюд. Эс­се

Как жанр в тра­ди­ци­он­ной га­зет­ной жур­на­ли­сти­ке этюд не зна­чит­ся. Од­на­ко тот же тол­ко­вый сло­варь С. Оже­го­ва сре­ди раз­ных опре­де­ле­ний сло­ва «этюд» пред­ла­га­ет и сле­ду­ю­щее: «…на­зва­ние неко­то­рых про­из­ве­де­ний (на­уч­ных, кри­ти­че­ских и т. п.), неболь­ших по объ­е­му, по­свя­щен­ных част­но­му во­про­су», а та­к­же «вид упраж­не­ния».

В от­ли­чие от за­мет­ки, этюд как жанр му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки – это не про­сто неболь­шой по объ­е­му текст. Это как бы умень­шен­ная, усе­чен­ная мо­дель со­дер­жа­тель­но­го жан­ра, для пол­но­цен­ной ре­а­ли­за­ции ко­то­ро­го умест­ной бы­ла бы бо­лее раз­вер­ну­тая фор­ма. На­при­мер, твор­че­ский порт­рет в ви­де тек­ста с об­раз­ным под­за­го­лов­ком «на­бро­сок», «эс­киз порт­ре­та», «штри­хи к порт­ре­ту» и т. п. Или от­кли­ка по пер­во­му впе­чат­ле­нию от про­слу­шан­но­го (уви­ден­но­го, про­чи­тан­но­го), ко­то­рый еще не оформ­лен в ви­де пол­но­цен­ной ре­цен­зии, но уже несет в се­бе ее пред­ощу­ще­ние (неред­ко с жан­ро­вым под­за­го­лов­ком «вме­сто ре­цен­зии»). При всей про­из­воль­но­сти и от­кры­то­сти ком­по­зи­ции, воз­мож­ной в этю­де, его ли­те­ра­тур­ная сти­ли­сти­ка тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­но­го под­хо­да, поз­во­ля­ю­ще­го, по­доб­но этю­дам в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве, ощу­тить в пред­ла­га­е­мой ми­ни­а­тю­ре скры­тую воз­мож­ность бо­лее мас­штаб­но­го ху­до­же­ствен­но­го ре­ше­ния.

Эс­се – от фран­цуз­ско­го essai пе­ре­во­дит­ся как «опыт», «на­бро­сок». То есть это текст, по сво­им жан­ро­вым при­зна­кам по­до­бен этю­ду. Од­на­ко, как по­ка­зы­ва­ет ли­те­ра­тур­ная прак­ти­ка, их общ­ность за­клю­че­на не в ма­лых объ­е­мах (эс­се­и­сти­ка по­доб­ных огра­ни­че­ний не ста­вит), но в сво­бод­ной, под­черк­ну­то ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ной ли­те­ра­тур­ной ма­не­ре, несу­щей на се­бе пе­чать лич­но­сти пи­шу­ще­го.

Глав­ная осо­бен­ность эс­се – ори­ги­наль­ный взгляд, вы­ра­жен­ный в ори­ги­наль­ной фор­ме. Это вы­де­ля­ет и эн­цик­ло­пе­ди­че­ская трак­тов­ка жан­ра: «эс­се – жанр фи­ло­соф­ской, ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ской, ху­до­же­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ской ли­те­ра­ту­ры, со­че­та­ю­щий под­черк­ну­то ин­ди­ви­ду­аль­ную по­зи­цию ав­то­ра с непри­нуж­ден­ным, ча­сто па­ра­док­саль­ным из­ло­же­ни­ем, ори­ен­ти­ро­ван­ным на раз­го­вор­ную речь» (СЭС).

Для му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки эс­се – бла­го­дат­ная фор­ма, по­сколь­ку му­зы­ка, труд­но пе­ре­во­ди­мая в сло­вес­ные об­ра­зы, из­на­чаль­но под­тал­ки­ва­ет пи­шу­ще­го о ней к по­ис­ку неор­ди­нар­ных вы­ра­зи­тель­ных язы­ко­вых средств. Эмо­ци­о­наль­ное, об­раз­ное или опо­э­ти­зи­ро­ван­ное пись­мо о му­зы­ке тя­го­те­ет к жан­ру эс­се. При­ме­ром то­му мо­жет слу­жить и субъ­ек­тив­ная ро­ман­ти­че­ская кри­ти­ка и, на­при­мер, мно­гие эпи­зо­ды «Сим­фо­ни­че­ских этю­дов» Аса­фье­ва, ли­те­ра­тур­но-сти­ли­сти­че­ская са­мо­быт­ность ко­то­рых очень вы­со­ка (не го­во­ря о со­дер­жа­тель­ной сто­роне – ис­то­ри­че­ской ба­зе в ана­ли­зах, вир­ту­оз­ной ху­до­же­ствен­ной ин­тер­пре­та­ции и ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных оцен­ках).

С точ­ки зре­ния со­дер­жа­ния в жан­ре му­зы­каль­но-жур­на­лист­ско­го эс­се спо­соб­ны ре­а­ли­зо­вать­ся раз­ные за­мыс­лы: объ­ек­том мо­жет быть и му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние, и ис­пол­не­ние, и твор­че­ская лич­ность, вдох­нов­ля­ю­щая на ори­ги­наль­ную порт­рет­ную за­ри­сов­ку, и со­бы­тие или про­бле­ма, вле­ку­щие к глу­бо­ко лич­ност­ным раз­мыш­ле­ни­ям. Из всех жан­ров му­зы­каль­ной жур­на­ли­сти­ки имен­но эс­се наи­бо­лее тре­бо­ва­тель­но к ма­стер­ству «изящ­ной сло­вес­но­сти», оно бли­же все­го сто­ит к соб­ствен­но ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре.

Очерк

Клас­си­че­ский жанр ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ства – очерк. Су­ще­ству­ет да­же про­фес­си­о­наль­ное по­ня­тие – очер­кист. При этом очерк как жанр за­ни­ма­ет свое важ­ное ме­сто и в соб­ствен­но ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре, и в жур­на­ли­сти­ке, в том чис­ле и му­зы­каль­ной. В этом очерк по­до­бен эс­се.

Как и в эс­се, в очер­ке су­ще­ствен­ную роль иг­ра­ет ли­те­ра­тур­но-сти­ли­сти­че­ская и ком­по­зи­ци­он­ная сто­ро­на. Ав­тор­ская по­зи­ция и ин­ди­ви­ду­аль­ность пи­шу­ще­го в очер­ке вы­де­ля­ют­ся во всех фор­маль­ных па­ра­мет­рах, при­чем осо­бен­но на уровне ин­тер­пре­та­ции пред­ла­га­е­мых вни­ма­нию объ­ек­тов осмыс­ле­ния. Здесь, при всей се­рьез­но­сти из­бран­ной те­мы, воз­мож­ны и да­же же­ла­тель­ны сво­бод­ный по­лет фан­та­зии, опре­де­лен­ная недо­ска­зан­ность, разо­мкну­тость оце­ноч­ных по­сту­ла­тов, при­страст­ный взгляд с ка­кой-то од­ной, увле­ка­ю­щей ав­то­ра по­зи­ции.

Пред­ме­том вни­ма­ния жан­ра очер­ка (как и жан­ра ста­тьи, о ко­то­рой речь пой­дет да­лее) мо­гут стать лю­бые зна­чи­мые объ­ек­ты му­зы­каль­ной куль­ту­ры и жиз­ни: твор­че­ство, лич­ность, со­бы­тия и про­бле­мы те­ку­ще­го му­зы­каль­но­го про­цес­са.

Ста­тья

Наи­бо­лее об­сто­я­тель­ная, ка­пи­таль­ная фор­ма кри­ти­ко-жур­на­лист­ско­го вы­ступ­ле­ния – ста­тья. Од­на­ко дан­ный жанр от­нюдь не яв­ля­ет­ся пре­ро­га­ти­вой лишь му­зы­каль­но-кри­ти­че­ской жур­на­ли­сти­ки. На­про­тив, как из­вест­но, ста­тья не ме­нее важ­на и рас­про­стра­не­на в об­ла­сти на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской. Бо­лее то­го, при­о­ри­тет на­уч­ной со­став­ля­ю­щей в му­зы­ко­вед­че­ском об­ра­зо­ва­нии ве­дет к то­му, что неред­ко лю­бой в жан­ро­вом плане текст, вы­хо­дя­щий из-под пе­ра, на­зы­ва­ют «ста­тьей», что ме­то­до­ло­ги­че­ски не точ­но. У ста­тьи есть свои чет­кие при­зна­ки.

Уже при срав­не­нии жан­ров очер­ка и ста­тьи вид­но, что очерк бли­же ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре, ста­тья – на­уч­ной. На­хо­дясь где-то в по­гра­нич­ной об­ла­сти меж­ду на­у­кой и пуб­ли­ци­сти­кой, му­зы­каль­но-кри­ти­че­ская ста­тья пред­по­ла­га­ет мно­го черт, свой­ствен­ных имен­но на­уч­но­му вы­ступ­ле­нию. Сре­ди них: кон­цеп­ту­аль­ность, а зна­чит, и боль­шой удель­ный вес ло­ги­че­ско­го, а не им­пуль­сив­но-эмо­ци­о­наль­но­го, им­про­ви­за­ци­он­но­го на­ча­ла; уме­ние вы­стро­ить эту кон­цеп­цию в при­чин­но-след­ствен­ных свя­зях ее со­став­ля­ю­щих; си­стем­ность; важ­ная роль ана­ли­ти­че­ской ча­сти, фор­ми­ру­ю­щей ар­гу­мен­ты для оце­ноч­ных умо­за­клю­че­ний; опре­де­лен­ное рав­но­ве­сие меж­ду ана­ли­зом и ин­тер­пре­та­ци­ей; на­ли­чие вы­во­дов. Ста­тья про­блем­но­го ха­рак­те­ра ча­ще вы­стра­и­ва­ет­ся де­дук­тив­ным ме­то­дом – от об­ще­го к част­но­му, от опре­де­ле­ния про­бле­мы к ее по­сле­ду­ю­ще­му осве­ще­нию с раз­ных сто­рон.

Эти же осо­бен­но­сти де­ла­ют жанр кри­ти­ко-пуб­ли­ци­сти­че­ской ста­тьи бо­лее при­вле­ка­тель­ным и умест­ным в рам­ках спе­ци­аль­но­го жур­на­ла, ху­до­же­ствен­ной га­зе­ты уз­ко­го про­фи­ля или ино­го пе­ри­о­ди­че­ско­го из­да­ния с ад­ре­са­том, за­ин­те­ре­со­ван­ным в бо­лее слож­ных по фор­ме, про­фес­си­о­наль­но на­прав­лен­ных пуб­ли­ка­ци­ях. Та­кой чи­та­тель дол­жен быть при­учен к се­рьез­ным ма­те­ри­а­лам, вле­ку­щим к ана­ли­зу и раз­мыш­ле­нию.

С по­зи­ции со­дер­жа­тель­но­го на­пол­не­ния в жан­ре ста­тьи мо­гут быть вы­пол­не­ны и му­зы­каль­ная ре­цен­зия, и твор­че­ский порт­рет, и об­зор. Но, бес­спор­но, она яв­ля­ет­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной фор­мой про­блем­но­го кри­ти­че­ско­го вы­ступ­ле­ния.

Жанр ста­тьи не предъ­яв­ля­ет спе­ци­аль­ных тре­бо­ва­ний к ли­те­ра­тур­ной сти­ли­сти­ке, од­на­ко он не пред­по­ла­га­ет и огра­ни­че­ний. Кри­ти­че­ская ста­тья мо­жет быть на­пи­са­на как в до­ста­точ­но стро­гой ли­те­ра­тур­ной ма­не­ре, так и брос­ким язы­ком с ис­поль­зо­ва­ни­ем всех средств экс­прес­сив­ной ли­те­ра­тур­ной сти­ли­сти­ки. В от­ли­чие, на­при­мер, от эс­се, опре­де­ля­ю­щим здесь яв­ля­ет­ся не ли­те­ра­тур­ный стиль ав­то­ра, а прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции фор­мы и ло­ги­ка из­ло­же­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем, как пра­ви­ло, всех смыс­ло­вых ком­по­нен­тов му­зы­каль­но-кри­ти­че­ско­го вы­ступ­ле­ния. Для ста­тьи осо­бо важ­но ощу­ще­ние пред­по­ла­га­е­мо­го ад­ре­са­та, то есть чи­та­те­ля то­го пе­чат­но­го ор­га­на, для ко­то­ро­го она пред­на­зна­че­на.

 

Ин­тер­вью

Ан­глий­ское сло­во interview пред­став­ля­ет жанр пуб­ли­ци­сти­ки в фор­ме раз­го­во­ра жур­на­ли­ста с од­ним или несколь­ки­ми ли­ца­ми. Глав­ная от­ли­чи­тель­ная чер­та – толь­ко пря­мая речь в ли­те­ра­тур­ном из­ло­же­нии.

Жанр ин­тер­вью в на­сто­я­щее вре­мя чрез­вы­чай­но по­пу­ля­рен. Его глав­ная при­тя­га­тель­ность – в до­ку­мен­таль­ной под­лин­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, в воз­мож­но­сти эв­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти чи­та­те­ля, ко­то­рый по­лу­ча­ет воз­мож­ность сам, ми­нуя чу­жое тол­ко­ва­ние, фор­ми­ро­вать свое от­но­ше­ние и к ин­тер­вью­и­ру­е­мой лич­но­сти, и к под­ни­ма­е­мым в бе­се­де про­бле­мам.

«Факт, до­ку­мент, кон­крет­ность об­ла­да­ют сво­ей соб­ствен­ной гро­мад­ной и взрыв­ча­той си­лой» – на­пи­са­но в од­ной из за­пис­ных кни­жек пи­са­те­ля Юрия Три­фо­но­ва. Ин­тер­вью спо­соб­но дать та­кое ощу­ще­ние до­ку­мен­та, по­доб­но днев­ни­ко­вым за­пи­сям или эпи­сто­ляр­но­му на­сле­дию, по­сколь­ку оно ос­но­вы­ва­ет­ся на пря­мой ре­чи с ха­рак­тер­ной ма­не­рой го­во­ря­ще­го – его лек­си­кой, сти­ли­сти­кой и об­раз­но­стью. Убе­ди­тель­ность идей, по­дан­ных в ин­тер­вью, для со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля под­дер­жи­ва­ет­ся и вы­со­кой зна­чи­мо­стью раз­го­вор­ной куль­ту­ры как та­ко­вой, о чем уже шла речь в преды­ду­щем раз­де­ле на­сто­я­щей кни­ги.

Дан­ный жанр мо­жет быть пред­став­лен раз­ны­ми под­ви­да­ми:

1. Соб­ствен­но ин­тер­вью как диа­лог дво­их, где жур­на­лист пре­бы­ва­ет на вто­ром плане, а вни­ма­ние чи­та­те­ля со­сре­до­то­че­но на от­ве­тах, в ко­то­рых и за­клю­че­на ос­нов­ная со­дер­жа­тель­ная изю­мин­ка.

2. Бе­се­да-диа­лог, в ко­то­рой рав­но важ­ны оба участ­ни­ка, ко­гда во вза­и­мо­дей­ствии и пе­ре­се­че­ни­ях их мне­ний, в са­мой энер­гии мыс­ли­тель­но­го вза­и­мо­дей­ствия рас­кры­ва­ет­ся глав­ное со­дер­жа­ние пред­ла­га­е­мо­го тек­ста.

3. «Круг­лый стол» – кол­лек­тив­ная бе­се­да груп­пы участ­ни­ков, обыч­но объ­еди­ня­е­мая жур­на­ли­стом, ко­то­рый этот «круг­лый стол» про­во­дит, а за­тем го­то­вит ма­те­ри­ал к пуб­ли­ка­ции. Как пра­ви­ло, та­ко­го ро­да об­мен мне­ни­я­ми име­ет ха­рак­тер дис­кус­сии, и осо­бен­но ин­те­ре­сен при столк­но­ве­нии раз­ных взгля­дов на сов­мест­но об­суж­да­е­мые во­про­сы.

4. Кол­лек­тив­ное ин­тер­вью ча­ще все­го по од­ной или ря­ду про­блем, где жур­на­лист го­то­вит се­рию во­про­сов, рас­сы­ла­ет участ­ни­кам, а те от­ве­ча­ют на них, уст­но или пись­мен­но (со­хра­няя раз­го­вор­ную ма­не­ру ре­чи). В этом слу­чае эв­ри­сти­че­ский эф­фект для чи­та­те­лей за­клю­ча­ет­ся в со­по­став­ле­нии мне­ний, по­зи­ций – то есть ин­ди­ви­ду­аль­но­сти участ­ни­ков.

С по­зи­ции со­дер­жа­тель­ной фор­ма ин­тер­вью, бе­се­ды не ста­вит ни­ка­ких жан­ро­вых ба­рье­ров и до­пус­ка­ет раз­ные на­кло­не­ния в за­ви­си­мо­сти от те­мы раз­го­во­ра. Ин­тер­вью с вы­да­ю­щей­ся твор­че­ской лич­но­стью, как пра­ви­ло, тя­го­те­ет к твор­че­ско­му порт­ре­ту. Да­же ес­ли круг раз­мыш­ле­ний вы­хо­дит за пре­де­лы соб­ствен­но твор­че­ства, за взгля­да­ми и ти­пом мыш­ле­ния непре­мен­но про­сту­пит лич­ность. Ес­ли те­мой раз­го­во­ра яв­ля­ет­ся кон­крет­ная но­вая му­зы­ка или опре­де­лен­ные ис­пол­не­ния, оце­ноч­ные суж­де­ния мо­гут вне­сти в бе­се­ду при­зна­ки ре­цен­зии. Од­на­ко ча­ще все­го ин­тер­вью и бе­се­ды име­ют про­блем­ный ха­рак­тер. Имен­но этот жанр да­ет воз­мож­ность в, ка­за­лось бы, лег­кой для вос­при­я­тия, до­ступ­ной фор­ме ка­сать­ся са­мых слож­ных во­про­сов куль­ту­ры, му­зы­ки, жиз­ни, втя­ги­вая чи­та­те­ля в про­ис­хо­дя­щий «на гла­зах» сов­мест­ный мыс­ли­тель­ный про­цесс и уси­ли­вая ар­гу­мен­та­цию ав­то­ри­те­том участ­ни­ков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: