Материя и форма – два первоначала всего сущего.




Философия Аристотеля

I. Жизненный и творческий путь Аристотеля (384-324 гг. до н.э.).

Юные годы. Афины: Академия. Годы странствий. Воспитатель А.Македонского. Второй афинский период: перипатетическая школа. Уход из Афин. Смерть. Сочинения Аристотеля.

II. Онтология Аристотеля.

Возражения Аристотеля против платоновской теории идей. Вывод Аристотеля: причина платоновского удвоения мира на «мир идей» и «мир вещей» ‑ абсолютизация обособления общего от единичного, противопоставление их друг другу.

 

III. Аристотель о предмете философии.

Согласно Аристотелю, существует «первая философия» (собственно философия) или метафизика и «вторая философия» (физика).

Предмет собственно философии (метафизики) – не природа, а то, что существует сверх нее. Есть природа, и есть сущее, которое шире природы.

Физика изучает материю, подвижные, изменчивые сущности.

Философия же имеет право существования лишь в том случае, если есть нематериальные причины и сверхчувственные неподвижные, вечные сущности.

Аристотель задает вопрос: «Является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет?»; «Существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная сущность, и если существует, то в чем она?». Ответ: «Да, существует! Именно эту сущность и изучает философия».

Эти сущности (сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности) были названы метафизическими (через 150 лет после смерти Аристотеля). Наука о них названа метафизикой. Ей сопутствовал метафизический метод (рассмотрение предметов как неизменных, обособленных, вечных).

 

IV. Учение о 4-х причинах.

Первоаксиома: нельзя существовать и не существовать одновременно.

Бытие – то, что существует. Уровни бытия: 1)чувственный мир и 2)сверхчувственный мир – уровень сущности («в самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного?»). Критерий сущности – познаваемость в понятии.

Аристотель вводит понятие «субстанция».

Субстанция – это бытие самобытное, существующее в самом себе. Субстанцией в аристотелевском смысле может быть только единичное бытие.

1.Что такое единичное бытие? – Это сочетание формы и материи.

Форма – сущность предмета, выражается в понятии о предмете.

Материя – «лишенность» формы.

Материя заключает в себе два определения:

а) отсутствие формы, которая в ней будет впоследствии;

б) возможность этой формы.

Форма в отличие от материи заключает в себе «действительность», осуществление возможного.

Например, медь, медная глыба это материя для шара. Медь – возможность для чего-то (шар, скульптура) и в тоже время – отсутствие формы шара или формы статуи.

А можно поставить вопрос: что есть медь сама по себе? – «Это медь» (материя как реальность). А медь – это вещество.

Материя – это сочетание 4-х физических элементов.

[ «Материя» ‑ латинское слово. Аристотель употребляет греческое слово «хюлэ», означающее «лес», «кустарник», «дрова», «строевой лес», «неопределенный материал», «осадок», «гуща», «муть», и т.д.]

У Аристотеля материя – не то, что мы понимаем под этим словом сегодня. Это понятие употребляется у него в двух смыслах:

Материя – бесформеннное и неопределенное вещество – «первоматерия»;

Материя – то, из чего вещь состоит и то, из чего вещь возникает. Сюда входит и «первоматерия» (все вещи состоят из материи, если их лишить формы). Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «первоматерии». Например, камни – материя для каменного дома и для всего, что из них строят. Но сами по себе камни – не просто материя, а неоднократно оформленная материя.

Итак, аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе ничего породить. Это ‑ что-то подобное апейрону Анаксимандра (правда, у Анаксимандра апейрон сам из себя все порождает).

Материя – вечна, в этом она сродни форме.

Материя и форма – два вечных начала.

Форма – «суть бытия» вещи – то, что почти сливается с вещью. [По-гречески форма – «морфе», отсюда – морфология, т.е. учение о форме.]

Отношение материи и формы Аристотель трактует динамически через категории возможности и действительности. Носитель возможности – материя. Оформляясь, материя переходит из возможности в действительность. Действительность – это не действительность материи, не действительность вещи, а действительность формы. Аристотель отдает приоритет форме перед материей.

Материя и форма – два первоначала всего сущего.

2.Итак, если рассматривать не отдельные предметы, а всю природу в целом или весь мир в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование – во-первых, материи мира и, во-вторых, формы мира. Форма мира – форма форм – это Бог.

Но возникает вопрос ‑ возник ли мир во времени и может ли он погибнуть во времени?

Миру свойственно движение. Аристотель допускает, что движение – вечно. Отсюда – предположение о вечной причине мира и вечного движения мира. Это – первый двигатель (перводвигатель).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: