Участники уголовного судопроизводства.
Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
Терминология: субъект УПП = участник УПП = либо отдельные лица (физические, юридические, отдельно – должностные), либо государственные органы (коллективный субъект).
!!! Участником процесса можно быть только применительно к конкретному делу.
* «абстрактных участников» не бывает (# следователь МВД – просто должностное лицо, следователь МВД, принявший дело к производству – участник процесса).
* по общему правилу приобретение одного статуса участника процесса аннулирует другой статус (был свидетелем – стал обвиняемым)
Таким образом, участник процесса – это лицо или орган, который приобретает хотя бы одно право, полномочие или обязанность в рамках конкретного уголовного дела.
Критериев классификации участников УПП два (есть и другие классификации, но Головко придерживается этой):
1. Все участники процесса делятся на три категории:
* государственные органы и должностные лица (суд, прокурор и т.д. – все, кто действует на основании своих должностных обязанностей и полномочий, должны быть непредвзятыми)
* лица, имеющие в деле собственный интерес или представляющие тех, кто имеет интерес (подозреваемый, обвиняемый, их защитники и т.д.)
* иные участники (эксперт, свидетель, понятой и т.д.)
Данный критерий классификации был в УПК РСФСР, он очень важен, но недостаток его в том, что он не учитывает процессуальные функции участников (# суд и прокурор выполняют разные функции, а попадают в одну группу).
2. По принципу состязательности (ст.15 УПК), по функциям – четыре категории:
* функция разрешения дела, правосудия (только суд)
* сторона обвинения (потерпевший, частный обвинитель, прокурор, следователь, дознаватель, руководитель следственного органа и т.д.)
* сторона защиты (подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик)
* иные участники – выполняют вспомогательные функции (свидетель, эксперт и т.д.)
Данный критерий воплощен в действующем УПК 2001 г.
3. По степени участия:
* участники, осуществляющие главные процессуальные функции (суд)
* привлекаются лишь эпизодически (# Президент)
4. Государственные органы и негосударственные органы
!!! Критерии надо применять совместно, а не по отдельности.
Суд как участник УПП:
Суд может быть не односоставным участником, а коллективным (когда дело рассматривается коллегиально):
1. Единоличное рассмотрение: суд = судья
2. Коллегиальное рассмотрение:
* суд = судья + судья + судья… (полностью профессиональный суд)
* полностью непрофессиональный суд (в РФ этого нет)
* суд = судья + непрофессионалы =смешанный суд (суд присяжных, суд шеффенов = народных заседателей, смешанная модель)
В РФ на сегодняшний день возможны: единоличное рассмотрение, коллегиальный полностью профессиональный суд, суд присяжных. Это относится только к первой инстанции: если профессиональный суд возможен и при оспаривании дела, то суд присяжных возможен только на этой стадии.
I. На стадии досудебного производства суд = участник процесса, он выполняет функции судебного контроля:
1. Предварительный контроль = санкционирование (# мы не можем совершить обыск, не получив разрешения суда)
2. Последующий контроль = возможность обжалования действий и решений, которые уже совершены (# я обжалую применение подписки о невыезде)
!!! Обе эти функции выполняет единоличный судья.
II. На стадии подготовки к делу действует единоличный судья.
III. Стадия рассмотрения дела: суд разрешает дело по существу, поэтому состав может разниться.
IV. Апелляция (единолично), кассация (три судьи-профессионала), надзор (три и более судьи-профессионала), новые/вновь открывшиеся обстоятельства (единолично или не менее трех)
V. Исполнение приговора = особые контрольные функции суда (единолично).
Итого, суд осуществляет:
1. Досудебный контроль (разрешения + обжалование действий и решений)
2. Рассмотрение дела по существу в первой инстанции
3. Инстанционный пересмотр приговора в связи с гипотетическими ошибками
4. Постприговорный контроль, связанный с формальными ошибками
Участники со стороны обвинения:
Прокурор.
* не всякий сотрудник прокуратуры = прокурор в уголовном процессе
* ст.5 + ст.37 УПК: перечень лиц, кто может быть прокурором по делу = прокурор, заместитель прокурора, начальник отдела управления и иные лица (см. ФЗ «О прокуратуре») – иногда закон уточняет, что некоторые решения может определять конкретный прокурор
* принципа несменяемости прокурора нет: на одной стадии может быть один, на другой – другой, внимание не на личность, а на должность.
* процессуальные полномочия – два основных:
1. функция уголовного преследования (в основном – в судебных стадиях процесса в качестве обвинителя, иногда – в досудебных (утверждение обвинительного заключения))
Если прокурор в ходе судебного следствия обнаруживает сведения, которые сводят обвинение на «нет», прокурор обязан действовать в публичных интересах и отказаться от обвинения
2. надзор за следователем и дознавателем (только в досудебном производстве: прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и дознавателя и т.д.)
ФЗ от 5 июня 2007 г. значительно сократил надзорные полномочия прокурора за следователем. ФЗ от 28 декабря 2010 г. некоторые из этих полномочий восстановил. Сейчас ситуация колеблется.
Постановление КС: то, что законодатель относит прокурора к стороне обвинения, не снимает с них обязанности действовать непредвзято.
Следователь.
* на сегодня есть 4 ведомства следователей, и их статус един независимо от ведомственной принадлежности, отличается только подследственность:
1. Следственный комитет РФ
2. Министерство внутренних дел
3. Федеральная служба безопасности
4. Органы государственного наркоконтроля
* в классической модели континентального процесса следователь принадлежит судебному ведомству: следствие = деятельность судебная, но не полицейская
* проблема УПП РФ: в советский период следствие было выведено из судебного ведомства и передано иным органам, при этом функции и статус сохранились в прежнем виде -> дисгармония
* на сегодняшний день статус следователя не определен: была идея объединить все следственные аппараты в единый орган, но это не решение проблемы «кто такой следователь – судья или полицейский?»
* сегодня следователь = сторона обвинения, но исполняет самые разные функции (следователь прекращает дело за отсутствием состава преступления – это не обвинение, а вполне себе судебная функция)
Руководитель следственного органа.
* до 5 июня 2007 г. назывался «начальник следственного отдела»
* осуществляет функцию ведомственного контроля (процессуального контроля) по отношению к следователю (для следователя в рамках судебного ведомства это было недопустимо, но поскольку у нас отошли от этой модели, появились руководители)
* сегодня следователь = лишь номинально самостоятельная фигура
* именно к РСО перешли полномочия, которые утратил прокурор по ФЗ от 5 июня 2007 г.
Орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания (по ст. 40 ФЗ от 6 июня 2007 г. – новое должностное лицо).
* орган дознания – должностные лица:
1. начальник органа дознания – только он может действовать от имени органа, подписывает все решения
2. начальник подразделения дознания осуществляет ведомственный контроль за дознавателем (не путать с начальником органа дознания!)
3. дознаватель – это конкретный сотрудник органа дознания, который принял дело к своему производству
* вообще дознание – исторически чисто полицейская деятельность, но сейчас это как бы упрощенное следствие: функции одни и те
* все органы дознания делятся на две категории:
1. те, которые обладают полным объемом процессуальных полномочий (органы внутренних дел, судебные приставы, командиры воинских частей, органы госпожарнадзора + см. ст. 13 ФЗ «Об ОРД», там отсылочная норма)
2. те, которые обладают ограниченной компетенцией: для них дознание не является их нормальной деятельностью, поэтому они могут только возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия (капитаны морских и речных судов в плавании, руководители геологических партий и зимовок, главы дипломатических и консульских учреждений за рубежом)
Потерпевший.
Существует два подхода насчет статуса частного лица (раньше использовался преимущественно второй, сейчас – оба):
Материальный подход - оцениваем статус, исходя из реального положения (потерпевший = тот, кто пострадал от преступления).
Формальный подход – статус участника определяется на основании судебного решения.
!!! Важно помнить о том, что статус должностных лиц всегда формален.
* физическое лицо признается потерпевшим, если ему был нанесен физический/имущественный/моральный вред
* юридическое лицо признается потерпевшим, если имеет место имущественный вред/вред деловой репутации (важно помнить, что потерпевшими могут быть только частные образования, у нас на практике признают потерпевшими и публичные образования)
*!!! лицо признается потерпевшим не с момента причинения вреда, не с момента возбуждения дела, а с момента вынесения специального процессуального решения о признании потерпевшим (формальный подход!) – кто выносит: дознаватель/следователь/суд.
* Постановление пленума ВС о ст.125 УПК (о праве обжаловать решения следования): если лицо обращается к следователю с просьбой признать его потерпевшим, и следователь игнорирует или отказывает, то можно обжаловать такое решение в суд? Здесь замкнутый круг: жалобу может подавать только участник процесса – суд решил, что можно обжаловать, потому что здесь стоит исходить из материального похода к статусу потерпевшего.
* = сторона, имеющая процессуальный интерес + активный участник процесса (вследствие этого имеет различные права)
* = источник необходимых для дела показаний (вследствие этого имеет различные обязанности)
* если преступление привело к смерти потерпевшего, то права переходят к одному из близких родственников (Постановление КС от 18 января 2005 г.: можно и нескольким передать, если того требуют обстоятельство дела), а обязанности аннулируются (своеобразное процессуальное правопреемство)