Рефлексия: Методика «Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений»




IV. Работа над новым материалом: (работа в подгруппах, сообщения учащихся)

1. Общепсихологические принципы: отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический.

2.Специфические принципы: комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа, сравнительный, раннего диагностического изучения, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

3.Специфические методы специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии особенности метода эксперимента, беседы, метода сбора психологического анамнеза.

4.Наблюдение как метод в специальной психологии, его своеобразие в процессе изучения лиц с ОПФР.

5.Особенности самонаблюдения в специальной психологии.

6.Стандартизированные психодиагностические процедуры (тесты) и их использование в специальной психологии.

7.Специфика использования метода анкет, опросов, метода анализа.

3. Закрепление и обобщение материала.

V. Подведение итогов.

Рефлексия: Методика «Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений»

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________________

2).Больше всего мне понравилось__________________________________

3).Самым интересным сегодня на уроке было________________________

4).Самым сложным для меня сегодня было__________________________

5).Сегодня на уроке я почувствовал________________________________

6).Сегодня я понял_______________________________________________

7).Сегодня я научился_____________________________________________

8).Сегодня я задумался_________ ___________________________________

9).Сегодняшний урок показал мне___________________________________

10). На будущее мне надо иметь в виду_______________________________

(При письменной работе каждый студент выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

VI. Домашнее задание. Подбор методик изучения личности ребенка с ОПФР. Сообщение: Люди инвалиды которые добились успеха в жизни.

 

Всем привет! В одном из комментариев к моей статье о путешествиях, меня попросили не использовать больше слово "инвалид" потому что оно режет слух. В своём ответе я написал, что мне самому не нравится это слово, но я намеренно его использую для того, чтобы привлечь к своим статьям таких же людей как я, людей с ограниченными возможностями, привлечь к активному образу жизни. Ведь жизнь нельзя ограничивать четырьмя стенами, в мире столько интересного и красивого, и увидеть всё своими глазами - это здорово.

Меня этот комментарий навёл на размышления. Так почему же слово "инвалид" режет многим слух? Почему в нашем обществе принято считать таких людей как я "людьми второго сорта", принято считать нас не способными к активной деятельности? Таким людям как я тяжело получить хорошую должность, в некоторых регионах нам тяжело найти хорошую, с достойной оплатой работу. Мы не виноваты в том, что наше государство, на бумаге декларирующее о равноправии и равных условиях для всех своих граждан, на деле об этом забывает.

Некоторые инвалиды ради выживания вынуждены попрошайничать, и нечистые на руку граждане даже организовали бизнес на этом. Я таких инвалидов не осуждаю, это их выбор, а может и единственная возможность (по их мнению) выжить. Я думаю что именно из-за этого у многих людей инвалиды вызывают жалость или отвращение.

Своими статьями я хочу показать на что способны инвалиды, увлечь таких же людей как я, может хоть у кого-нибудь получится изменить свою жизнь к лучшему. Для этого нужно только желание, упорство, целеустремлённость и совсем немного понимания (не жалости) и, может быть, помощи с вашей стороны. Именно поэтому я использую слово "инвалид" в своих статьях.

Кто-то способен сам решать свои проблемы, а кому-то нужно обязательно помочь в этом. Да, многие из нас физически не способны к некоторым вещам, но и не все здоровые (по их мнению) люди способны пробежать стометровку или подняться на пятый этаж без лифта. У меня иногда создаётся ощущение, что вокруг нет вообще здоровых людей, кругом одни инвалиды.

Так может именно из-за искусственного разделения людей на разные категории и создалось у общества такое отношение к слову "инвалид"?

Вот на такие размышления навёл меня комментарий.

Что-же мне делать дальше? Использовать это слово или нет? Свой образ жизни я не поменяю, писать статьи не перестану, но... Что делать?

А что вы думаете по этому поводу? Я понимаю, что немногие откликнутся на мою статью, может вообще никто. А вдруг?...

 

 

2. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших практиче­ских задач специальной психологии. Психологическое изучение дает неоценимые материалы, необходимых для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиаг­ностических методик. В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с на­рушениями в развитии руководствуются определенны­ми принципами.

В системе специального образования, работая с личностью с нарушениями в развитии, проводят профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу основываясь на принципах:

1. Принцип комплексного подхода к изучению ре­бенка. Этот принцип предполагает проводить всесто­роннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, умений, навыков и всей личности в целом. Обследование предполага­ет использование различных психодиагностических методик, что является важной частью общей диаг­ностической системы. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка предполагает не только психоло­гическое исследование, но и анализ состояния нерв­ной системы ребенка, его сенсорной и двигательной сферы.В соответствии с принципом комплексного подхода обследованием ребенка занимаются психо­логи, дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи, психиатры и др.

- исследование не только отдельной изолированно взятой функции, но и её взаимосвязи с другими сторонами психики;

- использование всех имеющихся сведений о ребенке: клинических, педагогических и др., полученных в результате беседы с ребенком и путем наблюдения за ним.

2. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии, предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а ц?В?деление причин их возникновения и установления связи меж­ду ними. Это способствует выявлению основных осо­бенностей познавательной сферы ребенка, его инте­ресов, увлечений и личности в целом.

«...системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает - обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии..» (Л.С.Выготский); выявляется первичный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в процессе деятельности;

3. Принцип динамического изучения ребенка. Ос­новой для выделения этого принципа является поло­жение Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития ребенка. Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумева­ла уровень трудности задач, решаемых ребенком само­стоятельно, и зону ближайшего развития, т. е. уро­вень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.В соответствии с этим прин­ципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциаль­ные возможности детей. Реализация принципа дина­мического изучения ребенка предполагает использо­вание наряду с диагностическими методиками методики, позволяющие определить зону его ближай­шего развития.

Психические явления могут изучаться только в развитии, фиксируется выполнено или не выполнено задание, но и раскрывается внутренний механизм, процесс, благодаря которому ребенок сумел или не сумел справиться с поставленной задачей. Указываются позитивные элементы развития, отмечается потенциал, на который следует опереться (исследование ЗБР и ЗАР; обучающий эксперимент);

4. Принцип единства качественного и количествен­ного подходов при оценке психического развития. При реализации данного принципа предполагаются анализ процесса выполнения задания (рациональ­ность, последовательность операций, логика, на­стойчивость в достижении цели, доведение работы над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитыва­ется взаимо-свяэь качественных и количественных по­казателей. принцип качественно-

5. Количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики. п ринцип сравнительности - результаты исследования должны быть сопоставлены с аналогичными данными, полученными на такой же по возрасту выборке нормально развивающихся детей. Только в этом случае мы можем отделить общие и специфические закономерности данной группы детей с отклонениями в развитии. Сопоставление экспериментальной группы не только с группой нормальных сверстников; в качестве еще одной контрольной группы следует брать еще дополнительную группу детей с другой формой отклонения. Только в этом случае мы имеем возможность получить адекватные результаты и отделить модально неспецифические закономерности от модально специфических.

3. МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Методы психологического изучения - это те приемы и средства,.с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об ин­теллектуальном, речевом и физическом развитии ано­мальных детей.

Методика - это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации. Многообразие методик объясняется целью и индивидуальными особенностями объекта изучения. Так, для многих детей с отклонениями в развитии характерны: быстрая утомляемость, низкий темп протекания психических процессов. Поэтому, экспериментальная процедура должна быть разбита на несколько сеансов с перерывами на отдых. Одной из часто встречающихся особенностей детей с проблемами в развитии является весьма низкая познавательная активность. Сниженная заинтересованность, как и избыточно высокая, способна негативно сказываться на результате исследования. Поэтому необходимо учитывать мотивационную составляющую экспериментальной ситуации и при необходимости либо повышать, либо понижать степень заинтересованности испытуемого. Стимульный материал требует определенной модификации. Особая «деликатность» требуется также при оценке и интерпретации полученных результатов. Двигательные или зрительные нарушения, безусловно, будут оказывать влияние на результативность должен быть иным, чем в случае нормы.

1. Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюде­ние. Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное,стандартизирован­ное, включенное и стороннее. Применительно к груп­пе аномальных детей применяются все варианты этого метода в зависимости от того, какая цель стоит перед специальным психологом. Внешнее наблюдение удоб­но в том случае, если исследователь проводит сбор данных о поведении аномального ребенка, выполне­нии им каких-либо заданий и др. Этот вариант наблю­дения удобен и прост, позволяет наблюдать за ано­мальным ребенком со стороны и без труда определить отклонения в его развитии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения. В ходе свободного наблю­дения в зависимости от пожелания исследователя может меняться предмет и объект наблюдения. Оно применяется тогда, когда специальному психологу заранее неизвестны признаки и ход рассматривае­мого явления, качества личности аномального ребен­ка. Стандартизированное наблюдение имеет четкий план, программу проведения и строго следует им не­зависимо от того, что происходит с аномальным ре­бенком. Включенное наблюдение предполагает участие самого психолога в процессе. Например, он может вступить в общение с аномальным ребенком или при­нять участие в игре, организованной детьми с отклонением в развитии. Стороннее наблюдение не пред­полагает личностного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

2. Беседа как метод психологического исследо­вания применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая оп­ределенные вопросы, анализируя полученные отве­ты и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окру­жающем мире, самом себе, о его отношении к опре­деленным понятиям,явлениям.

3. Тестирование является удобным методом пси­хологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в лроцессе обследования, можно по­лучить точную количественную или качественную ха­рактеристику интеллектуального, речевого и физиче­ского развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а так­же своеобразие их последующей интерпретации. Кро­ме того, тестирование дает возможность давать диф­ференцированные и сопоставимые оценки уровня сформированности различных сторон личности ано­мального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следую­щие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

4. Эксперимент как метод психического исследо­вания аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целена­правленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой так или иначе проявляется ис­следуемое свойство личности или мышления ано­мального ребенка.

Эксперимент психологический индивидуальный и групповой - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.Виды - констатирующий (фиксирует только имеющийся уровень развития психики) и формирующий (позволяет раскрыть процесс достижения результата, определить потенциальные возможности испытуемого, т.е. зону его ближайшего развития, отделить общие закономерности от специфических), лабораторный и естественный (обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента по изучению тех или иных психических процессов при их целенаправленном формировании выявляется не столько наличное состояние ЗУН, сколько особенности их становления).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: