Идеи для «Литературного багажа»




Контактная информация

 

Вход в музей с Литейного пр., под арку дома 53

Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник.

Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел), akhmatova-museum@mail.ru,

Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39

Музейный куратор – Марина Александровна Елпашева

e-mail: marina-elpasheva@yandex.ru

Интерактивное занятие: 500 рублей с участника (сопровождающий бесплатно).

Минимальное число участников – 4-5 человек

Максимальное число участников программы - 15 человек.

Можно делить класс из 25-30 человек на две группы: проектная группа идет на занятие (оно начинается в саду), остальные учащиеся слушают экскурсию.

Экскурсия для школьников:

Группа до 20 человек – 6 000 рублей,

Группа до 10 человек – 4 000 рублей

Группа до 5 человек – 2 000 рублей

 

 

Описание музейного занятия

По поэме Анны Ахматовой «Реквием»

Интерактивное занятие по поэме Анны Ахматовой «Реквием»

Больше 20 лет не решалась Анна Ахматова записать поэму «Реквием». Опасаясь за судьбу сына, она у себя дома даже шепотом не произносила «запрещенные» стихи. Все эти годы поэма хранилась в памяти самых надежных друзей Анны Ахматовой.

Стены Фонтанного Дома и вещи, сопровождавшие жизнь Ахматовой, «помнят» о событиях страшных лет и о молчаливом сопротивлении поэта. Будем читать «Реквием» там, где Ахматова его писала, где сжигала его, где друзья заучивали строки поэмы наизусть. Музейные предметы - свидетели трагедии ХХ века - станут ориентирами в музейном пространстве и помогут каждому участнику выбрать место, где, по его мнению, особенно выразительно прозвучат те или иные строки «Реквиема». А затем представим себя на месте тех, чьей памяти Ахматова доверяла поэму, и попытаемся, стоя рядом с пепельницей, где горели её листы, заучить наизусть несколько строк.

Занятие начинается в Шереметевском саду,рядом с историческим входом в дом, где она писала поэму, у двери, из которой выводили под конвоем в октябре 1935 года сына и мужа, из которой с марта 1938 года на протяжении 17 месяцев Ахматова выходила, чтобы отправиться к Крестам с передачей сыну. На стене дома - таблички «Последний адрес». Рядом – памятник поэту, погибшему в пересыльном лагере - Осипу Мандельштаму, здесьв День памяти жертв политических репрессий жители города читают имена расстрелянных в Ленинграде в 1938 году.

 

В мемориальной квартире проводим краткую вводную (15-минутную) экскурсию, где подростки узнают, что поэму было опасно записывать. Говорим о том, что этих людей уже нет, но сохранились вещи-свидетели тех событий, на эти вещи обращаем особое внимание.

Подростки получают карточки со стихами из поэмы «Реквием». Задача учащихся – найти/выбрать вещи, которые хранят память о событиях, описанных в поэме, вещи,в которых угадываются переживания, запечатленные в поэме, постараться увидеть в вещах, окружавших поэта в то время, знак/свидетельство времени, (лицо, атмосферу времени). Выбор ребят может основываться на ассоциациях, на знании подробностей судьбы Анны Ахматовой, на знании историко-культурного контекста. Главное – обосновать свой выбор.

После самостоятельного путешествия-исследования мемориального пространства квартиры и мемориальных экспонатов литературной экспозиции группа снова собирается вместе. Ученики читают выбранные ими стихи из поэмы, там, где они считают нужным, слушают друг друга - каждому будет дано слово.

Занятие завершается в комнате 1940-го года тем, что каждый участник заучивает несколько строк из поэмы, как когда-то Л.К. Чуковская заучивала стихи«Реквиема», чтобы сохранить их в своей памяти(она была одной из тех немногих друзей, в памяти которых хранилась поэма в течение двадцати с лишним лет).

 

Экспонаты: Бывшая китайская курильница, где Ахматова сжигала «Реквием». Тюремная фотография Николая Гумилева. Письмо Н. Гумилева из Дома предварительного заключения. Автограф стихотворения 1921 года, в котором предсказана смерть Н. Гумилева «Не бывать тебе в живых…». «Илиада» Гомера, подаренная Ахматовой в память о Н.С. Гумилеве. Фотографии Льва Гумилева. Крест церковный.«Орден» кабаре «Бродячая собака».Рисунок Николая Лансере «Задержан» («Большой дом» в строительных лесах).Письмо Ахматовой Сталину с просьбой о спасении сына. Фотография Ахматовой на пропуске в Фонтанный Дом.Бусы «зубы врагов». Чемоданчик, с которым Ахматова ездила к ссыльному О. Мандельштаму в Воронеж и в котором потом хранила рукописи, называла его мой Магедан.

В саду: памятники Ахматовой, Мандельштаму, таблички «Последний адрес», скамейка стукача.

 

 

Тексты Ахматовой.

Фрагменты воспоминаний.

Варианты работы по проекту:

Кроме музейного занятия по желанию проектной группы можно рекомендовать следующие мероприятия:

Пешеходная экскурсия «Хотелось бы всех поименно назвать» от Фонтанного Дома к памятнику Жертвам политических репрессий напротив Крестов. https://akhmatova.spb.ru/events/excursions/khotelos-by-vsekh-poimenno-nazvat/

Медленное чтение стихов «А каждый читатель как тайна»

https://akhmatova.spb.ru/events/master-classes/a-kazhdyj-chitatel-kak-tajna/

 

Сопутствующее чтение к теме репрессий:

«Хлеб для собаки» Владимира Тендрякова, «Дети ворона» Юлии Яковлевой, «Сахарный ребенок» Ольги Громовой,«Девочка перед дверью» Марьяны Козыревой, для 10-11 класса «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, повести «Софья Петровна», «Прочерк»Лидии Чуковской, «Жизнь – сапожок непарный» Тамары Петкевичи др.

Рекомендуемая литература:

Л. К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой: Вступление, 3 т. М.: Время, 2013

Анна Ахматова. Первый бег времени. Реконструкция замысла. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013, Комментарии Н. Крайневой.

Н. И. Попова, О. Е. Рубинчик. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. – СПб. Невский диалект, 2012

В. А. Шенталинский «Преступление без наказания» Издательство:М. Прогресс-Плеяда, 2007

 

Сайты:

HTTPS://AKHMATOVA.SPB.RU/ Сайт МузеяАнны Ахматовой в Фонтанном Доме

HTTPS://WWW.POSLEDNYADRES.RU/ «Последний адрес». «Одно имя, одна жизнь, один знак».

Познакомиться с проектом «Последний адрес», чтобы узнать об общественной инициативе по увековечении памяти людей, ставших жертвами политических репрессий, увидеть списки погибших («хотелось бы всех поименно назвать, / Да отняли список, и негде узнать»), прочитать несколько имен, найти в городе таблички «Последнего адреса», узнать историю своего дома (если это не новостройка), узнать, какая работа ведется по сохранению памяти о трагедии и как мала она, по сравнению с масштабом трагедии.

WWW.SAND.MAPOFMEMORI.ORG Мемориальное кладбище «Сандормох». История. Памятники. Имена

Художественные фильмы: «Завтра была война»,по повести Бориса Васильева, режиссер Юрий Кара,1987 г., «Защитник Седов»,по повести Ильи Зверева, режиссер Евгений Цымбал,1988 г., «Софья Петровна», по повести Лидии Чуковской,режиссер Аркадий Сиренко, 1989 г. «Оттепель», сериал Валерия Тодоровского, 2013

 

Также занятию может предшествовать самостоятельное путешествие по экспозиции с маршрутным листом «Со временем» (маршрутный лист нужно будет получить в научно-просветительском отделе,по окончании возможно обсуждение).

Познакомиться с сайтом проекта «Последний адрес»: https://www.poslednyadres.ru/, чтобы увидеть списки погибших («хотелось бы всех поименно назвать, / Да отняли список, и негде узнать»), прочитать несколько имен, найти в городе таблички «Последнего адреса», узнать историю своего дома (если это не новостройка), узнать, какая работа ведется по сохранению памяти о трагедии и как мала она, по сравнению с масштабом трагедии.

Работа по истории собственной семьи.

Работа с диском «Реквием», созданным в музее. В нем можно увидеть некоторые фотографии и документы ленинградцев.

Пешеходная (или виртуальная) экскурсия к памятнику Ахматовой перед Крестами. Можно с маршрутным листом, в разработке которого могут принимать участие дети (как вариант).

Посещение филиала «Музей-квартира Льва Гумилева».

Участие в чтении имен людей, ставших жертвами политических репрессий, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, чтобы увидеть списки погибших, почувствовать себя внутри истории страны, сказать вместе с Ахматовой«хотелось бы всех поименно назвать», «я вижу, я слышу, я чувствую вас».

 

Работа с интерактивной компьютерной программой «Хотелось бы всех поименно назвать», созданной по материалам музейной выставки и содержащей материалы из семейных архивов, которые можно рассматривать как исторический комментарий к поэме. Эта работа может стимулировать поисковую работу учащихся по истории своей семьи.

 

Идеи для «Литературного багажа»

(музейные предложения о коллекции)

Чемоданчик (Умногих наготове стояли подобные, чтобы «когда за тобой придут», уйти с достоинством, без суеты. Что могло лежать в нём?) У Ахматовой чемоданчик – «мой Магедан», с которым ездила в ссылку к Мандельштаму, а потом хранила в нем рукописи);

Детский «самиздат » - переписанный самими участниками проекта «Реквием».

Бювар с «вырванными страницами» истории, листками из дневника, «неотправленными» письмами, фотографиями и историями людей, пострадавших от репрессий (Гумилева, Пильняка, Мандельштама, Ахматовой, Мейерхольда, Цветаевой, Булгакова), или историями своих семей, пострадавших каким-либо образом во время репрессий, историями людей, чьи имена в городе можно прочесть на табличках «Последний адрес». Бювар, может быть в форме книжки-раскладушки с картонными страницами, которая превращается в ширму-выставку.

Результатом деятельности учащегося может стать история репрессированной семьи (своей, близких, чужой), история таблички «Последний адрес»,история музейного экспоната (напр., чемоданчика Ахматовой, с которым она ездила в ссылку к Осипу Мандельштаму, в котором хранила свои рукописи потом, который называла «мой магедан» и т.д).

 

Результатом исследования может стать также и выступление на конференции в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (апрель)врамках реализуемого музеем в течение нескольких лет конкурса «Музей открывает фонды» (лучшие работы могут быть опубликованы).

 

Стихи Анны Ахматовой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: