Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы.
В конце восемнадцатого и в девятнадцатом веках в российской деревне, а также в не которых мещанских слоях идеалом женской красоты считалась достаточно полная, ширококостная женщина с «пышными формами», румянцем на лице, пышущая здоровьем, которая в достаточной степени функционально подходила к сельской работе и работе по дому. В то же время идеалом женской красоты у дворянства была хрупкая, утонченная женщина, немного нервная, с тонкими пальцами и бледным лицом. Очевидно, что такая женщина просто не могла постоянно заниматься физическим трудом и своей «интересной» бледностью напоминала жителей Петербурга – столицы России того времени.
Это только один штрих психологии, который говорил об огромной социальной дистанции между социальными классами дореволюционной России. Представители этих классов одевались по-разному, говорили на разных языках (низшие классы не понимали французскую речь), по – разному строили свой быт. По этим культурным элементам можно было практически безошибочно определить принадлежность к социальному классу.
В современном обществе социальная дистанция между представителями различных социальных классов сократилась. Тем не менее в настоящее время мы наблюдаем весьма значительные различия в психологии – нормах поведения, идеях и образе жизни у различных классов нашего общества. Это находит выражение в существовании специфических отличительных черт. Например, наличие машины определенной марки, качество одежды и манера одеваться характеризуют «нового русского» как представителя возрождающегося класса собственников.
|
Несмотря на то, что существуют некоторые исключения, обычный ребенок из среднего класса социализируется совершенно другим способом, чем ребенок из низшего класса. Рассмотрим лишь один аспект социализации – тот опыт, который объединяет амбиции, как различаются два социально – классовых мира.
Типичный ребенок из среднего класса живет в окружении образованных, культурных людей, которые правильно говорят по-русски (без применения низших диалектов и нецензурных выражений), наслаждаются серьезной музыкой, покупают интересные книги, ездят в интересные путешествия и имеют достаточно утонченные увлечения. Этот ребенок окружен личностями с определенными, довольно высокими амбициями, личностями которые работают, не думая о заработной плате, которые борются за свой престиж. Его знакомят с успехами родителей, бабушек, дедушек, передают ему связи и друзей. Это для ребенка становится естественным, он стремится добиться подобного положения в мире. Когда такой ребенок идет в школу, то видит там учителя, чья речь, одежда, манеры и нормы поведения соответствуют тем, к которым он привык. В ходе обучения ребенок имеет дело с давно знакомыми предметами: картинами, книгами, географическими картами, поэтому легче осваивает школьные предметы. Учителя считают его понятливым и способным учеником, и ребенок относится к школе как к интересному и вполне достойному месту. Кроме того, он видит пример собственных родителей и родственников, которые получили хорошее образование и сделали карьеру. Таким образом, ребенок легко и естественно усваивает нормы поведения и идеи своей классовой субкультуры.
|
Ребенок из низшего социального класса растет в совершенно иной культурной среде. Его родители, родственники и знакомые часто употребляют крепкие выражения, их речь по форме в значительной степени отличается от речи представителей высших классов. Как правило, такой ребенок живет в тесной квартире, где происходят скандалы, часто употребляются спиртные напитки. В его доме практически не читают книг, а эстетические нормы крайне примитивны. Очень часто бывает так, что родители с ребенком не занимаются, основные нормы поведения он усваивает на улице, общаясь с подобными себе. Очевидно, что, обучаясь в школе, ребенок из низшего класса и его учителя изначально не могут найти общего языка, так как первичная социализация в семье не дает ребенку такой возможности. Вместе с тем у такого ребенка нет определенности в отношении своего будущего, он не воспитан на примерах карьеры своих близких и часто не понимает необходимости хорошо учиться. Учителя начинают считать его неспособным и уделяют меньше внимания. В итоге культурная дифференциация между представителями различных социальных классов, начиная с детства, постоянно углубляется, растет социальная дистанция, основанная на культурной доминанте.