Пользование лесом и его истребление




По сенатскому указу, утвержденному Екатериной II в 1795 г.; населению предоставлялось право бесплатно пользоваться лесом и производить раскорчевку площадей для целей землепашества.
Согласно этому указу, леса Сибири (Тобольской и Иркутской губерний) не передавались в ведение Адмиралтейств-Коллегий вследствие своей отдаленности и отсутствия возможности вывозки древесины водными путями.

Разрешенная указом 1795 г. неограниченная свободная рубка леса в сочетании с огромными лесными пожарами в средней и южной полосах лесной зоны Сибири привели, по свидетельству [19], к истощению лесов вблизи городов и крупных сел Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний, где к 30-м годам XIX в. стал ощущаться недостаток доступного леса.

По сведениям Г.В. Крылова, уже в 1822 г. почти полностью был вырублен знаменитый Илецкий бор в Курганском округе вследствие бессистемной заготовки большого количества строевого леса на продажу в уезды Пермской губернии. В результате по настоянию лесничих соседних Пермской и Оренбургской губерний в 1847 г. последовало распоряжение сената «воспретить крестьянам Курганского округа продажу леса как из своих, так и из общих казенных дач». В окрестностях городов Тюмени, Омска и Томска строевой лес был вырублен в радиусе 30-40 км. В материалах ревизии особой комиссии Министерства государственных имуществ, проведенной в 1840-х гг., было отмечено, что леса, состоящие в общем пользовании жителей, полностью истребляются непрестанными порубками на домашние надобности для расчистки пашен и на заводские потребности.

Промышленное развитие России в середине XIX в. увеличило спрос на деловую древесину. Собственники леса, в первую очередь помещики и в некоторых случаях государственные крестьяне, стали продавать лесопромышленникам свои леса. В русской лесохозяйственной летописи сообщалось, что в великороссийских губерниях помещики рубят свои леса непомерно и не принимаются даже самые простые меры содействия естественному лесовозобновлению на вырубаемых площадях.
Вырубка частновладельческих лесов производилась бессистемно в наиболее обжитых районах, уже тогда не имевших избытка леса. Появление на внутреннем рынке значительных объемов древесины из частных лесов привело к сокращению традиционного отпуска леса для строительства и переработки из казенных лесов, что привлекло к накоплению избыточных запасов перестойного леса. Происходившая таким образом замена лесов пашней приводила к ухудшению условий местного климата и развитию эрозии почв.

За 219 лет (1696-1914 гг.) лесистость, по данным баланса земельного фонда Европейской России, все время уменьшалась: 1696 г. - 53%; 1725 г. - 51%; 1861 г. - 42%; 1914 г. - 35%. Однако в разных регионах лесистость снижалась неравномерно. Лес наиболее лесистых районов подвергся наименьшему превращению в пашню, что обусловлено низкой для сельского хозяйства природной продуктивностью лесных почв.

К 1915 г. в северных губерниях России (Архангельская, Вологодская, Олонецкая) сохранилось 92% первоначальной площади лесов, в Пермской губернии - 81%, в Новгородской, Псковской и Санкт-Петербургской - 77%.
По этим же причинам в центральных и лесостепных губерниях России произошли большое сокращение площади леса и превращение высвобожденных из-под леса земель в сельскохозяйственные угодья. Лесистость этих территорий, по сравнению с данными XVII в. значительно уменьшилась: на 8% - в Брянской, Смоленской, Тульской областях, Мордовии, Чувашии, на 13% Новгородской и Калужской областях, на 15% - в Рязанской области.

Для сдерживания хищнической вырубки всех транспортно-доступных лесов Сибири в 1874 г. были введены специальные должности лесных ревизоров по лесам Сибири, установлена попённая плата за лес.
По данным А.В. Крылова, лесные ревизоры В.М. Тиханов и В.А. Энгельфельд составили записку по результатам обследования значительной части лесов Западной Сибири и обобщения ревизских сказок к концу 1880-х гг., охватив площадь в 149 млн га. Установленная ими средняя лесистость охваченных анализом территорий составила 44%. В соответствии с численностью населения того времени на каждого жителя пришлась в среднем около 47 га леса. Лесной ревизор В.М. Тиханов выделил северные малонаселенные и лесистые части Западной Сибири и южные хорошо населенные ее части, где значительные площади леса уже были замещены пашнями и другими сельскохозяйственными угодьями. В процентном отношении северная лесистая и малонаселенная часть, по материалам анализа, составляла 71% общей лесной площади. На одного жителя здесь приходилось более 2 700 га леса. Средняя лесистость южной части Западной Сибири составила около 21%, а на одного жителя здесь приходилось в среднем по 13,5 га леса. Для населенных южных районов Сибири уже было характерным к тому времени мозаичное распределение лесных массивов и сельскохозяйственных угодий в соответствии с размещением населения. Поэтому при средней лесистости территории 21% она изменялась от 43% на площади 23 млн га (Туринский, Тобольский, Тарский, Томский, Каннский и Мариинский округа), где на одного жителя приходилось по 31,5 га леса, до 1,7% на площади 1,9 млн га (Акмолинская и Семипалатинская области), где на каждого жителя приходилось всего по 1,9 га леса. Для территории в 14,5 млн га была установлена лесистость 24%, на одного жителя приходилось 11 га леса.

Отмена крепостного права в 1861 г. и развитие капитализма в России укрепили институт частной собственности, в том числе и на леса, и создали условия его дальнейшего развития. В отдельных регионах казенных лесов оставалось менее 1/3, а местами и менее 1/4 общей площади лесов. Увеличение доли частных лесов сыграло негативную роль после реформы 1861 г., когда началось массовое лесоистребление. Многие помещичьи хозяйства начали приходить в упадок, и лесовладельцы стали срочно продавать лес. В результате на Средней и Нижней Волге леса исчезли с больших территорий или в результате вырубки ценные твердолиственные породы сменились на мягколиственные.

В 1891-1892 гг. началось строительство Транссибирской железной дороги. Прокладка этой стратегически важной магистрали происходила одновременно из двух городов: из Челябинска - на восток и из Владивостока - на запад [8]. Ее строительство вызвало устойчивое увеличение потребления древесины на шпалы, строительство бытовок, транспортной инфраструктуры. Спрос на древесину удовлетворялся из прилегающих к дороге лесов. Длина дороги составила 7,5 тыс. км. В дальнейшем магистраль вызвала значительный приток населения в Сибирь, в основном крестьян из густонаселенных и обезлесенных центральных и южных регионов европейской части России. Переселенцам нужен был лес на строительство и отопление, что значительно увеличило спрос на лесоматериалы в Сибири.
Таким образом, со времени Петра Великого до начала первой мировой войны (с 1696 по 1914 гг., т.е. за 219 лет) леса России были истреблены на площади 62 млн га и их место заняли сельскохозяйственные угодья, дороги, селения. Этот период - время минимальной лесистости в европейском Центре, в Волго-Вятском и Северо-Западном регионах России. Фактически крупные массивы хвойного леса сохранились только на Севере России. Крупные лесные массивы широколиственного леса также стали редкими. Произошла сильная фрагментация лесного покрова вообще. Первичные (коренные) леса на значительных пространствах заменились производными, состоящими главным образом из мягколиственных древесных пород.
Истребление лесов европейской части России продолжилось в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.), затем - во время революции, Гражданской войны и иностранной интервенции (1917-1923 гг.). Лесам России был нанесен огромный урон.

Охрана и защита леса

В России, наделенной значительными лесным ресурсами, с незапамятных времен население смотрело на лес как на Богом данную собственность всех и каждого. Рост численности населения неизбежно привел к потребности выделения леса из других видов землепользования с соответствующим закреплением собственности на лес.

В начале XVIII в. Петр I развернул работы по созданию отечественного флота. Он объявил леса, годные для кораблестроения, собственностью государства. Владельцы таких лесов потеряли право на его рубку в своих собственных землях - лесных дачах. Указом 1703 г. Петр I повелел описать все леса, находящиеся на расстоянии от больших рек (Волга, Днепр, Дон) до 50 верст (53 км) и от малых рек (Воронеж, Десна, Хопер и пр.) - на 20 верст (21 км), объявив эти полосы заповедными. На этом пространстве было запрещено всем без исключения рубить дуб, клен, ильм, вяз, карагач, лиственницу и сосну толщиной 12 вершков и более. За нарушение был установлен штраф: за порубку всякого дерева, кроме дуба, 10 руб. за дерево, а за дуб и за большую порубку остальных заповедных деревьев - смертная казнь.

Для надзора за заповедными лесами в 1717 г. Петром I повелел назначать «добрых людей» с окладом из государевой казны. За каждым из «добрых людей» закреплялось наблюдение за 500 крестьянскими дворами. Старшими над этими «добрыми людьми» были определены надзиратели из дворян.

С марта 1719 г. в заповедных лесах появилась регулярная лесная стража из служилых людей. Леса и лесная стража находились в распоряжении Адмиралтейств-коллегий, которая назначала обер-вальдмейстеров (главных лесничих) для надзора за заповеданным таким образом лесом. Непосредственное распоряжение лесом осуществляли назначенные из дворян вальдмейстеры, за каждым из которых закрепляли заповедные леса вдоль конкретной реки. Помощниками вальдмейстеров назначались унтер-вальдмейстеры.

В 1726 г. Екатерина I закрыла службу вальдмейстеров, поручив присмотр за заповедными лесами воеводам. В свою очередь, Анна Иоанновна отменила указ Екатерины I и восстановила в 1731 г. вальдмейстерскую службу в том виде, какой она имела прежде, поскольку воровство в заповедных лесах приобрело угрожающие размеры. В помощь вальдмейстерам были определены еще и воеводы, губернаторы и специальные команды Адмиралтейств-коллегий.

В таком виде лесная служба в заповедных лесах просуществовала до 1782 г. [4]. Поэтому, до создания государственной лесной службы в 1798 г. в виде Лесного департамента и в первые годы его существования, лесная охрана состояла из лесных надзирателей, назначаемых ежегодно из крестьян казенных поселений и отставных солдат, финансируемых из местной казны.
Организация Лесного департамента положила начало подготовке профессиональных кадров лесной охраны в России. Тогда же была введена новая должность пожарного старосты, избираемого на 3 года из «поселян трезвых и доброго поведения» и оплачиваемого из государственной казны.
Тем не менее, к началу XIX столетия было отмечено неудовлетворительное состояние лесного дела, в том числе и лесоохранного, прежде всего в корабельных и казенных лесах. Основными причинами этого уже тогда считали нехватку кадров и низкую оплату труда лесной охраны. Поэтому в 1826 г. в положении «О новом устройстве лесной части» работники лесной стражи в отдельных случаях (во время пожарных работ, при борьбе с лесонарушителями) приравнивались по правам к унтер-офицерам. Количество работников лесной стражи также постепенно увеличивалось. Сложности с набором в лесную охрану заключались в том, что от работника при минимальной оплате труда требовалась максимальная честность.
В 1827 г. обер-форстмейстеров переименовывали в губернских и старших лесничих, а форстмейстеров - в младших лесничих и подлесничих. В помощь им для несения охраны лесов в 1831 г. стали определять рекрутов и солдат нестроевой службы.

В конце 1832 г. было издано «Положение о постоянной лесной страже по ведомству Министерства финансов». Идея этого документа принадлежала Александру I и была осуществлена в его правление в некоторых дачах и рощах Херсонской губернии. На основании «Положения...» постоянная лесная стража укомплектовывалась из семейных казенных крестьян или отставных военных чинов, поселяемых вблизи казенных лесных дач, вне деревень (первые кордоны). На каждый участок лесной стражи полагались: хозяин, служащий пеший стрелок, его помощник, запасные стрелки, неспособные и малолетки. Охрана леса возлагалась на служащих стрелков и их помощников и только в случае необходимости на запасных стрелков, хозяев и малолеток. Срок службы лесной стражи был 20 лет, при этом она освобождалась от платежа государственных податей, земских и рекрутских повинностей и от военного постоя. Все это способствовало созданию Корпуса лесничих (1839), закрепившего профессиональные требования к руководящим работникам и зависимость лесного хозяйства от лесных наук и лесного образования.

В 1839 г. было введено «Положение о Корпусе лесничих», который в соответствии с Лесным уставом формировался из лиц, окончивших курс в лесных учебных заведениях, а при недостатке специалистов - за счет окончивших курс науки в высших и средних военных и гражданских учебных заведениях. Основу комплектования Корпуса лесничих составили воспитанники лесной роты Лесного и Межевого институтов. В 1843 г. специальным указом на офицеров Корпуса Лесничих были распространены постановления о Корпусе горных инженеров и ряд военных правил, что чрезвычайно подняло статус лесничих и их помощников.
В 1843 г. была проведена очередная реорганизация в Лесном департаменте Российской Империи. Он был восстановлен в системе Министерства государственных имуществ. Лесной департамент имел шесть отделений, одно из которых (третье) занималось охраной леса (рассматривало самовольные порубки, причины лесных пожаров, злоупотребления лесной стражи, нарушения Лесного устава. Тем не менее, принятое в тридцатые годы «Положение...» вскоре перестало удовлетворять насущным проблемам лесного хозяйства России.
В июне 1869 г. Александром II было утверждено «Положение о лесной страже в казенных лесах», предложенное министром государственных имуществ. Документ предусматривал финансирование строительства домов для лесной охраны и набора лесной стражи. Количество лесной стражи и домов для них определялось по представлению местных управлений и утверждалось министром государственных имуществ: отныне для «охранения казенных лесов учреждается казенная лесная стража, состоящая из объездчиков и лесников». В лесную стражу принимались лица всех сословий не моложе 21 года и знающие грамоту. Этим же документом предусматривалось: «...по мере учреждения казенной лесной стражи в каждой местности, немедленно увольнять от службы состоящих там полесовщиков и пожарных старост, назначенных от обществ государственных крестьян».

Вновь организованная стража должна была финансироваться за счет лесного дохода. Только первоначальное строительство домов для лесной стражи предлагалось финансировать, в том числе и из средств «государственных крестьянских сборов». Определенное чинам лесной стражи содержание назначалось как одними деньгами, так деньгами и землею, при этом исчисленный доход с земли засчитывался в счет определенного страже денежного годового содержания. Сверх того, не в счет содержания отводилась из казенных земель 1,5 десятин (около 1,65 га) земель под дом и усадьбу. Причем на весь период службы в лесной охране увеличение дохода с выделенного участка земли не могло служить основанием для снижения установленного годового оклада лесника. Дом и земельный участок составляли собственность казны и сохранялись за работниками лесной стражи только на время их лесной службы. Лесная стража была вооружена за счет казны. При увольнении ружья отбирались. Было предусмотрено ношение формы и форменных отличий для лесной стражи.

Для упорядочения лесного хозяйства в частных лесах в 1888 г. был принят лесоохранительный закон - «Положения о сбережении лесов», предполагающий единый для всех лесовладельцев порядок лесопользования, с учетом их охранных функций.

В 1905 г. по высочайшему повелению Николая II был введен в действие «Устав лесной», дополненный и переработанный в 1913 г. В соответствии с главой IV Лесного устава общий надзор за исполнением правил о сбережении лесов возлагался на Главное управление землеустройства и земледелия (с 1915 г. - Министерство земледелия) при Лесном департаменте.

Управленческая структура сбережения лесов формировалась аналогично территориальному делению страны в то время и имела вертикальный характер. Система контроля также осуществлялась по вертикали, но в обратную сторону, замыкаясь на Лесоохранительном комитете Лесного Департамента.

В 1917 г. в России были национализированы все земли, в том числе и лесные (Декрет о земле). Был создан Народный комиссариат земледелия РСФСР, в состав которого вошло Лесное управление, реорганизованное из Лесного департамента. А 28 мая 1918 г. был принят первый в советской России Декрет о лесах. В нем были определены правила пользования лесом, охраны лесов от вредителей и пожаров.

 

Изучение и учет лесов

До настоящего времени не известно, каким количеством лесов обладала Россия в годы образования государства. Вся история России заключается в непрерывной экспансии на восток, с освоением пространств и лесов, поскольку леса всегда были в России главным наполнением пространства. Купцы и царские чиновники изыскивали новые земли, и границы России раздвигались из Европы сначала до Урала, затем за Уральский хребет в Западную и Восточную Сибирь, а затем и на Дальний Восток до Охотского и Берингова морей. Вслед за купцами и царскими чиновниками ехали воинские команды и под их охраной русские и приглашенные из-за границы ученые - географы и лесоводы для описания Земли русской.

В качестве первой попытки государства привести в известность земли и леса и определить характер размещения лесов по территории России в целом, является Генеральное межевание земель Российской Империи (1766-1838 гг.), охватившее в целом 34 из 52 губерний.
Начало систематического и детального измерения лесов в России с применением специальных приемов относится к 40-м годам XIX в. Это было связано с учреждением в 1837 г. Министерства государственных имуществ, куда было передано управление лесным хозяйством империи. Со временем Министерство государственных имуществ России стало выпускать хозяйственно-статистический атлас Европейской России, в котором приводились подробные сведения о лесах губерний России.
Благодаря деятельности министра графа П.Д. Киселева в 1837 г. начались лесоустроительные работы в С.-Петербургской губернии. В этих работах принял участие и Ф.К. Арнольд, вследствие чего М.М. Орлов назвал его первым русским таксатором и лесоустроителем, поскольку Ф.К. Арнольд, кроме всего прочего, участвовал и в написании инструкции по лесоустройству.

С 1842 г. лесоустроительные работы распространились и на другие губернии. В 1845 г. была издана Инструкция для устройства казенных лесов, которую М.М. Орлов предложил считать первой по счету общей русской лесоустроительной инструкцией.

По решению Генерального штаба Российской Империи в 1857-1859 гг. его офицеры выполнили общее статистическое описание и съемку площадей практически все территории Западной Сибири.
Первые полные сведения по лесам всех землевладельцев европейской части России были собраны и обобщены А.А. Фоком, а их государственный учет выполнен на основе земельной переписи 1888 г. и обследования 1891 г..
По плану 1909 г., за первое десятилетие (1909-1919) должны были быть устроены все казенные леса Европейской России, а за следующее - все казенные леса Азиатской России. Во исполнение этого плана за семилетие (1908-1914) было устроено 93 млн десятин лесов. Но началась Первая мировая война, затем Германская война, революция и Гражданская война, разруха и ломка всего. Дореволюционная статистика по лесам завершилась изданием в конце 1919 г. альбома «Результаты бывшего казенного лесного хозяйства к 1914 г.». В этом альбоме лесная площадь в Европейской России определена в 165 млн десятин (181,5 млн га). Основные площади леса (более 2/3) были выявлены в восьми губерниях - Архангельской, Вологодской, Костромской, Пермской, Новгородской, Олонецкой, Вятской и Петроградской.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: