Опишите особенности логопедической работы при сенсорной алалии




Задание по алалии

Вариант № 2

Типикина Екатерина

1. Дайте определение сенсорной алалии и опишите механизм нарушения.

 

Сенсорная алалия (СА) – это патологическое состояние, один из вариантов речевого дизонтогенеза, который обусловлен расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен. В МКБ-10 сенсорной алалии соответствует термин «расстройство рецептивной речи». При этом доля пациентов, страдающих этим речевым расстройством, составляет всего 10%, тогда как моторная алалия встречается значительно чаще – в 90% случаев (исходя из общей структуры системного недоразвития речи).

 

Механизм нарушения при сенсорной алалии

-поражение височной доли доминантного полушария

-недостаточность анализа синтеза звуковых раздражений

-отсутствие связи между звуковым образом и обозначаемым предметом

- не развиваются фонематические дифференциации

-ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь

-речь не формируется

 

Перечислите речевые симптомы моторной алалии.

-ребёнок мало или практически совсем не говорит

-задержка развития внешней речи ребёнка

-у ребёнка не наблюдается компенсации дефекта, то есть нет такого, чтобы ребёнок не говорил до трёх лет, а потом неожиданно заговорил целыми предложениями

-ребёнок плохо чувствует язык, поэтому может неправильно употреблять слова

-у ребёнка достаточно большой пассивный словарь

-нарушения речи видны во всех её проявлениях.

 

Перечислите неречевые симптомы сенсорной алалии

-Неврологическая симптоматика: легкая асимметрия оскала, двусторонняя пирамидная симптоматика, спастические гемипарезы, слегка гидроцефальный череп. Со стороны черепно-мозговых нервов грубой патологической симптоматики не обнаруживается;

- отмечается более позднее развитие локомоторных функции (начинают ходить позже, чем обычные дети, артикуляционная моторика вялая, моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной)

- У некоторых детей отмечаются эхопраксии. Это связано с тем, что ребенок не понимает речи окружающих, но повторяет их действия, стремясь установить контакт

-Процессы восприятия нарушены избирательно. Слуховое восприятие грубо нарушено, зрительное и тактильное сохранны.

-Нарушения высших психических функций: оптико-пространственного гнозиса, неустойчивость и истощаемость внимания (наступает через 5 минут после начала работы), снижение интеллекта;

Трудности поведения: неусидчивость, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость или чрезмерная застенчивость, легкая тормозимость, упрямство.

 

Опишите особенности обследования при моторной алалии

1. Проверка слухового восприятия речи. У моторных алаликов слуховая функция сохранна.

2 Обследование понимания речи по принципу разграничения с сенсорной алалией, при которой у ребёнка грубо нарушено восприятие и понимание речи.

3. Изучают мимику ребёнка: подвижная или статичная. У моторного алалика при отсутствии речи мимика очень активна и выразительна.

4. Обследуют органы артикуляции. При моторной алалии они в норме.

5. Проверяют звукопроизношение имеющихся фонем. Обычно при моторной алалии может быть и правильное и искаженное произношение звуков.

6. Обследование психических функций. При моторной алалии у ребенка возникает негативизм к речевому общению, отсутствует мотивация к деятельности, он замыкается в себе, с трудом идет на контакт с незнакомыми людьми.

 

Опишите особенности логопедической работы при сенсорной алалии

 

Основным принципом работы является последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы: стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Из обихода исключаются звуковыеаппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов.

Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.

 

Слова, которые ребенок учится различать первыми, должны быть далекими, не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает двигательное, зрительное или тактильное подкрепление. Широко используются зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица. Проводится планомерная работа по накоплению пассивного словаря, одновременно идет и развитие собственной речи.

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя чтение и письмо их оказываются нарушенными. Грамоте начинают обучать детей по возможности раньше. Через грамоту у ребенка расширяется и уточняется понимание, проводится работа по развитию собственных лексико-грамматических и фонетических возможностей. При обучении грамоте детей с сенсорной алалией эффективным оказывается глобальное чтение, овладев которым он расширяет свои артикуляционные и акустические возможности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: