Особенности протекания перинатального периода и его влияние на психическое развитие ребенка (О. Ранк, Н.Фоудор).




Краткая характеристика периодов пренатального развития: герминальный, эмбриональный, фетальный. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие.

От зачатия до рождения плод интенсивно развива­ется и созревает. Этот процесс продолжается и в дальнейшем в жизни ребенка. Жизнь в утробе матери подразделяется на три основных стадии продолжите­льностью приблизительно по три месяца. Первый и третий периоды являются самыми важными для жизни и здоровья как плода, так и будущего ребенка.

Первый период называется эмбриональным и начи­нается с момента прикрепления оплодотворенного яйца к стенке матки. В течение этого периода образуются зачаточные формы всех органов, особенно между шестой и двенадцатой неделями. В это время эмбрион особенно восприимчив ко всем вредным влияниям.

Второй период начинается в конце третьего месяца, когда в основном завершен процесс формирования всех органов. В это время органы уже начинают функциони­ровать, хотя они еще едва проглядываются. Зародыш меньше подвержен опасным воздействиям, за исключе­нием некоторых редких болезней, например, сифилиса.

В третьем периоде также наблюдается повышенная чувствительность плода. Однако, в отличие от первого периода, когда возможно ошибочное развитие отдель­ных органов, в этом периоде наблюдается опасность преждевременных родов или, еще хуже — гибели самого плода.

Факторы, влияющие на внутриутробное развитие ребенка. Существует много факторов, вредно влияющих на плод в утробе матери в любой период беременности, и поэтому их нужно остерегаться. Приведем лишь неко­торые из них: острые инфекционные заболевания беременных общие токсины или бактериологические паразитарные заболевания последствия от применения лекарств недостаточное питание беременных кровотечения в ходе беременности и трудности в процессе внедрения оплодотворенного яйца в стенку матки все причины, затрудняющие приток кислорода в организм матери, а также рентгеновские лучи, другие виды излучений и ряд других факторов. В первые месяцы созревания плода его вес увеличи­вается в 10 раз каждый месяц в отношении к предыду­щему. Позднее вес удваивается, но в конце беременнос­ти увеличение веса замедляется. Перед самыми родами вес снова увеличивается. С первого дня зародыш растет в длину и этот фактор является более достоверным мерилом для определения возраста плода. Его длина может даже определяться по месяцам. В первые 5 месяцев количест­во возрастных месяцев возводится в квадрат, а позднее количество месяцев умножается на 5.

Тенденции развития, начинающиеся в пренатальном периоде и продолжающиеся в раннем детстве.

Особенности протекания перинатального периода и его влияние на психическое развитие ребенка (О. Ранк, Н.Фоудор).

Важная проблема – адаптация ребенка к родам и рождению. В настоящее время растет интерес к проблеме влияния на психическое и личностное развитие пренатального и перинатального периодов. Первыми, кто обратил на данную проблему внимание, были психоаналитики. Отто Ранк отводит центральную роль в развитии личности родовой травме, рассматривая рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Травма рождения, согласно О. Ранку, связана с отделением ребенка от матери, когда ребенок теряет «блаженство», райскую ситуацию внутриутробного существования. Именно эта первичная травма является причиной всякого страха, травматических переживаний всех последующих разлук, а также любых невротических состояний. Весь период детства О. Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с травмой рождения. Центральный человеческий конфликт, по О. Ранку, – стремление вернуться в матку, к безмятежному, райскому состоянию и в то же время родовая тревога, страх возвращения в материнское лоно из-за страха «изгнания из рая». Всякое удовольствие, с его точки зрения, в конечном счете имеет тенденцию к восстановлению первичного внутриматочного удовольствия. Также и сексуальность – это символическое воссоединение с матерью, воссоздание внутриутробного блаженства. Травма рождения, согласно О. Ранку, – психологическая сила, лежащая в основе человеческого творчества, религиозных образований, искусства, философских построений, которые, в конечном счете, являются попытками преодоления травмы рождения, средствами адаптации к ней.

Н. Фоудор полагает, что опыт собственного рождения настолько травматичен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Страх смерти фактически возникает при рождении, и родовая травма, пережитый при родах страх символически представлен в сновидениях. Осложненное пренатальное развитие или процесс рождения ведет, по Н. Фоудору, к тому, что некоторые дети уже рождаются невротиками в результате перенесенных внутриутробных испытаний.

Н. Фоудор предлагает четыре принципа пренатальной психологии [Там же]:

• роды являются травматичными почти в каждом случае;

• продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения;

• интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов и сразу после рождения, и в дальнейшем ведет к более серьезным последствиям;

• любовь и забота о ребенке непосредственно сразу после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.

Одни современные исследователи утверждают, что психика младенца во время, а тем более до рождения слишком неразвита, чтобы процесс появления на свет мог оказать сколько-нибудь серьезное воздействие на последующее развитие ребенка. Но другие ученые (например, психоаналитики) утверждают, что процесс рождения, несомненно, запечатлен в бессознательном и доступен зрелому сознанию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: