Основные направления деятельности государя по Макиавелли




 

Нельзя сказать, что судьба Макиавелли была полна крутых поворотов, падений и взлетов. Мы не можем сказать, что его талант был признан современниками. Даже книга «Государь», вследствие которой его имя стало известным, не была оценена при его жизни. Однако Макиавелли даже на посту чиновника смог приобрести столько опыта, что его работа интересна и сейчас.

Завоевания

 

Принципы политической деятельности государя можно рассматривать прямо по главам произведения. Условно произведение можно разделить приблизительно пополам. В первой части речь идет о том, каких видов бывают государства, как какие виды государств завоевывать, как удерживать в таких государствах власть. Очень важным, на мой взгляд, является то, что при любом утверждении, предлагаемом автором в книге, дается соответствующий пример из истории. Макиавелли в основном опирается на историю Римской империи и, будучи верующим человеком, на библейские предания, а также на примеры из недалекого ему прошлого, след событий которых еще не остыл в памяти. А это действительно важно, поскольку трудно принимать решение, не имея прецедентов в прошлом.

На время жизни Макиавелли были распространены две формы правления государством: централизованная (Турция) и раздробленная (Франция). Приводится также пример Александра Великого, который, захватив царство Дария, без труда сумел удержать в нем власть. Макиавелли говорит, что в централизованные государства труднее захватить, поскольку они имеют одного правителя, одну армию, что позволяет вести боевые действия с наибольшим эффектом. Однако, захватив власть в таком государстве и уничтожив правителя, легко удержать власть, при условии, что война не принесет лишений народу. А кроме убитой родни правителя некому повести за собой народ, т.к. никто не обладает большим авторитетом. Государство останется у завоевателя.

Внутреннее устройство

Макиавелли дает советы не только по захвату новых государств и территорий, но и по удержанию власти и спокойному управлению страной. «Спокойное управление» в понимании Макиавелли, это жизнь без войн, без раздоров и внешних (недаром ведь он участвовал во многих посольствах к Папе римскому, германскому и французскому королям) угроз, почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к государю.

Оборона

Сила государя и государства измеряются возможностью или невозможностью к обороне. Макиавелли рекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание недовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и не имея нужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будут разрушены и разграблены. После удачной обороны государь будет прославлен и найдет уважение к себе как к полководцу.

Виды войск

В междоусобных войнах Италии выделилась особая категория наемников. Совет Макиавелли по поводу этой силы однозначен. Государю разумно будет полагаться только лишь на собственные силы и собственное войско. Бесполезными Макиавелли также считал союзнические войска и отвергал применение сил союзников во всех случаях. Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжение всей его жизни представлялась возможность увидеть в действии все эти виды войск. Из них именно наемные приносили больший вред его родине.

Военное дело

Как одна из теорий возникновения государства, выделяется договорная, при которой народ отдает всю власть в руки одного человека, призванного их защищать от внешней агрессии. На этом принципе основывается то утверждение Макиавелли, что основной заботой государя должно быть военное дело. В связи с этим Макиавелли рекомендует заниматься собственно военным делом и размышлениями, изучением трудов великих полководцев. Военное дело Макиавелли считает наиболее важным для государя, поскольку это не только поможет ему укрепить тело и дух, но и получить необходимый опыт в военном ремесле.

Отношение к согражданам, поощрения и наказания

В ходе завоеваний государю подобает быть щедрым. Но только тогда, когда он тратит не свои, а завоеванные средства, дарит не свои, а чужие земли. Это будет хорошо сказываться на его авторитете, как среди собственного войска, так и среди захваченного народа, который уже не будет расценивать его как завоевателя, но как добродетеля. Но ошибкой будет обирать народ на захваченных землях и возлагать на него всяческие подати, т.к. это может помешать государю довести дело до конца «ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь…»

Жестокость и милосердие занимают отдельное место в произведении Макиавелли. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим, государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постоянно необходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды, которые он терпит, государю необходимо время от временя находить виноватых для того, чтобы умиротворять народ. Последнее оттого важно, что людям никогда не хватает духу обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет уже вылечить. Но не следует учинять расправы продолжительное время, т.к. народ может распробовать их с непредсказуемыми последствиями выдвинуть человека взамен государю, и этого следует опасаться.

Учинив расправу, государю следует обелить себя в глазах народа, показав, что такие действия были необходимы.

Расположение и уважение сограждан

Также необходимо, чтобы у народа к государю было высочайшее почтение. Этого можно добиться удачными военными предприятиями и необычайными поступками. Если государь ведет военную кампанию, то ее динамика должна захватывать его подданных, чтобы те, в случае недовольства государем не имели возможности замыслить что-то против него.

Важно также государю создать о себе хотя бы иллюзию того, что он наделен умом выдающимся.

Государя также уважают за то, что он открыто заявляет о враге или союзнике. Мало того, что это внушает уважение, это еще и правильный дипломатический ход. В таком случае, правильно выбрав союзника, государь останется в выигрыше и разделит с победителем часть завоеванного.

Выбор советников

Макиавелли определяет людей по умственным способностям следующим образом: люди, способные самостоятельно обдумать и принять решения – выдающиеся; люди, способные среди вариантов решений выбрать наилучшее и правильное – значительны; люди, не способные ни обдумать, ни принять решение – негодны. В соответствии с принадлежностью государя к первым, вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника и установив с ним отношения, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам.


Вопрос добра и зла

 

Н. Макиавелли в «Государстве» неоднократно провозглашал: «Государь по возможности не должен избегать добра, но и удаляться от зла». Я попробую разъяснить для себя, что он имел в виду.

Государь должен уметь по необходимости пользоваться то добром, то злом. Нельзя расположить к себе людей, пользуясь одним добром. Они должны не только любить и доверять государю, но и бояться его.

Если государь руководствуется только злом, то народ будет бояться его, восставать против него и стараться свергнуть. Государь не будет уверен в своих подданных, не сможет на них положиться.

Народ должен чувствовать в государе своего защитника. Если государь будет угнетать народ, то между ними не может быть и речи о какой-либо дружбе. У народа будет накапливаться обиды, не будет никакого доверия.

Если у народа плохое мнение о новом государе, то он может, делая кое-какие добродетели, изменить это мнение в лучшую сторону. Со временем доброе забывается и, поэтому, его нужно делать порциями и понемногу, чтобы не баловать людей или, наоборот, не угнетать.

У государя должно быть много положительных качеств. Люди ждут от него щедрости, сострадательности, целомудренности, твердости духа. Но он не может всем этим обладать, хотя бы по той причине, что он человек, а человек не бывает без недостатков.

Люди верят тому, что видят и поэтому государю не нужно обладать всеми этими качествами, а лишь производить впечатление такового. Иногда, конечно, надо и быть таким, но в случае необходимости применять и жестокость, и скупость, и даже вероломство, когда это необходимо.

Государь часто не может исполнить всего, что от него ждут и, чтобы сохранить государство ему приходиться «идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Он должен быть всегда готов перейти по необходимости от добра к злу и наоборот. Тогда он сохранит государство, удержит и защитит народ.

Если государь делает только добро, он все равно не может быть уверенным в своих подданных, потому что они не благодарны и не постоянны. Сегодня они будут носить государя на руках и обещать отдать за него жизнь, а завтра когда в этом будет необходимость, тут же отвернутся от него. Для государя надёжнее держать народ в страхе, но не переусердствовать. Главное, чтобы не вызвать ненависть.

Государь должен красиво говорить и обещать, но не всё исполнять потому что, если он пообещает только то, что наверняка сумеет выполнить, в него никто не поверит и не последует за ним, а если много пообещает и попытается всё выполнить, то потеряет все то, что можно: власть, могущество, государство.

Так делают наши современные политики, но их ошибка в том, что они из обещанного не исполняют абсолютно ничего, и народ относится к ним недоверительно и пренебрежительно.

Для государей достаточно делать такие добродетели, которые держат их у власти, и избегать тех, из-за которых эту власть они могут потерять.

Людям трудно понять, чему можно верить, а чему нельзя. Всегда найдутся люди, которые поверят всему обещанному и которые не поверят. И в современности, во время выборов каждый хочет показать себя с наивыгоднейшей стороны, показать свои лучшие качества. Ими не обязательно обладать. Достаточно быть лицемером и обманщиком, чтобы в тебя поверили. Важнее суметь удержаться потом, когда все узнают, что ты из себя представляешь. Даже не делая добродетели суметь остаться в глазах народа таким, каким тебе выгодно, чтобы удержаться у власти.

Для государя важно держаться золотой середины, держать подданных между страхом или любовью к себе одновременно.

«Государь…не редко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибо та часть подданных, чьего расположения ищет государь,- будь то народ, знать или войско,- развращена, то и государю, чтобы ей угодить приходиться, действовать соответственно, и в этом случае добрые дела повредить». То есть, мудрый государь должен действовать в зависимости от обстоятельств, чтобы выглядеть постоянно в выгодном свете.

«Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им добро, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурными, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно».

Это и есть то основное правило которым должен обладать (руководствоваться) государь при управлении государством для того, чтобы удерживать власть в своих руках, держать в подчинении подданных, вызывая у них при этом страх, уважение и любовь одновременно.

По моему мнению именно это хотел сказать Макиавелли в своём изречении.


Заключение

 

Никогда еще Франция не была такой ослабленной, а ее народ никогда еще не был таким обозленным, как во времена промакиавеллистической политики французского короля, окруженного итальянцами-«макиавеллистами».

И. Жантье

 

Однако советы, изложенные выше – лишь малая часть тех принципов, которыми должен руководствоваться государь. Основная мысль произведения «Государь» в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии.

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а на теологических постулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.

Политика для Макиавелли – это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила. Наблюдать ее мы можем разве что в некотором переделанном варианте в России после Петра I, а усиление – в советское время. Также эта теория нашла применение в Китае и некоторых других азиатских странах.

Такая теория деморализации политики вызвала острую критику И. Жантье, которая изложена в его трактате «Анти-Макиавелли». По мнению Жантье, учение Макиавелли – руководство к установке тирании. Само собой, что эти и другие идеи классика «безморальной» теории политики не могли не обратить внимание теоретиков политико-правовой мысли. Начиная с XVI века, в Европе появлялись трактаты, в которых остро критиковалась политическая доктрина Макиавелли. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран слились в одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этого направления аргументировано доказывали вред для общественной мысли политического аморализма, который приобрел вид национальной доктрины.


Библиография:

1. «Государь» Н.Макиавелли /Пер. Г. Муравьевой. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982

2. «Великие мыслители запада» /Пер. В.Федорина. – М.: Крон-пресс, 1999

3. «История политических и правовых учений». Учебник для ВУЗов под ред. В. Норсеянца. – М.: Инфра-М, 1997

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: