Биография Владимира Маканина




Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами».

 

В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".

Cовременное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе. Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".

Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)

Характерные черты модернизма:

интерес к частному, единичному, индивидуальному; эстетизм; идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:); культ формы и слова; идея преобразующей силы искусства.

Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).

Основные особенности литературы постмодернизма:

- подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;

- попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения; скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии; значимость, самоценность текста ("авторитет письма");

- подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");

- сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.

Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм. Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос: "Белая бумага, острый карандаш. Скорей, скорей, пока не забыл! Он все знает, он понял мир, понял Правила, постиг тайную связь событий, постиг законы сцепления миллионов обрывков разрозненных вещей! Молния озаряет мозг Алексея Петровича! Он беспокоится, ворчит, хватает лист, отодвигает локтем стаканы, и, сам изумленный своим радостным обновлением, торопливо, крупными буквами записывает только что обретенную истину: Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь." (Т. Толстая "Ночь").

Искусство прежних эпох стремилось к общественно значимым целям - воспитанию человека, конструктивному воздействию на общество и - самое главное - к поиску и выражению истины. Постмодернизм отказывает искусству в способности и возможности выразить истину. Однако из этого не следует делать пессимистических выводов, считают постмодернисты. Ведь и постмодернистская версия любого явления культуры и жизни - всего лишь версия, всего лишь комбинация знаков, а значит, не следует принимать ее слишком всерьез.

В культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством. Сам термин "произведение" уступает место термину "текст". Писатели-постмодернисты как бы издеваются над святыми понятиями, сокровенным, чтобы освободить человека от банальностей и шаблонов. Постмодернизм - это сложное и противоречивое течение, причем его представляют как писатели и поэты, сложившиеся еще в 60-е годы (А. Вознесенский, А. Битов, В. Аксенов, И. Бродский), так и новая генерация художников слова (В. Ерофеев, В. Пьецух, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин и другие). Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки", лирику И. Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия".

 

Биография Владимира Маканина

Советский и российский писатель Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область).

В 1960 году окончил математический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1967 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Работал в лаборатории Военной академии имени Дзержинского, позже был редактором в издательстве "Советский писатель". Вел семинар прозы в Литературном институте имени А.М. Горького.

В 1985-1991 годах Маканин был членом правления Союза писателей РСФСР, с 1989 года — членом исполкома Русского ПЕН-центра. Входил в общественный совет "Литературной газеты" (до 1999 года).

С 1987 года был членом общественного совета журнала "Знамя", с 1993 года входил в совет попечителей фонда "Знамя".

Первый роман Маканина "Прямая линия" был опубликован в 1965 году. В 1971 году увидела свет повесть "Безотцовщина", затем рассказ "Ключарев и Алимушкин" (1974), повесть "Голубое и красное" (1975), роман "Портрет и вокруг" (1978).

Затем вышли его роман "Предтеча" (1982) и повесть "Утрата" (1987), в которых автор использовал фольклорные и мистические мотивы.

Среди наиболее популярных произведений Маканина — "Голоса" (1982), "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" (1993), романы "Андеграунд, или Герой нашего времени" (1998) и "Испуг" (2006).

Владимир Маканин также известен как автор повестей "Кавказский пленный" (1997), "Лаз" (1997), "Сюр в пролетарском районе" (2004).

В 2008 году он представил роман "Асан" о чеченской войне, который стал победителем премии "Большая книга".

В 2011 году вышел новый роман Владимира Маканина "Две сестры и Кандинский".

В 2016 году его книга "Где сходилось небо с холмами" была отмечена премией "Ясная поляна".

Произведения Маканина были экранизированы. В 1987 году по его рассказу "Человек свиты" режиссером Андрисом Розенбергом был снят одноименный фильм с Вией Артмане в главной роли. В 1991 году Розенберг выпустил одноименную мелодраму по мотивом повести Маканина "Отдушины". В 1995 году Георгий Данелия по мотивам повести Маканина "На первом дыхании" снял картину "Орел и решка".

В 2008 году режиссер Алексей Учитель выпустил фильм "Пленный" по рассказу писателя "Кавказский пленный". Владимир Маканин выступил в картине как соавтор сценария.

В 2006 году в Московском художественном театре имени Чехова режиссер Мария Брусникина поставила спектакль по повести Маканина "Река с быстрым течением".

Владимир Маканин — лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1999 года. В 1993 году он стал лауреатом премии "Русский Букер" за повесть "Стол, покрытый сукном и с графином в середине."

Маканин был награжден Пушкинской премией фонда Тепфера (1998), Премией "Пенне" (1999), Национальной литературной премией "Большая книга" (2008).

В 2012 году он получил учрежденную властями Страсбурга Европейскую премию по литературе.

Произведения писателя переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом.

1 ноября 2017 года Владимир Маканин скончался в поселке Красный под Ростовом-на-Дону.

У писателя остались жена и две дочери.

 

Домашнее задание

1) Составить конспект по теоретической части.

2) Прочитать повесть В.Маканина «Где сходилось небо с холмами». Выполнить письменно анализ произведения по предложенному плану.

3) Срок выполнения– 05.06.2020

 


Схема анализа литературно-художественного произведения:
1. История создания.
2. Тематика. Проблематика.
3. Идейное направление произведения и его эмоциональный пафос.
4. Жанровая особенность.
5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
6. Центральные персонажи.
7. Сюжет и особенности построения конфликта.
8. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
9. Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления).
10. Композиция сюжета и основных образов, а также общая архитектоника (строение художественного произведения, взаимосвязь составных частей и элементов произведения, например, несколько сюжетных линий, вне сюжетных элементов).
11. Место произведения в творчестве писателя.
12. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: