А.Ю. Шевчук
Рынок труда – это сложная социально-экономическая система, связанная с такими важнейшими аспектами жизни общества, как уровень и качество жизни населения, демографические и миграционные процессы, система образования и др. В условиях трансформации российской экономики остаются актуальными проблемы поиска закономерностей развития и направлений регулирования экономических отношений на рынке труда. Среди исследователей этих явлений существуют разногласия в части понятийно-категориального аппарата.
Марксистская теория, которая была главенствующей в отечественной экономической науке на протяжении многих десятилетий, сделала термин «рабочая сила» наиболее широко используемым при определении объекта экономических отношений на рынке труда.
Ряд современных авторов соглашается с категорией рабочей силы, отождествляя ее со всеми наемными работниками в экономике страны. По статистике к рабочей силе относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом является категория «экономически активное население». В этом значении термин «рабочая сила» присутствует в российском законодательстве и других официальных документах в следующем контексте: миграция рабочей силы, иностранная рабочая сила, предложение рабочей силы и т.д.
Другие авторы склонны использовать термин «рабочая сила» в той трактовке, которую сформулировал К. Маркс: индивидуальная способность к труду, которой обладает живая личность человека. Ведутся дискуссии о товарном характере рабочей силы [6, 31-33].
В настоящее время в научных публикациях часто используется понятие «человеческий потенциал». Широкое применение данной категории связывают с аналитической деятельностью Организации объединенных наций, которая ежегодно рассчитывает Индекс развития человеческого потенциала для всех стран-членов ООН и отдельных регионов.
|
С точки зрения большинства ученых в области социально-гуманитарных наук, человек не может являться ресурсом, то есть средством обеспечения производства. В то же время в экономической теории выделяются такие ресурсы как труд, предпринимательские способности и знания, то есть человеческий фактор. Поэтому термин «человеческие ресурсы» прочно вошел в научный тезаурус по экономике и менеджменту, используется специалистами-практиками в России и за рубежом.
Рынок труда в наиболее широком аспекте следует рассматривать как совокупность отношений по поводу использования человеческих ресурсов. Возникновение рынка труда связывают с разложением феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. Получив личную свободу, крестьяне и ремесленники лишены средств производства, не имеют средств к существованию. В результате работник вынужден вступать в экономические отношения с собственниками средств производства (капиталистами) и реализовывать свою способность к труду. Так появился особый товар, который дал название рынку труда.
Рассмотрим основные этапы формирования российского рынка труда. В основе предлагаемой периодизации лежат наиболее значимые социально-экономические преобразования, которые способствовали принципиальным изменениям отношений и закономерностей на рынке труда.
|
Первый этап. С XVII века до 1860-х гг. – трудовые отношения в условиях зарождения капиталистического хозяйства. До отмены крепостного права в России в 1861 году работники промышленных предприятий чаще всего были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур. Работники не обладали юридической свободой, лишены возможности профессиональной и территориальной мобильности. Такие трудовые ресурсы в основном характеризовались низкой квалификацией, отсутствием мотивации к продуктивному труду и повышению его эффективности.
Второй этап. С 1860-х по 1917 гг. – возникновение рынка труда в связи с разложением феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. С момента отмены крепостного права они становились свободными людьми, не связанными с общиной, имеющими возможность переехать из сел в города. Получив личную свободу, крестьяне и ремесленники оказались лишены средств производства и не имеют средств к существованию. В результате работник вынужден вступать в экономические отношения с собственниками средств производства (капиталистами) и реализовывать свою способность к труду. Так появился особый товар, который дал название рынку труда.
Отмена крепостного права стала причиной возникновения безработицы в значительных масштабах. В целях ее устранения открывались временные и общественно полезные работы.
Работники, вступившие на рынок труда, заметно отличались от феодально зависимых более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от них умения обслуживать технику и оборудование. Квалифицированные кадры особенно были нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865-1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в России насчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемных сельскохозяйственных работников, 1 млн. – занятых в строительстве, 2 млн. – так называемых «чернорабочих», 2 млн. – занятых надомной работой [7, c.148].
|
Третий этап. С 1917 по 1929 гг. – регулируемый рынок труда в первые годы советской власти. Его отличительной чертой являлась массовая безработица в связи с послереволюционной и послевоенной ситуацией. В целях ликвидации безработицы по всей стране в течение короткого времени открылись биржи труда, которые, помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Биржи труда не зависели от государства, находились в ведении профсоюзов, в управлении биржи участвовали рабочие и предприниматели.
С началом Гражданской войны, объявлением военного коммунизма, национализацией и тотальным привлечением к труду занятость в экономике стала поддерживаться неэкономическими методами: созданием трудовых армий, принудительной мобилизацией, милитаризацией труда, принудительным распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей. В период военного коммунизма квалифицированные рабочие, чтобы прокормить семьи, переехали в деревню, а на их места были военными методами направлены малоквалифицированные люди, поэтому требовалась переквалификация рабочих, экспертиза их профессиональной трудоспособности.
Во время проведения нэпа всеобщую принудительность сменила рыночная система. На биржах труда трудоустраивали городских обывателей, белогвардейских офицеров, представителей господствовавших классов. Организовывали общественные работы. В некоторых городах успешно работали артели безработных.
Четвертый этап. С 1930 по 1991 гг. – ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости. В течение всего периода проводилась политика абсолютно полной занятости, во главу угла которой ставились административные методы, методы принуждения к труду как экономическими, так и внеэкономическими способами. Летом 1930 года был реорганизован Наркомат труда и его органы на местах. Индустриализация внедрила в жизнь идею, что все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей, должны работать как части отлаженного механизма, единого завода в масштабах страны, по единой программе.
В годы первой пятилетки в стране были учреждены отделы рабочего снабжения и закрытые распределители на предприятиях. Несанкционированное увольнение сопровождалось для рабочего серьезными материальными лишениями.
В годы индустриализации появились трудовые книжки, где фиксировались все перемещения человека. В конце 1930-х гг. рабочих бессрочно прикрепили к предприятию, как несколько раньше колхозника пожизненно прикрепили к плантации. Указ И. Сталина «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» 1940 года запретил переход с одного предприятия на другое и ввел уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. Самостоятельную перемену места работы разрешили только в 1955 году. В Уголовном кодексе РФ существовала статья, предусматривающая наказание в виде лишения свободы за тунеядство.
В 1970-1980 гг., несмотря на общий прирост трудовых ресурсов, их дефицит стал одной из главных проблем социалистической затратной экономики. Постоянно нараставшие потребности народного хозяйства в рабочей силе привело к тому, что подготовка кадров превратилась в ресурсную отрасль командно-административной экономики. Сфера занятости расширялась за счет вовлечения в общественное производство все новых контингентов трудящихся, в том числе пенсионеров, инвалидов, учащихся, женщин, занятых в домашнем хозяйстве.
Закрепление молодых работников на предприятиях проводилось с путем экономического и социального стимулирования. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию.
Через бесплатную систему подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях осуществлялось планомерное централизованное распределение молодых специалистов по всей территории страны со стимулированием заработной платы и представлением других льгот. Как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. Имело место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда переставали удовлетворять людей, например, с Дальнего Востока в Европейскую часть.
Во второй половине 1980-х гг. после некоторой либерализации экономики начался стихийный перелив рабочей силы к более выгодным условиям занятости [4, c.226].
Все это время открытого рынка труда в СССР не существовало. Тем не менее, отмечались различные скрытые процессы в системе трудовых отношений. Например, для советских предприятий была характерна скрытая безработица, то есть избыток работников на производстве.
Пятый этап. С1991 по 1998 гг. – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Системная трансформация, глубокая и затянувшаяся рецессия стали причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижения продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. С самого начала вслед за другими реформируемыми экономиками Россия «импортировала» стандартный набор институтов, действующих в данной сфере [3, с.34].
Закон «О занятости населения Российской Федерации» от 1991 года и Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, декларируют свободно избранную занятость, что означает отказ государства от тотального контроля в сфере труда и обеспечения полной занятости. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы.
Происходит институциональное оформление рынка; создан фонд занятости, функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные и исполнительные власти России, принимая соответствующие акты. Началось высвобождение работников, ставших излишними, хотя этот процесс протекает медленнее темпов спада производства. Из-за сдерживания массового высвобождения работников с малоэффективных предприятий, увеличивается скрытая безработица.
В то же время, при появлении новых институтов, российский рынок труда сохранил немалое число законодательных норм и ограничений, действовавших при административно-командной системе, которые так и не были отменены. Так, до 2002 года действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году. Многочисленные изменения и поправки, вносимые в КЗоТ на протяжении 90-х годов, носили достаточно бессистемный характер, усиливая противоречивость документа и препятствуя его практическому применению. Следствием этого стала массовая практика «обхода» действующего законодательства частными предпринимательскими структурами. Становится привычным наем работников без оформления трудовой книжки, выплата заработной платы «в конвертах» – через теневые схемы учета и без уплаты налогов. В этих условиях права наемных работников ущемляются, не выполняются базовые социальные гарантии. Получили развитие нестандартные формы занятости (неполный рабочий день, административные отпуска). Происходит девиация рынка труда, то есть отклонение в развитии от социальных ориентиров [5].
Реформы 1990-х гг., разрушив распределительную систему расстановки кадров, не создали нормальных условий для свободного участия наемных работников на рынке труда. В частности, не создан емкий и доступный рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города, в регионах имели место значительные задержки выплаты заработной платы.
В сжатые сроки произошел переход к постиндустриальному типу экономики, когда более 50% занятого населения участвуют в непроизводственной сфере. За период реформ доля работающих в сфере услуг выросла примерно на 15 процентных пунктов и достигла 60% от общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой). Следует отметить, что структурный сдвиг был достигнут преимущественно за счет абсолютного сокращения занятости в сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тогда как прирост занятости непосредственно в сфере услуг не слишком значителен (около 3 млн. человек) [2].
В 90-е годы произошел глобальный сдвиг и в системе профессионального образования в части изменения пропорций в масштабах приемов и выпусков, и между ее уровнями, что обусловило изменение структуры предложения на рынке труда.
Если в начале 90-х годов на долю учреждений начального профессионального образования (НПО) приходилось около половины принятых учащихся, а выпуск квалифицированных кадров составлял свыше 50% в системе профессионального образования, то к 2002 году доля НПО в приемах учащихся сократилась до 30%, а в выпусках – до 40%. Соответствующие показатели для вузов выросли с 22 до 40% в приемах и с 18 до 30% – в выпусках [1, c. 5-6].
К концу рассматриваемого периода наблюдается рост интереса к бизнес-образованию в области экономики, юриспруденции, менеджмента, при этом рабочие профессии и инженерные специальности в учебных заведениях оказываются невостребованными. Сохраняется солидная база для подготовки кадров у предприятий, которая в условиях общего кризиса не может работать в полную силу.
Принятый в 1991 году Закон «Об образовании» снимает с учебных заведений ответственность за трудоустройство выпускников. Таким образом, нарушается взаимосвязь рынка труда и профессионального образования. Не выполняется информационная функция рынка труда, так как те, кто получает образование, плохо информированы о состоянии и потребностях рынка труда.
Несмотря на отмеченные недостатки в ходе формирования рынка труда в постсоветский период, была достигнута главная цель преобразований: рынок труда фактически был создан, экономические отношения характеризуются либерализацией и основываются на основных рыночных регуляторах: спрос и предложение и цена труда. Заработная плата постепенно становится определяющим фактором и на рынке труда, и на потребительском рынке.
Шестой этап. С1999 года по настоящее время –развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъемом. Наблюдается переориентация внутреннего рынка труда крупных предприятий на внешний рынок труда. Сворачивается активная политика государства на рынке труда, с 2001 года ликвидируется Фонд занятости. Снижается роль государственных центров занятости населения и возрастает количество коммерческих служб трудоустройства.
Создать условия для результативного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый в конце 2001 года (вступил в действие в феврале 2002 года). Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами. Поэтому нормы, соответствующие рыночным реалиям, соседствуют в нем с ограничениями, унаследованными от командного механизма.
Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время проблема массовой безработицы в России не стоит столь остро, как на предшествующем этапе развития рынка труда. Об этом свидетельствуют предпринимаемые реформы, косвенно воздействующие на рынок труда. Так, например, с 2007 года продолжительность службы в армии сокращена до 1 года. С 2009 года в высшем образовании будет завершен переход на двухуровневую систему согласно Болонской конвенции, в соответствии с которой основная часть студентов вузов будет обучаться 4 года. Эти меры приведут к тому, что на рынке труда окажется больше молодых людей в возрасте 19-22 лет, которые, как правило, имеют трудности при устройстве на работу.
Таким образом, российский рынок труда в своем развитии прошел 6 основных этапов: появление трудовых отношений в условиях зарождения капиталистического хозяйства, возникновение рынка труда в связи с разложением феодальных отношений, создание регулируемого рынка труда в первые годы советской власти, ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости, восстановление рынка труда в период рыночных преобразований и, наконец, развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъемом.
Некоторые специалисты отмечают, что к настоящему моменту сформировалась российская модель рынка труда, которая имеет свои специфические черты по сравнению с другими моделями рынка труда в условиях капиталистической и переходной экономики:
- относительно невысокий уровень безработицы даже в самые кризисные периоды;
- низкая мобильность рабочей силы;
- развитие нетрадиционных форм занятости;
- высокая доля теневого сектора и др. [3]
На наш взгляд, российский рынок труда на современном этапе не следует считать самостоятельно оформившейся моделью, так как это внутренне противоречивая система, объединяющая слабо взаимодействующие региональные рынки.
В течение последних двух десятилетий наблюдается «сворачивание» рынка труда из поселков в районные центры – малые города, из малых городов – в региональные центры, из регионов – в Москву. Разумное распределение предложения на рынке труда по регионам сдерживается из-за неразвитого и малодоступного рынка жилья. Неравномерное развитие регионов и медленные темпы преодоления спада производства, опустение Севера вследствие сокращения финансирования государством стратегических программ, уменьшение северных пенсий. Отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания, неразвитость транспортного сообщения.
В случае развитой транспортной системы наблюдается маятниковая миграция – ежедневные перемещения работников из одного города или региона в другой к месту работы и обратно. Наибольшее распространение такая форма территориальной мобильности приобрела в регионах Москва – Московская область, Санкт-Петербург – Ленинградская область, Татарстан и близлежащие республики.
Несмотря на дифференциацию региональных рынков труда, можно выделить их общие проблемы: незначительный вклад малых предприятий в формирование рынка труда; отказ государственных органов управления от активной политики занятости; неконтролируемая трудовая миграция из стран СНГ и Китая; низкая эффективность регулирующей функции заработной платы; невыполнение профсоюзами своих основных функций; отсутствие взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием.
Все эти проблемы должны быть решены для того, чтобы рынок труда стал действительно эффективным механизмом, способствующим социально-экономическому развитию российского общества.
Литература:
1. Герций Ю.В. Проблема обеспечения баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда // Материалы совещания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Проблема правового обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда» – М., 2004. – С. 5-13.
2. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики – №1 – 2006. – С. 122-144.
3. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М., 2001.
4. Кричевский Н.А. Социальное страхование. – М., 2007. (с. 255-258).
5. Лапшин В.Ю. Функционирование и развитие рынка труда в современных условиях России: проблема девиации. – Тамбов, 2006.
6. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство. – М., 1998.
7. Чепурин М.Н. Экономическая история России. – М., 2003. С. 148