Основное окно среды NetLogo содержит поле для размещения объектов. Чтобы разместить объект, необходимо нажать на кнопку Add и выбрать объект (рис.1.1)
Рис.1.1 Основное окно среды NetLogo
Button – объект представляет собой кнопку. Содержит команду, которую выполняет при нажатии.
Slider – представляет переменную, численное значение которой можно изменять визуально.
Switch – переключатель, логическая переменная, значение которой можно изменять визуально.
Chooser – переменная, предоставляющая возможность выбора значений из списка, составленного пользователем.
Input – поле для ручного ввода значения для заданной переменной.
Monitor – отображает текущее значение выбранной переменной.
Plot – объект является координатной плоскостью для построения графиков. Чтобы построить графики необходимо указать какие переменные будут являться значениями функций (рис. 1.2.).
Output – подобно объекту Monitor выводит на экран информацию. Однако отличие в том, что может отображать любую текстовую информацию по заказу пользователя.
Note – объект для составления записей в рабочей области (можно использовать в качестве комментариев).
Вкладка Information содержит в себе информацию о модели. Для заполнения информации, следует нажать кнопку Edit.
Рис. 1.2. Окно свойств объекта Plot
Вкладка Procedures предназначена для создания пользовательских функций. Выражения в объектах и процедуры пишутся на языке Logo. Более подробную информацию об объектах среды NetLogo и о языке программирования Logo можно найти в руководстве пользователя в закладке Help à NetLogo User Manual.
Окно моделирования системной динамики также имеет область для размещения объектов (Tools à System Dynamics Modeler)(рис. 1.3.).
|
Рис. 1.3. Окно моделирования системной динамики
Stock – объект, способный содержать в себе количественную характеристику совокупности чего-либо.
Variable – объект переменной, может содержать численное значение или заданное выражением. Может меняться при изменении объектов, от которых она зависит, но нельзя менять напрямую.
Flow – объект потока. Содержит в себе константу или выражение. Результирующее значение отнимает от стока с одной стороны и прибавляет к стоку с другой стороны (если таковые имеются).
Link – соединяет два объекта, позволяя делать обращения между ними.
dt – переменная, влияющая на точность при каждом шаге. При создании выражений в объектах Flow автоматически добавляется к ним. С его помощью можно регулировать объем потока.
Важное примечание! Из-за использования средой этого параметра, все выражения в объектах желательно записывать внутри скобок: (<выражение>).
Постановка задачи:
- построить имитационную модель (производство, склад, магазин, покупатель), которая имеет определенное количество уровней. Объем потока выбрать самостоятельно. При помощи инструмента Plot получить динамику значений стоков;
- создать такую же модель в среде Mathcad, используя конечно-разностные уравнения;
- результаты построенных моделей должны совпадать. Идентичность проверить по построенным графикам.
Пример: построить модель (третьего уровня) перемещения продукции по следующему маршруту:
Фабрика à Склад à Магазин à Покупатель.
Результат может выглядеть так, как показано на рис. 1.4.
Составить отчёт о проделанной работе, который должен содержать:
|
1. Номер практической работы, название темы.
2. Цель работы.
3. Постановку задачи, вариант.
4. Краткое теоретическое введение.
5. Блок-схему модели.
6. Результаты работы модели в среде NetLogo и саму модель.
7. Вычисления и результаты работы модели в среде MathCad.
8. Выводы о проделанной работе.
Рис. 1.4. Пример построенной модели в среде NetLogo
Варианты заданий