К сожалению, не всегда можно использовать подобные средства непосредственно в тот момент, когда накопилось утомление или возникла напряженная ситуация.
В таких ситуациях крайне необходимым является владение способами саморегуляции (см. глоссарий).
Что нам это даст?
В результате саморегуляции возникает
три основных эффекта:
- эффект успокоения;
- эффект восстановления;
- эффект активизации
Своевременная саморегуляция – своеобразное психогигиеническое средство, предотвращающее накопление остаточных явлений перенапряжения.
Чтобы преодолеть негативные чувства
Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье в период дистанционного обучения, подготовки к сдаче ГИА, других ситуациях не пренебрегайте минутами отдыха – это важно!
Научиться обеспечивать психологическую разгрузку возможно...
Рекомендация №1:
Предлагаю простой, эффективный, и достаточно популярный способснятия мышечного напряжение, излишней тревожности у всей семьи, который поможет психологически настроиться, вселить уверенность в своих силах, добиться спокойствия, равновесия – виртуальное путешествие (релаксация).
Подобно эффекту совместного просмотра фото после проведенного отдыха, при котором задействуется весь спектр чувств, эмоций. Наше воображение поможет задействовать ресурсные состояния, которые всплывают на поверхность в виде положительных эмоций, и мы получаем дополнительный заряд бодрости (терапевтический эффект).
Эффект расслабления нервной системы при больших нагрузках и усталости достигается используя аудиовизуальные каналы восприятия.
Как это сделать?
1. Включите псевдомузыкальное звуковое сопровождение, например, запись морского прибоя или пение птиц в лесу.
|
2. При прослушивании возьмите свой фотоальбом об удачно проведенном летнем отдыхе (галерея фото в телефоне)- просмотрите, а дальше займите удобное для себя положение, закройте глаза и мысленно переместись туда (на пустое побережье с пальмами, в сад, в лес, в горы, на ставок – туда, где вам было хорошо, где вы были счастливы).
3. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта…
4. Оставайтесь там некоторое время при взаимодействии друг с другом (по – возможности проговаривайте свои чувства)…
Рекомендация №2:
Зрительная техника для осознания своих проблем, снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации её преодоление, получение положительных эмоций.
1.Включите псевдомузыкальное звуковое сопровождение.
2.Займите удобное для себя положение, закройте глаза. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта…
3. Мысленно переместись на берег реки… Вы медленно идёте вдоль берега и подходите к водопаду (вода чистая и тёплая)…. Входите в него, и прозрачные струи воды очищают вас, наполняют силой и энергией (вы избавлены от тревог, очищены, вам светло и радостно!)…
За водопадом – грот, тихий, уютный, в нем вы остаётесь один на один с собой...
…Пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении и только тогда откройте глаза.
|
ВЫВОД: тело не умеет обманывать, а к телесным ощущениям всегда прислушается разум - этим можно управлять.
ГЛОССАРИЙ:
Ресурсное состояние – состояние психологического и физического комфорта, сохраняемое в эмоциональной памяти, которое можно вызвать.
Релаксация - это расслабление, снятие нервного напряжения, освобождение себя от назойливых мыслей, вызов положительных эмоций.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осуществляется с помощью четырёх этих основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.
Государственное общеобразовательное
учреждение Луганской Народной
Республики «Свердловский учебно-
воспитательный комплекс №1 «Детский
сад – гимназия»
Адрес школы: ул. Тельмана, 1
Тел: (06434) 2-21-64
Брошюру по итогам материалов тренерской работы, консультаций с подростками и родителями подготовила практический психолог