Класс 4
Тема: «Письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное»
Цель урока:
- образовательная: закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число; закрепить умение решать составные задачи;
- развивающая: развивать математическую смекалку, творческое мышление;
- воспитательная: формировать бережное отношение к природе.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник «Математика» 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями птиц и животных.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока 1 мин.
2. Актуализация и проверка опорных знаний, умений и навыков
3. Сообщение темы и задач урока
4. Осмысление содержания и последовательности применения способов выполнения действий
5. Итоги урока
6. Сообщение домашнего задания
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Романовна, и сегодня урок математики у вас проведу я.
Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число. Откройте ваши тетради, от предыдущей работы отступите 4 клетки, на пятой запишите число, «классная работа».
- Запишите в тетради промежуточные ответы. (160, 80, 560, 700,120, 60, 180, 200)
-Запишите ответы в порядке возрастания, соотнося число с буквой.
Г | О | К | И | Я | О | Л | Э |
- Какое слово у вас получилось? (экология)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- С какой темой будет связан наш урок?
- Надеюсь, что сегодня вы не только повторите письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, но и узнаете еще много интересного. Все задания нашего урока будут связаны с экологией.
Актуализация опорных знаний
- В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)
- Каким действием вы нашли ответ? (сложением)
- Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? (10)
- Каким действием вы нашли ответ? (делением)
- Так как мы сегодня с вами на уроке будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, нам необходимо повторить названия компонентов при умножении и делении.
...: 250 = 3
700:... = 2
... х 4 = 4000
- Назовите компоненты при делении. Что неизвестно в первом примере? (Делимое)
- Как найти неизвестное делимое? (нужно частное умножить на делитель)
- Чему равно делимое? (750)
- Что неизвестно во втором примере? (Делитель)
- Как найти неизвестный делитель? (нужно делимое поделить на частное)
- Чему равен делитель? (350)
- Что неизвестно в третьем примере? (Множитель)
- Как найти неизвестный множитель? (нужно произведение поделить на известный множитель)
- Чему равен множитель? (1000)
- Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа.
750- столько жуков-короедов съедает за один день дятел.
350 – столько лет живет сосна.
1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за год.
Осмысление содержания и последовательности применения способов выполнения действий
Решение примеров
- Мы делили и умножали устно, а теперь переходим к письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное число. Откройте учебники на странице 86, найдите 397 упражнение. Прочитайте, что необходимо сделать?
(3168 8305 41842 34003
704 4309 137086 50821)
- Послушайте дополнительные вопросы, которые являются экологическими задачами. Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (4)
- Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000)
Физкультминутка
Решение задачи
-А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашей работы. Но сначала вам предстоит отгадать загадку. Первая часть слова состоит из предлога “за”, а вторая часть слова – это загородный дом. (задача)
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?
Дрозды – 335 гусениц
Дятлы -? в 6 раз больше ![]() | |
) на? | |
Скворцы -? в 3 раза меньше ![]() |
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.)
- Как можно узнать? Каким действием?
- Повторите вопрос задачи.
- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара дятлов, чем пара скворцов? (Вычитанием)
-Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение (Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?)
VII. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- А теперь решим еще одну задачу из учебника на странице 34 №16.
1 человек за доску. Слабым ученикам раздается опора для решения задачи (краткая запись).
Проверка задачи.
VIII. Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.