Музыкальное искусство Древней Греции




Рождению музыки, как свидетельствует один из известных мифов, мы обязаны Древней Греции. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников и торжественных шествий в честь богов, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приёмам исполнения было обязательной частью образования гражданина и считалось важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. О значении музыки в жизни греческого общества говорили многие выдающиеся мыслители того времени, например, Платон: «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Орфей, играющий на лире. роспись на вазе. Около 450 г. до н. э.

Аристотель подчёркивал её «способность оказывать известное воздействие на этическую сторону души» человека.

Многое могут рассказать о роли музыки древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов. Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды, воспевающие подвиги героев и деяния богов. Они исполняли песнопения в сопровождении формингса, струны которого натягивались поперёк черепахового панциря.

В VII—VI вв. до н. э. возникла хоровая и сольная, гражданская и военная лирика. Крупнейшим поэтом-лириком стал Пиндар (род. в 518 г. до н. э.), сочинявший торжественные оды, предназначенные для исполнения на гимнастических или «мусических» состязаниях. Прославилась и поэтесса Сапфо (VII—VI вв. до н. э.) — «десятая муза» с острова Лесбос. Она создала школу, где знатные девушки обучались поэтическому искусству, пляскам и пению.

Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам: формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре, которые лучше всего подходили для возвышенного музицирования. Из духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

Муза, играющая на лире. Роспись лекифа. около 445 г. до н. э.

И все-таки особое предпочтение греки отдавали лире, которая сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов. Не случайно древнегреческих поэтов именовали песнопевцами и изображали с лирой в руках. К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.

В античной трагедии у музыки была чрезвычайно важная функция — вызывать у зрителей необходимые, по мнению драматурга, чувства и мысли. Роль «идеального зрителя», способного проникновенно и мудро истолковывать смысл происходящего на сцене, выполнял хор. В комедийных же представлениях музыка имела гораздо меньшее значение.

В Древней Греции существовали теоретические школы музыкального искусства. Гармоники считали, что главным критерием музыкально-прекрасного является восприятие на слух («приятное созвучие»). Каноники исходили из отвлечённо-математического понимания музыки. Они утверждали, что «в музыке действуют природа и сила числа». Пальма первенства в их споре принадлежала гармоникам.

 

Музыка Древнего Рима

Музыкальная культура Древнего Рима развивалась во многом под влиянием греческой, позднее сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта. Этот сплав разностильной музыки вполне отвечал прихотям богатых римлян, ведущих праздный образ жизни, — музыка призвана была пробуждать «изнеженные чувства», веселить, создавать праздничное настроение.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Именно такую профессию поэт Марциал (ок. 40 — ок. 104 гг.) советует избрать сыну друга: лишь в этом случае ему будет обеспечена карьера. Хорошим вкусом у римских меценатов считалось содержать оркестры из рабов. Впервые была введена практика организации музыкальных концертов. Большой успех имели публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров. В честь некоторых музыкантов на площадях городов возводились памятники. Особой популярностью пользовались музыкальные состязания поэтов, певцов и кифаристов (исполнителей на кифаре). Победителей торжественно чествовали и увенчивали лавровыми венками.

Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой. Не случайно Ювенал называл истинным поэтом того, кто сочетает стихи с мелодиями. Положенные на музыку лирические произведения Овидия, Горация и Катулла демонстрировали органическое единство этих искусств. Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать триумфальные или победные песни, песни застольные, свадебные и поминальные.

Музыка звучала и во время народных праздников, например, сбора урожая. В хвалебных гимнах люди выражали благодарность богам за собранный урожай и молили их о будущем. Знамениты и любимы были праздники бога Вакха — вакханалии, сопровождавшиеся музыкой, пением и плясками.

После завоевания римлянами Египта в моду вошли водяные органы — гидравлосы, украшающие роскошные виллы и дворцы знати. Пронзительное и громкое звучание этого огромного и неповоротливого инструмента могло распространяться на несколько километров. Вода служила в нём для поддержания давления воздуха, поступавшего в трубы. В римских легионах создавали большие духовые оркестры, сопровождавшие воинов в походах. В них использовались довольно примитивные рога и трубы, разнообразные по форме и тембру. Зато они хорошо выполняли свою функцию — подавать сигналы к действию и ободрять солдат во время сражений.

Постепенно музыка становилась ремеслом, способным лишь забавлять и развлекать публику, а поэтому многие мыслители той эпохи утверждали, что музыка, если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство...

Вопросы и задания

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Аполлона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима.

 

Творческая мастерская

ü Попробуйте разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисуйте эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Каким декорациям вы отдадите предпочтение? Почему?

ü Посмотрите одну из современных театральных постановок древнегреческих трагедий или комедий. В чём заключается причина их неослабевающей популярности? Напишите рецензию на этот спектакль, отметив режиссёрский замысел и его воплощение, игру актёров, музыку и декорации.

ü Подготовьте творческий портрет одного из греческих писателей или поэтов (Гомера, Эсхила, Софокла, Аристофана, Сапфо или Анакреонта). Какие произведения этих авторов вы бы включили в антологию греческой литературы? Поясните свой выбор.

ü Определите по словарю и запишите в тетрадь значения музыкальных понятий: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: