Реферат
«Что такое новости. Структура новости»
Выполнил: студент
1 курса заочного отделения
Направления подготовки
42.03.01 – Реклама и связи с общественностью,
Профиль подготовки «Коммуникационный менеджмент»
Логинов Е.Н.
Проверила: Ибраева Р.М.
УФА-2017
Содержание
Введение | |
1 Теоретическая основа новостей | |
1.1 Определение новостей и его история | |
1.2 Структура новостей | |
2 Отношение к средствам массовой информации |
Введение
Что такое новости? На этот вопрос, казалось бы, может ответить любой ребенок. Новости – это сообщения о каких-то событиях, которые происходят вокруг. На самом деле, мы окружены различным родом новостей. Это новости из жизни близких или родных. Новости районного значения. Регионального. Федерального. Мирового. Вселенского. Да новости бывают разными. Как, впрочем, по-разному трактуется и то, что можно этой самой новость считать.
Вот, например, в Британии считаю, что новости – это не когда собака укусила человека, а человек укусил собаку. Новость считается, что новенькое только что найдено, исследованное, раскрыто или приобретено. Если я купила себе дом, то это считается новость между моими родственниками, а не налоговой, власть или ворами, это им не надо знать. А если в мире где-то открыли новое лекарство по излечению, например, рака, то это считается новостью дня.
Все это, конечно хорошо. Только вот давно подмечено и миллион раз доказано, что плохие новости привлекают наше внимание гораздо сильнее, чем позитивные сообщения. Все чаще и чаще новостные передачи и колонки в газетах открывает информация о стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, захвате заложников. И все реже и реже мы слышим сообщения о жизни редких видов бабочек, успехах дошколят или нечто прочем. За это многие ругают журналистику, но продолжают поглощать именно такую информации. Парадокс современности.
|
Теоретическая основа новостей
Определение новостей и его история
Новости — оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент. Также новостями называют программы (собрание нескольких новостей) на телевидении и радио, а в печатной прессе или на веб-сайтах — сводки новостей, например, в специальной рубрике в газете.
Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в начале часа и длятся от двух минут до часа. Новости обычно бывают из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. Западной традицией предполагается, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией. Специальный выпуск — это выпуск, посвященный только одной теме, продолжительность и периодичность специальных выпусков может отличаться от обычных выпусков.
Издавна новости распространялись, зачастую в искажённом виде, как слухи, от человека к человеку. Официальные новости в древности доставляли гонцы, объявляли их для всеобщего сведения глашатаи. В Древнем Риме богатые люди, жившие в колониях, имели в Риме своих личных корреспондентов-хроникеров, которые должны были держать их в курсе всего происходящего в столице. Большинство этих корреспондентов были образованными рабами. Например, когда Цицерон был проконсулом, то некий Хрест сообщал ему из Рима ему политические новости, пересылал отчеты о гладиаторских боях, городских происшествиях и ходивших по городу сплетнях.
|
Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.
Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.
В средневековой Европе необходимость поддерживать сообщения между городами заставляла правительства, учреждения и некоторых частных лиц заводить особых гонцов, которые постоянно ездили между определенными городами, передавая от одного в другой различного рода сообщения. В конце XV века для поддержания постоянного обмена известиями между различными пунктами правительственные учреждения, монастыри, князья, университеты начали усиленно пользоваться такими гонцами и между наиболее центральными и оживленными пунктами установился чрезвычайно деятельный и вполне урегулированный обмен известиями. Сначала известия эти были не чем иным, как сообщениями частных лиц частным лицам, или же правительственными циркулярами. Но постепенно все больший круг лиц начинал интересоваться всевозможными вестями, привозимыми гонцами, они стали распространять среди лиц, для которых они представляли уже не личный, а общественный интерес. Письма, адресованные частному лицу, но представлявшие общий интерес, начали переписываться в нескольких экземплярах и рассылаться знакомым. Таким путем частная переписка постепенно развивалась в общественную рукописную газету.
|
Вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты газетты, которую платили за листок новостей вен. La gazeta dele novità (буквально «Новостей на газетту») в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».
В XIX веке появление электрического телеграфа сделало возможным для газет с невиданной до того быстротой доводить до сведения читателей новости о событиях во всём мире.
Появление радиовещания в 1920-е годы ещё ускорило распространение новостей.
Распространение телевидения начиная с 1940-х годов позволило получать не только текстовую или звуковую, но и видеоинформацию о событиях. К концу XX века благодаря развитию спутникового и кабельного телевидения появились специальные новостные телеканалы, вещающие круглосуточно.
Наконец, развитие Интернета, появление Интернет-СМИ привело к тому, что новости в настоящее время распространяются практически мгновенно по всему миру.
Структура новостей
Второй по важности вещью в тексте после заголовка является структура сообщения. Для разных изданий она, конечно, может быть разной. Взять, например, таблоид ("бульварную" газету) вроде издания "Твой день".
Там используются чрезвычайно притягательные заголовки, в которых иногда передергиваются, преувеличиваются факты. Например, 28 декабря 2007 года "Твой день" вышел с заголовком "Билана спасают врачи "скорой". В заметке речь шла о том, как популярный певец серьезно заболел, отменил концерты и даже не мог подняться с постели. Только в предпоследнем абзаце выясняется, что речь идет о простуде.
В некоторых британских и американских газетах часто можно увидеть, как главная мысль текста прячется в пятом-шестом абзаце. Это часто объясняется тем, что в первых абзацах журналист пересказывает всю предысторию читателю, который о ней не знает. То есть если, например, The Times рассказывает о привычках русских олигархов, можно быть уверенным - они перечислят и самих богачей, и источники их богатства и какие-то жареные факты - и все перед тем, как перейти к собственно описываемому событию.
Новостная журналистика исповедует совершенно иной подход к изложению материала. Помните, как новостные сообщения у агентств вырастали из одной, самой главной строчки? Это серьезно влияет на структуру новостного текста. Схему, по которой он строится, часто называют пирамидой, потому что она действительно похожа на пирамиду.
Новостной текст в среднем состоит из 4-6 абзацев. Иногда, конечно, бывает меньше (сообщение о каком-нибудь незначащем событии без подробностей), иногда - больше (сложная новость с объяснениями).
Представим себе пирамиду, разделенную на столько кусочков, сколько у нас абзацев. Самое главное в такой пирамиде - вершина, то есть заголовок. Из него мы узнаем, что, например, в России новый президент, а в Ираке повесили друзей Саддама Хусейна. Логично, что первый абзац обязательно раскрывает более подробно заголовок.
Во втором абзаце размещается все то, что не уместилось в первом. Зачастую так и бывает - в новости можно выделить главное (оно идет в заголовок) и интересные подробности, которые идут в подзаголовок и во второй абзац. Третий абзац подбирает то, что осталось после первых двух и/или начинает описывать расстановку сил. Четвертый еще больше места отводит на объяснения.
Бэк
Все это подводит нас к понятию бэка или бэкграунда. Так называют фоновые события, контекст происходящего, предшествующую новости историю. Так вот, третий и четвертый абзацы новости - это те части текста, где располагается бэк. Зачем нужен бэк? В первую очередь, для того, чтобы связать нынешнюю новость с тем, что происходило раньше. Частично это уже делают микроштампы заголовка - "предвыборная гонка" настраивает нас на откровения политиков или заявления ЦИКа, "битцевский маньяк" - на кровавые подробности расследования, а "башни-близнецы" на Аль-Каеду, страховые выплаты, теорию заговора и бог знает что еще. Но этого, очевидно, недостаточно. Например, был такой телеведущий Владислав Листьев. Его убили свыше 10 лет назад, а новости, связанные с "делом Листьева" (микроштамп!) появляются довольно редко. Поэтому, если вам выпало писать такую новость, в бэке надо обязательно указать, что Листьев был убит тогда-то и тогда-то, следствие шло так-то, в числе подозреваемых были такие-то и такие-то. Все это надо уместить в полтора-два абзаца. Тогда даже самый ленивый читатель поймет то, что вы написали в первых двух абзацах. Бэк - это одна из тех вещей, которая делает работу новостника особенно интересной. Фактически, сухие строчки бэка позволяют управлять общественным мнением. Например, если Ксения Собчак выйдет замуж за какого-нибудь рэпера, от вашей характеристики будет зависеть то, как воспримут этот брак читатели вашего издания.
Факты минус эмоции
Бывает журналистика факта и журналистика мнения. В первом случае автор старается быть объективным, во втором - излагает свое мнение о происходящем. Мы говорим о новостях, это в большинстве случаев журналистика факта. Теперь понятно, что в бэке новости, да и во всем тексте новостному журналисту категорически запрещено явно выражать свое отношение к действующим лицам, а также переосмысливать имеющиеся данные, придавать им определенную окраску. Это сделано специально - эмоциональные новости почти всегда читаются хуже, чем бесстрастные, потому что на новостной сайт идут не за вашими ценными эмоциями, а за информацией. Если хотите излагать мнение, договоритесь с главным редактором и ведите колонку.
Чтобы понять, что случается, когда журналист эмоционально подходит к новостям, достаточно взять любую городскую или районную газету: 16 марта 2007 года, газета "Новый век" (г. Лыткарино Московской области): Ах ты, удаль танцевальная!
2 марта лыткаринские артисты отправились на фестиваль "Ах ты, удаль Люберецкая!". Наши талантливые артисты выступили просто блестяще. И привезли с люберецкого фестиваля подарки за призовые места. В частности, наград были удостоены эстрадный коллектив "Ирис", хореографический коллектив "Стиль" и коллектив "Солти-Моушн", занимающийся клубными танцами.
Лучше бы вместо "талантливых" и "блестящих" в заметке рассказали, какие именно призовые места заняли артисты (первое, второе, третье, десятое). И какие призы получили.
Но что делать, когда очень хочется провести свою линию? Давайте представим себе другую ситуацию. Какой-нибудь бывший военный преступник организовал фонд, и через этот фонд пожертвовал голодающим детям Африки кучу денег.
Естественно, что пресс-служба этого парня сделает все, чтобы показать, какой он хороший и добрый. Мы же знаем, что он военный преступник. В этом случае в бэке мы можем указать, сколько человек он погубил, и что это вообще-то его первая попытка поучаствовать в благотворительных программах, а раньше все было наоборот. Для всего этого не требуется эмоций - надо лишь расположить факты в необходимом порядке. Необходимом не вам, а читателю, который должен до конца понять, что за человек ньюсмейкер.
Другой, менее фантастичный пример. Некая компания столкнулась с налоговыми претензиями. Выступает известный депутат, утверждает, что честных бизнесменов скоро не останется. Обязанностью журналиста является проверка, не является ли этот депутат акционером этой компании.
Чуть более сложный пример. Депутат, соучредитель компании, устраивает депутатскую проверку конкурентам.
Идея понятна. Бэк нужен для того, чтобы как можно точнее описать пространство, в котором происходят события.
Три примера
Возьмем несколько текстов (все они без бэка) и укажем ошибки.
1. В России состоялись президентские выборы
Президентом России стал Василий Пупкин, говорится в пресс-релизе Центризбиркома, выпущенном четвертого марта 2008 года.
Пупкин был одним из восемнадцати зарегистрированных кандидатов. Ни один из них не набрал на выборах более пяти процентов голосов.
2. В России состоялись президентские выборы
В зале Центризбиркома было душно. Журналисты ждали объявления результатов президентских выборов.
Всего на пост президента в этот раз претендовали восемнадцать человек.
Как объявил председатель ЦИК, ни один, кроме Пупкина, не набрал более 5 процентов голосов. Пупкин же одержал победу с 55 процентами.
3. В России состоялись президентские выборы
Семнадцать из восемнадцати зарегистрировавшихся в качестве кандидатов на пост президента политиков не набрали даже пяти процентов голосов, говорится в пресс-релизе ЦИК.
Восемнадцатый, Василий Пупкин, набрал 55 процентов голосов. Он и станет президентом России.
Во всех трех неудачный заголовок. Главная новость не в том, что формально закончилась выборная процедура. Главная новость в том, что в России появился новый президент. И это Василий Пупкин. То есть, лучше всего было бы поставить Президентом России стал Василий Пупкин
В первом тексте не хватает данных о том, сколько процентов голосов набрал Пупкин - а ведь это чуть ли не самое важное.
Во втором автор зачем-то описывает духоту и переживания журналистов. Новость дня и года раскрывается только в третьем абзаце!
В третьем тексте более тонкая ошибка. Автор ошибочно счел, что непрохождение большинством кандидатов пятипроцентного барьера - гораздо более интересная новость, чем победа Пупкина. Для автора как для аналитика, это, возможно, и так. На самом деле, новость в том, кто стал президентом. Для простых граждан это важнее. А вот эта вторая новость про расклад сил вполне достойна второго абзаца.
Подводим итоги.
В первом абзаце раскрываем заголовок. Во втором абзаце пишем подробности и раскрываем подзаголовок или вторую новость (в нашем случае - непрохождение пятипроцентного барьера). В третьем абзаце можно начать писать бэк. В четвертом - продолжить.
Дизайн хорошей новости
Сейчас модно слово "дизайн". В русском языке он чаще всего синонимичен словосочетанию "художественное оформление". В английском спектр значений слова design гораздо шире. Это план, эскиз, чертеж, схема, устройство чего-либо. Подзаголовок использует именно это значение.
Профессор Дональд Норман в свое время написал книгу "Дизайн привычных вещей" (The Design of Everyday Things). Книга стала классикой, потому что на простых примерах показывала, почему некоторые вещи выглядят именно так, и как можно сделать их понятнее для пользователей. Речь в ней идет обо всем - от полицейского из набора "Лего" до обычных дверей. Раз за разом автор подчеркивает - понятный дизайн, простая конструкция, естественные подсказки делают общение с вещью или устройством удобнее и уменьшают число ошибок.
Эти принципы универсальны.Они применимы и к текстам. Каким бы ни был формат вашего издания, тексты должны быть скомпонованы максимально удобным способом. Пусть новость - вещь, у которой есть пользователи (мы их называем читателями). Каково устройство хорошей новости? Существуют ли правила, которых нужно придерживаться при проектировании и написании новости? Возможна ли тут защита от дурака? Конечно.
Новость как предмет обладает рядом свойств.
Во-первых, сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.
Во-вторых, новость - одноразовый предмет. Читатели не привыкли использовать ее многажды. Хорошо написанное сообщение удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания.
В-третьих, поделите текст на связанные друг с другом части - никто не потребляет новость залпом, одним огромным абзацем.
В-четвертых, дайте возможность читателю проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания.
В-пятых, избавьтесь от длинных предложений в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.
Пробегитесь по конструкциям-паразитам. В хорошо скомпонованной новости минимум вводных слов и оборотов.
Посмотрите на свои тексты. Попытайтесь убрать приведенные словосочетания или обойдитесь без них, предложив замену.
должен быть; может быть; таким образом; однако; того, что; кроме того/к тому же; кстати; в частности/например/так.
Восприятие, легкость работы с текстом напрямую зависит от его дизайна, что бы ни понималось под этим словом. Формат, который так не любят многие журналисты, призван помочь в оформлении новости. Он определяет выведенные эмпирическим путем правила, соблюдая которые, можно избежать типичных ошибок.
Каждое издание уникально. Взгляните на LIFE.ru. Отличный дизайн заголовков, но почти никакие тексты. Заголовки обладают такой убойной силой, что тексты под ними уже совершенно не важны.
Дизайн новости ярко показывает, для кого она писалась. Если новость пишет стажер, он старается впихнуть как можно больше подробностей и боится отойти от формулировок оригинала. Опытный редактор пишет новость так, чтобы она соответствовала формату. Хороший - чтобы и соответствовала формату и была интересна читателю.
Именно направленность на читателя определяет, насколько интересной будет новость. Самолюбивый редактор написал новость, призванную научить читателя чему-либо. Результат, как правило, нехорош. Почему? Автор конструировал новость для себя, а не для читателя.
Именно поэтому дизайн пресс-релизов по большей части убог - они пишутся в расчете на то, что их будут читать не потребители и не журналисты, а начальник пиар-отдела.
Цель автора пресс-релиза - заинтересовать журналиста событием. До сих пор самый распространенный прием заключается в переделке текста из журналистики факта в журналистику мнения. Описываемое событие, товар, услуга получают ярлыки "восхитительный", "чудесный", "самый-самый".
Причина, по которой авторы пресс-релизов так поступают, науке не известна. Поверье в то, что журналист клюнет на эпитет, сродни шаманизму. На "самый-самый" клюют потребители. Журналист же вздыхает и пишет новость, очищая релиз от превосходных степеней, превращая мнения снова в факты.