Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов




В.А. Воеводкин Кандидат педагогических наук А.Ю. Кейно, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов

В настоящее время у представителей лыжных видов спорта и любителей зимних прогулок большой популярностью пользуются коньковые лыжные ходы. Быстро освоить динамичные и скоростные способы передвижения на лыжах хотят многие молодые спортсмены и энтузиасты лыжных прогулок. Однако без большой тренировочной работы добиться успеха в освоении техники коньковых ходов довольно сложно. В то же время школьная программа по физической культуре предполагает многолетнюю лыжную подготовку, где в процессе учебно- тренировочных занятий закладывается база для дальнейшего физического развития учащихся.

Цель нашего исследования - экспериментально обосновать эффективность ускоренной методики обучения технике коньковых ходов.

В исследовании участвовали студенты Института физической культуры ТГУ им. Г.Р. Державина г. Тамбова, прошедшие базовый школьный курс по лыжной подготовке.

1-я группа - экспериментальная - была сформирована из студентов 1-го курса (12 человек). Объем занятий составил 36 ч.

2 группа - контрольная - включала студентов 2-го курса (12 человек), которые год назад прошли курс лыжной подготовки (36 ч), включавший классические ходы и элементы горнолыжной техники. На 2-м курсе студенты в основном изучали полуконьковый и коньковые ходы (36 ч).

В экспериментальной группе учебный процесс на уроках лыжной подготовки был спланирован по программе 2-го курса с добавлением элементов горнолыжной техники.

До начала обучения и по его завершении в экспериментальной и контрольной группах были проведены киносъемки техники полуконькового и одновременного двухшажного конькового ходов. На кинограммах первой киносъемки были выявлены ошибки в выполнении техники:

1. В работе ног:

- неполное перемещение массы тела с одной ноги на другую;

- неустойчивое равновесие в фазе скольжения на одной лыже;

- незаконченный толчок ногой;

- резкие движения маховой ногой при подтягивании ее к опорной;

- преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, что ограничивает использование скользящей поверхности лыжи;

- слабое подседание на опорной ноге при выполнении отталкивания (в полуконьковом ходе).

2. В работе рук и согласованности движений:

- отсутствие правильной согласованности работы рук с движениями ногами;

- незаконченный толчок руками (в основном в экспериментальной группе).

3. В движении туловища:

- недостаточный наклон туловища при отталкивании руками;

- резкое выпрямление после окончания толчка руками.

Таблица 1. Протокол контрольного тестирования экономичности техники

Контрольная группа
Ф.И.О. Результат на 300 м Ср. скорость, м/с Средняя - ЧСС, уд/мин Пульсовая стоимость, уд/м
  Ро-в 1.02,9 4,769   0,660
  Во-в 1.03,7 4,709   0,665
  Ко-в 1.04,8 4,629   0,662
  Фи-в 1.06,1 4,538   0,668
  Ха-в 1.07,4 4,451   0,670
  Са-в 1.07,7 4,431   0,703
  Ка-в 1.08,6 4,373   0,690
  Ус-в 1.10,0 4,285   0,711
  Ма - в 1.11,6 4,189   0,700
  Шу-в 1.11,9 4,172   0,719
  Со-в 1.13,0 4,109   0,705
  Та - в 1.13,8 4,065   0,721
М= 1.08,4 4,393   0,689
  Му-н 1.03,2 4,746   0,674
  Гр-н 1.05,3 4,594   0,671
  Бы - в 1.06,4 4,518   0,693
  Ск-х 1.06,7 4,497   0,678
  Ко-в 1.07,5 4,444   0,708
  Ст-в 1.08,4 4,385   0,684
  Ко-в 1.09,8 4,297   0,705
  Гу-в 1. 10,5 4,255   0,732
  Кн-в 1. 12,0 4,166   0,728
  Ку-в 1. 12,1 4,160   0,725
  Пу-н 1. 13,5 4,081   0,723
  Ми - в 1. 14,0 4,054   0,731
М= 1.09,1 4,349   0,704

Таблица 2. Результаты исследования экономичности техники в контрольной (n = 12) и экспериментальной (n = 12) группах

№ п/п Показатели, М Контрольная группа Мо Экспериментальная группа Мо t Р
  Результат на отрезке 300 м, мин 1.09 1.08 1.08 1.09,1 0,46 >0,05
  Скорость на отрезке, м/с 4,35 4,42 4,39 4,32 0,48 >0,05
  Пульсовая стоимость, уд/м 0,70 0,69 0,69 0,74 1,88 >0,05
  Средняя ЧСС, уд/мин   181,5   182,5 0,51 >0,05

Экономичность техники лыжных ходов мы определяли по методике Т.И. Раменской (2000). Испытуемые проходили 300-метровый контрольный отрезок одновременным двухшажным коньковым ходом. На финише фиксировалось время прохождения дистанции и ЧСС (табл. 1). Экономичность техники мы определяли по пульсовой стоимости по формуле:

ПС = ЧСС, V*60

где ЧСС - средняя частота сердечных сокращений на дистанции, V - скорость передвижения (м/с).

Результаты исследования.

1. Качество освоения основ техники полуконькового и одновременного двухшажного конькового ходов в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковое. Это подтверждено результатами второй киносъемки. Однако для них характерны типичные ошибки:

- преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, что ограничиваетиспользование скользящей поверхности лыжи;

- неустойчивое равновесие в фазе скольжения на одной лыже;

- недостаточный наклон туловища при отталкивании палками.

Названные ошибки могут быть устранены в процессе совершенствования техники.

2. Показатели экономичности техники экспериментальной и контрольной групп существенно не отличаются (табл. 2).

3. Студенты экспериментальной группы занимались по 36- часовой программе в течение одного сезона. В контрольной группе на 1-м и 2-м курсах на освоение техники было выделено 72 ч. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о целесообразности изучения коньковых и полуконьковых ходов на основе базовой школьной лыжной подготовки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: