Общеподготовительный этап




Основными задачами общеподготовительного этапа тренировки являются:

1. Создание предпосылок к становлению спортивной формы.

2. Повышение общей физической и функциональной подготовки.

3. Восстановление и развитие двигательных качеств и навыков.

4. Повышение уровня психологической и теоретической подготовленности.

Структура общеподготовительного этапа определяется задачами, стоящими перед ним. Этап включает в себя два мезоцикла: втягивающий и базовый общеподготовительный развивающий.

Втягивающий мезоцикл состоит из двух 4—6-дневных микроциклов. Его продолжительность, структура и содержание во многом будут определяться состоянием команды на данный момент, задачами, стоящими перед ней, продолжительностью подготовительного периода, календарем соревнований.

В ходе втягивающего мезоцикла осуществляется постепенное наращивание тренировочных нагрузок, что обеспечивает врабатыва-емость организма хоккеистов за счет значительного роста объема и незначительного увеличения интенсивности. Тренировочные нагрузки применяют неспецифического характера, преимущественно аэробной направленности. В данном мезоцикле используют широкий круг различных средств, направленных на укрепление двигательного аппарата и всестороннее развитие различных органов и систем.

Основное внимание уделяют развитию общей выносливости (повышению аэробных способностей), общей силы и гибкости. В качестве примера рассмотрим построение примерного 6-дневного втягивающего микроцикла (рис. 12.3).

Для данного микроцикла характерны одноразовые или двухразовые занятия в день. Их направленность преимущественно аэробная. По видам подготовки занятия подразделяются с направленностью на общую выносливость, силу и комплексное развитие физических качеств.

В первом микроцикле общеподготовительного этапа нежелательно практиковать скоростные и скоростно-силовые упражнения. Выполнение таких упражнений вызывает предельное напряжение мышц, к которому в это время хоккеист еще не готов. Занятия по силовой подготовке позволяют проработать основные мышечные группы и укрепить опорно-двигательный аппарат. В качестве основного метода используется повторный, с малыми и средними отягощениями.

Динамика показателей тренировочной нагрузки в данном микроцикле носит плавный, волнообразный характер с одной вершиной, приходящейся на 4-й день. Первые четыре дня — заметное увеличение объема и незначительное повышение интенсивности. В конце микроцикла (5-й день) — снижение нагрузки с переходом на активный отдых.

Для данного вида микроциклов типично использование широкого круга средств общей физической подготовки, обеспечивающих всестороннее воздействие на органы и системы организма. Однако и в этом случае надо отдавать предпочтение тем из них, которые по структуре и нервно-мышечным усилиям близки к специфике хоккея.

Базовый общеподготовительный развивающий мезоцикл характерен дальнейшим ростом объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Его структура и содержание приобретают более выраженный специфический характер за счет включения специализированных режимов работы, средств, методов и организационно-методических форм тренировочной деятельности.

Построение микроциклов в данном мезоцикле несколько отличается от ранее рассмотренного как по структуре, так и по содержанию (рис. 12.4). Обычны для этих микроциклов двух- и трехразовые занятия в день. Их направленность с позиции биоэнергетики и по видам подготовки варьируется в одном тренировочном дне и по дням микроцикла в целях обеспечения большего тренировочного эффекта.

Занятия по развитию силы, быстроты, ловкости следует проводить в начале тренировочного дня и микроцикла. Эффективность занятий будет значительно выше, если проводить их на относительно свежем фоне неутомленного предыдущими нагрузками организма. Кроме того, взаимодействие заданий и занятий, усиливающих тренировочный эффект, будет положительным, если задания алактатно-анаэробной направленности (скоростные, скоростно-силовые) предшествуют заданиям анаэробно-гликолитической направленности (на скоростную выносливость), алактатно-анаэробные—аэробным (на общую выносливость), анаэробно-гликолитические задания — аэробным (Н.И. Врлков, 1975; М.А. Годик 1980).

Направленность тренировочного дня определяетсяпо основному занятию, в ходе которого решаются главные задачи дня. Тренировочная нагрузка в таком занятии несколько выше. Остальные занятия в рабочем дне в одних случаях усиливают тренировочное воздействие, а в других содействуют более быстрому восстановлению организма после больших нагрузок основного занятия.

В этой связи утреннее занятие проводится с небольшой нагрузкой в аэробном режиме. По структуре и содержанию оно относительно стандартно и преимущественно направлено на общее физическое развитие, повышение тонуса организма, обеспечение работоспособности в последующих занятиях.

Практика показала, что достаточно эффективно, например, такое утреннее занятие: пробежка 300—400 м, общеразвивающие упражнения для основных групп мышц — 10—15 мин; бег в умерен­ном темпе (пульс до 150 уд/мин) или двусторонняя игра (футбол, гандбол, волейбол) в аэробном режиме — 25—30 мин.

Комплексы общеразвивающих упражнений следует индивидуализировать и периодически (один раз в 2—3 недели) изменять их содержание. Кроме этого, на утреннем занятии полезно практиковать индивидуальные задания для исправления недостатков в подготовке.

Дневные и вечерние занятия могут быть однонаправленными (на одно двигательное качество) и разнонаправленными (комплекс­ные) — с одновременным или последовательным воздействием на несколько двигательных качеств или навыков.

Однонаправленные занятия занимают большой объем в подготовке хоккеистов на общеподготовительном этапе, так как позволяют более глубоко воздействовать на отдельное двигательное качество и лучше содействовать адаптационным процессам по сравнению с раз­нонаправленными занятиями. Комплексные занятия в большем объеме используют на более поздних этапах подготовки, так как они по своей структуре ближе к соревновательной деятельности хоккеистов.

Тренировочная нагрузка в общеподготовительных микроциклах достигает больших величин за счет как объема, так и интенсивности. Динамика ее показателей также волнообразна. Однако в отличие от втягивающего микроцикла кривая нагрузки имеет две вершины (см. рис. 12.4), приходящиеся на 2-й и -5-й дни микроцикла, и заметно снижается в 3-й и 6-й дни, образуя как бы две микроволны. Подобная динамика позволяет применять максимальные нагрузки и содействовать нормальному протеканию адаптационных процессов. Кроме того, она более специфична и адекватна режиму соревновательных этапов, определяемых календарем официальных соревнований.

Содержание основных занятий в данных микроциклах носит более выраженный специфический характер. Чаще используются круговая и поточная формы организации занятий. Средства, методы и режимы тренировочной работы более адекватны к специфике хоккея. Их направленность преимущественно аэробно-анаэробная с акцентом на развитии силы, общей и специальной (скоростной и скоростно-силовой) выносливости.

В конце этапа проводят разгрузочно-восстановительные микроциклы (рис. 12.5). Их характерные особенности—небольшая продолжительность (3—4 дня) и невысокая нагрузка (за счет значительного снижения объема и особенно интенсивности), а также переключение на другие виды упражнений. Снижение нагрузки, использование переключений в сочетании с психологическими и медико-биологическими восстановительными мероприятиями — все это обеспечивает успешное восстановление и переход к началу следующего этапа.

Таким образом, на общеподготовительном этапе создается фундамент разносторонней подготовки, необходимый для дальнейшего развития и становления спортивной формы. Его построение обеспечивается, с одной стороны, рациональной динамикой нагрузок разного характера и направленности, с другой — определенной системностью использования различных средств и методов.

Во втягивающем мезоцикле проводится разносторонняя подготовка с преимущественным воздействием на общую выносливость, силу и гибкость.

В базовом общеподготовительном, развивающем мезоцикле сначала выполняется концентрированный объем силовой подготовки с акцентом на абсолютной и взрывной силе основных мышечных групп, на развитии общей и специальной выносливости. В 4-м (ударном) микроцикле развивают скоростно-силовые качества, скоростную и скоростно-силовую выносливость.

Динамика объема и интенсивности (рис. 12.6) свидетельствует о значительном приросте объема и достижении его максимума (5,5 ч в день) в 4-м микроцикле и о заметном его снижении в 5-м (восстановительном) микроцикле.

 

Специально-подготовительный этап

На специально-подготовительном этапе осуществляется становление спортивной формы. Основными задачами, стоящими перед тренировочным процессом на данном этапе, являются:

1. Повышение уровня специальной физической подготовленности.

2. Повышение уровня технико-тактического мастерства.

3. Совершенствование тактической подготовленности.

4. Повышение уровня психологической и теоретической подготовленности.

Специально-подготовительный этап включает в себя два мезоцикла: базовый специально-подготовительный стабилизирующий и предсоревновательный, которые состоят из 7—9 микроциклов (см. рис. 12.2).

Особенность подготовки хоккеистов на специально-подготовительном этапе заключается в оптимальном сочетании тренировочных занятий во внеледовых условиях и на льду хоккейной площадки в соотношении 1:4. Главное внимание на этом этапе уделяется технико-тактической подготовке, которую проводят в виде стереотипных, динамических и адаптационных тренировочных заданий в органическом единстве со специальной физической подготовкой.

Занятия в безледовых условиях (в зале, манеже, на стадионе) более специализированы, небольшие по объему, но достаточно интенсивны, преимущественно комплексного воздействия. Проводятих сакцентом на развитии скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в режимах, адекватных соревновательной деятельности, с применением круговой и поточной форм организации.

Величина тренировочной нагрузки на отдельных занятиях и в тренировочном дне возрастает за счет значительного повышения интенсивности, хотя средний показатель объема несколько снижается. Нагрузки — преимущественно специфического характера, аэробно-анаэробной направленности. Заметно снижаются аэробные нагрузки и увеличиваются анаэробно-алактатные и аэробно-анаэробные.

В занятиях на льду большое внимание уделяют повышению технического мастерства, скоростных качеств, совершенствованию тактики игры в атаке и обороне.

На третьей неделе специально-подготовительного этапа вводится соревновательная подготовка в виде учебно-тренировочных, товарищеских и турнирных игр. Основная задача при проведении этих игр сводится к дальнейшему совершенствованию технико-тактического мастерства, проверке и наигрыванию различных тактических вариантов атаки и обороны, к поиску оптимального состава звеньев в условиях единоборства с равным соперником. Важное значение в данном этапе имеет соотношение тренировочной и соревновательной нагрузок. Оно должно быть оптимальным для каждой команды, хотя усредненный показатель объема соревновательной нагрузки приблизительно равен 30 % от общего (суммарного) объема физической нагрузки. В ходе специально-подготовительного этапа команде рекомендуется провести 16—18 игр.

Основная структурная единица на данном этапе — микроцикл. Приведенный в качестве примера недельный микроцикл (рис. 12.7) представляет собой относительно законченный фрагмент тренировочного процесса. Он позволяет планомерно и последовательно воздействовать на все виды подготовки и на двигательные качества, регулировать динамику нагрузок разной направленности, обеспечивать преемственность отдельных занятий и положительный перенос тренировочного эффекта.

В данном микроцикле предусматривается проведение небольших по объему (50—60 мин), но жестких по режиму занятий, посвященных атлетической подготовке во внеледовых условиях. Они проводятся в дневное время, а объемные занятия по технико-тактической подготовке — в вечернее время, на льду хоккейного поля. Возможен и другой вариант — комбинированный, когда одно занятие состоит из двух частей. Первая часть (40—50 мин) проводится вне льда, а вторая (60—90 мин) после 10 мин перерыва, связанного с переодеванием, — на льду хоккейного поля.

Необходимость внеледовых занятий с использованием специализированных средств и методов подготовки убедительно подтверждает практика подготовки сильнейших клубов нашей страны.

Динамика нагрузки в специально-подготовительном микроцикле также волнообразна, с двумя вершинами, приходящимися на 2-й и 5-й дни. В эти дни в тренировочных занятиях применяют нагрузку анаэробной и смешанной направленности и жесткие режимы работы.

На другой день после тяжелой нагрузки проводят восстанавливающие занятия с малой и средней нагрузкой (3-й и 6-й дни микроцикла), преимущественно аэробной и аэробно-анаэробной направленности. На данном этапе в ряде случаев (в зависимости от состояния команды, условий подготовки и конкретных задач на данный момент) можно успешно практиковать и укороченные микроциклы (4—5 дней). Содержание и последовательность занятий в таких микроциклах почти не меняются. Динамика нагрузки может быть одноволновой.

С середины специально-подготовительного этапа особое значение придается совершенствованию технико-тактического мастерства в экстремальных условиях при действии различных сбивающих факторов: высокой скорости передвижения, силовых единоборств (зацепы), ограничений пространства и времени. В качестве основных средств используют различные виды «загонов» с численным равенством противоборствующих, модели сложных игровых ситуаций. Упражнения выполняют в анаэробном режиме в максимальном темпе (например, 10—15 с работы, затем 30—45 с пауза отдыха, в серии 8—10 повторов).

Высокие тренировочные нагрузки, экстремальные ситуации с жесткими силовыми единоборствами способствуют повышению психологической подготовленности хоккеистов, развитию их волевых качеств, которым на этом этапе уделяется большое внимание.

Заключает специально-подготовительный этап предсоревновательный мезоцикл, продолжительностью примерно равный трем неделям. Он включает в себя 3—4 микроцикла: ординарный, ударный и подводящий.

По структуре и содержанию предсоревновательный мезоцикл адекватен соревновательным и согласуется с календарем официальных соревнований. В рамках этого цикла продолжается работа по повышению специальной физической и психологической подготовленности, совершенствованию технико-тактического мастерства и особенно тактической подготовке. Значительно сокращается объем тренировочной работы во внеледовых условиях (остаются лишь утренние занятия). Большое внимание уделяется совершенствованию тактических вариантов атаки и обороны, наигрыванию своего тактического кредо, доводке (шлифовке) различных тактических комбинаций, игровых взаимопониманий в отдельных связках и звеньях. С этой целью проводится серия контрольных матчей с равным соперником, играющим в другом тактическом ключе.

Заканчивается мезоцикл подводящим микроциклом, который проводится с учетом игры с предстоящим соперником. Успешное начало, выигрыш первого матча, играет существенную роль в психологическом настрое команды, в утверждении веры в собственные силы.

Направленность основных занятий — технико-тактическая и тактическая. В них совершенствуют основные тактические варианты, принятые командой на вооружение, с учетом особенностей игры предстоящего противника. На тренировках моделируют тактические системы игры противника и способы успешной борьбы против них.

В этом микроцикле целесообразно провести одну контрольную игру со спарринг-партнером, играющим примерно в таком же ключе, как и предстоящий противник.

Величина нагрузки в подводящем микроцикле заметно снижается (и объем и интенсивность). Кривая показателей ее динамики волнообразна с одной вершиной, приходящейся на день контрольной игры. Объем и интенсивность нагрузки целесообразно значительно снизить в последние 2—3 дня перед официальным матчем.

 

Построение тренировочного процесса в соревновательном

периоде

Соревновательный (основной) период — самый большой по времени (7,5 месяца). Его структура во многом определяется календарем официальных соревнований внутри страны и международных (чемпионат мира, олимпийские игры).

Соревновательный период включает в себя два или три соревновательных и один-два промежуточных этапа. Основная задача данного периода — стабилизация спортивной формы, выражающаяся в сохранении и дальнейшем повышении достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно полной ее реализации в соревнованиях.

Частными задачами будут являться:

поддержание и повышение уровня специальной физической и психологической подготовленности;

повышение уровня технико-тактического мастерства;

совершенствование тактической подготовленности;

подведение хоккеистов к каждому матчу в состояниевысокойработоспособности.

Тенденция увеличения соревновательной нагрузки вызывает уплотнение календаря соревнований и сокращение межигровых интервалов (до одного и двух дней). Это приводит к снижению объемов тренировочной нагрузки и к осложнениям при проведении тренировочного процесса, так как восстановительные процессы после напряженного матча протекают более двух суток. С учетом этих особенностей, а также напряженности проведенной и предстоящей игр, состояния команды в данный момент, ее возможностей и возможностей команды противника и следует строить тренировочный процесс на соревновательных этапах.

Соревновательные этапы

Построение тренировочного процесса на соревновательных этапах целесообразно осуществлять по межигровым циклам. В современном хоккее практикуются различные по продолжительности межигровые циклы: от одного до четырех дней и даже больше.

Утреннее занятие в этих межигровых циклах проводится в виде унифицированной зарядки с малой нагрузкой, в аэробном режиме. (Его примерное содержание и структура показаны в разделе «Построение тренировочного процесса в подготовительном периоде.)

При однодневном межигровом цикле (рис. 12. 8) на следующий день после игры проводится одно занятие восстанавливающей направленности (кроме зарядки), а в день игры—предыгровое (раскатка). Первое занятие предназначено для более быстрого восстанов­ления после большой соревновательной нагрузки. В зависимости от состояния команды и от значимости предстоящей игры занятие технико-тактического или общефизического характера проводится с малой или средней нагрузкой в аэробном и аэробно-анаэробном режимах.

В программе восстанавливающих занятий желательны необычные, разнонаправленные, высокоэмоциональные упражнения. В тожевремя по ходу каждого из таких занятий можно частично решать задачи повышения технического мастерства и тактического моделирования предстоящей игры. Предыгровое тренировочное занятие в день игры отличается малой нагрузкой (40—50 мин, пульс 130 уд/мин). Его основной задачей является непосредственная подготовка к предстоящему матчу. С этой целью в технико-тактических упражнениях подкрепляются тонкие нервно-мышечные дифференцировки, лежащие в основе специальных двигательных навыков и связанные с «чувством льда», клюшки, шайбы, партнера. Уточняются некоторые тактические варианты предстоящей игры. Решаются и другие задачи: снятие психического напряжения, настрой хоккеистов на предстоящую игру.

В двухдневном межигровом цикле проводятся два занятия: восстанавливающее и поддерживающее. Поддерживающее занятие направлено на поддержание достигнутого уровня специальной и физической подготовленности, а также на совершенствование технико-тактического мастерства и тактической подготовленности хоккеистов. Проводят такое занятие со средней нагрузкой (90—100 мин, интенсивность 70—80 % от максимальной) в режиме, адекватном соревновательной деятельности хоккеистов. Тренировочные задания выполняют серийно. Например, возможен такой режим: всего за тренировку 3—4 серии (соответствуют трем периодам); в серии 5—7 повторений (количество выходов на лед). Время одного повторения равно одному игровому отрезку (40—60 с), в котором сохраняются характерные для игровой деятельности временные соотношения работы различной интенсивности: максимальной—14—16%, большой— 22—24, умеренной—60—62%. Время активного отдыха между сериями (8—10 мин) используется для совершенствования индивидуального тактического мастерства.

Подобного вида занятия комплексно воздействуют на все стороны подготовленности хоккеистов, однако их преимущественная направленность — технико-тактическая. При этом, осуществляя технико-тактическое совершенствование на соревновательных этапах, нужно в большей мере развивать сильные стороны игры и в меньшей мере подтягивать отстающие.

Трехдневный межигровой цикл включает четыре тренировочных занятия, среди них одно — развивающего характера.

В день после игры проводится восстанавливающее занятие, во 2-й день — развивающее и восстанавливающее или поддерживающее и в 3-й день — поддерживающее.

Основная задача развивающего тренировочного занятия — повышение специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование технического мастерства и тактической подготовленности. Решают эти задачи, как правило, комплексно, однако в зависимости от состояния команды, силы соперника, значимости последующих игр занятия могут носить какую-либо преимущественную направленность (технико-тактическую или физическую).

Развивающее тренировочное занятие обычно проводят с большой или максимальной нагрузкой (продолжительность 90—110 мин, ин­тенсивность близка к максимальной) в анаэробном и смешанном режимах. При этом учитывается воздействие и отдельных заданий, способствующих повышению тренировочного эффекта (см. в разделе «Построение тренировочного процесса в подготовительном периоде»).

Совершенствование технико-тактического мастерства должно проходить в органическом единстве с повышением специальной физической подготовленности. С этой целью вводятся жесткие режимы работы, создаются экстремальные игровые ситуации с ограничением пространства, времени и увеличением количества силовых единоборств.

Задачи повышения специальной физической подготовленности хоккеистов решаются также комплексно, с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.

Четырехдневный межигровой цикл по структуре и содержанию аналогичен трехдневному. Он состоит из 5—6 тренировочных занятий, из которых одно — восстанавливающее, два — поддерживающих и два — развивающих. Подобно этому межигровому циклу строятся и пяти-шестидневные циклы.

Из рассмотренных здесь межигровых циклов наиболее оптимальны трех- и четырехдневные, поскольку они охватывают занятия развивающей направленности, позволяют полноценно восстанавливаться и планомерно проводить тренировочный процесс.

В укороченных межигровых циклах частота, обилие игр и однообразных тренировок технико-тактической направленности вызывают нередко монотонность и пресыщение хоккеем. В борьбе с монотонностью помогает разнообразие и разнонаправленность средств, вариативность нагрузок, повышение эмоционального фона занятий. Нужно шире применять упражнения общей подготовки, чаще использовать «эффект переключения», главным образом в утренних и восстанавливающих занятиях. Кроме того, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов на данных этапах во многом зависит от системы комплексного контроля и рационального использования восстановительных мероприятий.

Принципиальной разницы в построении тренировочного процесса на 1-м и 2-м соревновательных этапах нет. Однако, учитывая накопление утомления на 2-м соревновательном этапе, в тренировочный процесс надо вводить в несколько большем объеме средства общей физической подготовки в аэробном режиме энергообеспечения при незначительном снижении величины тренировочной нагрузки и усилении восстановительных мероприятий.

 

Промежуточный этап

Поддержание спортивной формы на протяжении всего соревновательного периода — задача весьма сложная. Практика показывает, что объема фундаментальной подготовки, полученного за небольшой по длительности подготовительный период, еще недостаточно для поддержания высокого уровня работоспособности хоккеистов на протяжении всего соревновательного периода. К тому же плотный напряженный календарь официальных игр с укороченными межигровыми циклами ограничивает планомерность тренировочного процесса и способствует кумуляции утомления.

В связи с этим необходимы перерывы в календаре официальных соревнований (промежуточных этапах). С одной стороны —для восстановления от больших соревновательных нагрузок прошедшего соревновательного этапа, с другой — для дальнейшего повышения уровня подготовленности за счет средств и методов общей и специальной подготовки.

Наиболее приемлемым и оптимальным по срокам является промежуточный этап длительностью 5—6 недель, в середине соревновательного периода, приходящийся на декабрь и первую половину января.

Рациональное построение промежуточных этапов способствует стабилизации спортивной формы, повышению уровня работоспособности и спортивных результатов.

Промежуточный этап, или восстановительно-подготовительный мезоцикл, целесообразно подразделить на три части: 1-я — восстановительная, 2-я — специально-подготовительная и 3-я — предсоревновательная. Продолжительность этих частей мезоцикла, их структура и содержание зависят от ряда факторов: от состояния команды в данный момент, т.е. от степени утомляемости и снижения работоспособности хоккеистов, от задач, стоящих перед командой на данном и на 2-м соревновательном этапах и др. Вместе с тем основная канва построения тренировочного процесса на данном этапе едина для всех команд.

В 1-й части мезоцикла проводится восстановительный микроцикл, где решают задачи реабилитации и расширения базы функциональной подготовки. В ходе микроцикла значительно снижается интенсивность и увеличивается объем нагрузок, причем преимущественно аэробной направленности. Используется широкий круг средств общей подготовки (лыжи, штанга, легкая атлетика, плавание, игры) в безледовых условиях. Параллельно с тренировочными занятиями проводятся медико-биологические и психологические восстановительные мероприятия.

Вторая часть мезоцикла включает два специально-подготовительных микроцикла, в которых сочетается специализированная подготовка вне льда и на льду хоккейной площадки. Для этих микроциклов характерно незначительное снижение объема и значительное увеличение интенсивности тренировочных нагрузок. Выполняются нагрузки преимущественно смешанной (аэробно-анаэробной) направленности с увеличением доли анаэробных упражнений.

Круг средств общей подготовки сужается, преимущественно используются средства специализированного воздействия на скоростные, скоростно-силовые качества и специальную выносливость, а также средства технико-тактической подготовки. В конце 2-й части микроцикла уделяется внимание совершенствованию технико-тактического мастерства хоккеистов и тактической подготовки команды. С этой целью возможно проведение товарищеской игры.

Третья часть — предсоревновательная — по структуре и содержанию адекватна соревновательным мезоциклам. Занятия вне льда значительно сокращаются (остаются лишь в зарядке). Ледовые занятия носят комплексный характер, преимущественно технико-тактической и тактической направленности. В основном решаются задачи повышения технико-тактического мастерства хоккеистов и тактической подготовленности отдельных звеньев и команды в целом. При этом акцент делается на развитии и совершенствовании сильных сто­рон мастерства и своего тактического кредо. Параллельно исправляются недостатки. Физическая подготовка на льду осуществляется сопряженно с технико-тактической, в плане повышения скоростных и скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Режимы тренировочной работы адекватны соревновательной деятельности хоккеистов.

Для этой части промежуточного этапа характерно некоторое снижение объема тренировочной нагрузки при относительно высоком уровне интенсивности. Только за 2—3 дня до начала официальных игр 2-го соревновательного этапа заметно снижается объем и интенсивность (рис. 12. 9). В этой части проводится серия (3—4) то­варищеских и контрольных игр.

Перед началом промежуточного этапа обычно проводят углубленное медицинское обследование (УМО), с учетом результатов которого индивидуализируют подготовку.

 

Построение тренировочного процесса в переходном периоде

Переходным периодом завершается спортивный сезон и осуществляется переход к новому сезону. В этот период происходит временная утрата спортивной формы, с тем чтобы в новом сезоне войти на новый более высокий ее уровень. Основные задачи тренировочного процесса в переходном периоде:

- восстановление и поддержание работоспособности хоккеистов;

- расширение базы функциональной подготовленности;

- подтягивание (совершенствование) слабых сторон подготовленности хоккеистов;

- разучивание (опробование) новых технико-тактических приемови тактических построений.

Продолжительность переходного периода в хоккее примерно равна двум месяцам (май—июнь). Структурно он состоит из двух частей. На первую часть (один месяц) приходится восстановительно-поддерживающий мезоцикл. Вторая часть — отпуск. Хоккеист в это время выполняет поддерживающие нагрузки согласно его индивидуальному плану, сочетая их с активным отдыхом. В практическом отношении наиболее важным является построение первой части переходного периода — восстановительно-поддерживающего мезоцикла, включающего в себя 4—5 недельных микроциклов. Два из них — восстанавливающих и два-три ординарных — поддерживающих. Для тренировочного процесса в 1-м восстанавливающем микроцикле характерно переключение на средства общей физической подготовки (ОФП, бег, плавание, гребля, игры и т. п.) в сочетании с различными восстановительными и лечебными мероприятиями.

Тренировочные нагрузки аэробной направленности характеризуются средними объемами и относительно низкой (умеренной) интенсивностью.

Во 2-м, восстановительном микроцикле нагрузки незначительно увеличивают, подключают тренировки на льду и осуществляют переход на поддерживающую работу.

В 3-м и 5-м микроциклах тренировочный процесс вне льда и на льду хоккейного поля проводится главным образом в виде комплексных занятий разностороннего воздействия.

Во внеледовых занятиях тренировочный процесс направлен на разностороннее воздействие на отдельные физические качества в их взаимосвязи (силовые и скоростно-силовые, координационные, общая выносливость). В занятия включают нетрадиционные, вызывающие интерес занимающихся упражнения. Упражнения на льду направлены на совершенствование технико-тактического мастерства, исправление недостатков, на разучивание новых тактических вариантов игры в атаке и обороне. Тренировочные нагрузки — преимущественно смешанной (аэробно-анаэробной) направленности при средних величинах объема и интенсивности. Последовательность и динамика тренировочных нагрузок разной направленности в микроциклах должны обеспечивать положительное взаимодействие отдельных за­нятий. Для динамики нагрузок характерна плавная волнообразность кривой с одной вершиной. В тренировочном процессе на данном этапе широко практикуется принцип индивидуализации. Занятия сочетаются с различного рода восстановительными, лечебными и профилактическими мероприятиями.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите схему управления тренировочным процессом.

2. Представьте схематично структуру годичного цикла тренировки хоккеистов.

3. Раскройте задачи, структуру и содержание тренировочного процесса в подготовительном периоде.

4. В чем особенности построения различных микроциклов?

5. Расскажите о задачах, структуре и содержании тренировочного процесса на соревновательных этапах в зависимости от календаря официальных соревнований.

6. Покажите особенности построения тренировочного процесса в переходном периоде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: