Ключевым методическим принципом программы является гуманно – личностный подход к ребенку, в основе которого лежат следующие идеи:
- Ребенок – не средство реализации, а главная цель программы.
- Творчество – условие успешного освоения окружающего мира.
- Работа на развитие должна реализоваться в системе.
- Успех ребенка – условие успешной реализации педагогической системы
При реализации программы учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей. Каждому ребенку предоставляется возможность пройти программу в своем индивидуальном темпе и ритме. У каждого подростка свой индивидуальный образовательный маршрут.
Педагогические инновации последнего времени внесли свои коррективы основным образом в методику управления процессом развития ребенка (подростка), развития ранней одаренности. Для развития одаренности ребенку необходимы индивидуальные формы организации обучения. Индивидуализация учебной деятельности ребенка осуществляется с помощью индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Использование ИОМ в дополнительной образовательной программе «Лепное ремесло»
является одной из форм педагогической поддержки одаренных детей.
Технологией учебного процесса в программе предусмотрено как обязательное и непременное условие в его практической реализации:
- строго дифференцированный подход к любому и каждому ребенку и подростку;
- индивидуализация образовательного маршрута (дети, посещающие занятия 2 – и более лет занимаются по индивидуальным образовательным маршрутам, хотя организация учебного процесса происходит в группах).
- вариативность тем - заданий, входящих в план учебно-развивающей деятельности
- возрастная характеристика ЗУН
- реализуется методика развивающего общения, когда дети общаются не только с педагогом, но и старшие дети оказывают помощь младшим в индивидуальной работе;
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- технологии дифференциации обучения
- технология развивающего обучения.
- технология развития творческих способностей детей.
- технология индивидуализации обучения
- групповые технологии
- игровые технологии
- педагогика сотрудничества
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный
Метод демонстрации иллюстраций (любогоматериала по теме). Рассказ педагога с опорой на демонстрацию. Используется при беседах или при объяснении нового материала.
- Метод параллельного выполнения действий
Состоит в том, что примерно одновременно педагог и ребенок выполняют аналогичную работу, причем педагог, как правило, совершает действия несколько раньше, а ребенок повторяет увиденное.
- Репродуктивный метод
Выполнение заданий по строго заданному образцу (создание«Репродукций»). Используется при практических работах или при выполнении отчетов по экскурсиям, конкурсам, конференциям.
- Метод проблемного изложения
Выполнение заданий, связанных с решением какой- либо проблемной ситуации. Такую ситуацию должен задать сам педагог. Используется на практических работах, творческих работах.
- Поисковый метод
Выполнение заданий, связанных с поиском каких- либо решений. Используется на практических работах и на занятиях, связанных с разработкой эскизов, разработкой и проработкой композиций, цветовых решений.
- Метод учебного консультирования
Связан с управлением деятельностью учащегося через совет, который дает ему педагог как специалист в данной сфере обучения. Учебное консультирование используется в том случае, когда воспитанник испытывает некую несогласованность между учебной задачей и имеющимися у него в наличии возможностями для ее решения. Для учебного консультирования всегда принципиально формирование у воспитанника запроса к педагогу.
- Упражнение
Занятия с целью усовершенствования (длительность, приучение) каких – либо навыков.
МЕТОДЫВОСПИТАНИЯ:
1.Воспитание словом
2. Воспитание делом
3. Воспитание ситуацией
4. Воспитание игрой
5. Воспитание общением
6. Воспитание отношениями
7. Воспитание творческой работой
8. Участие в выставках, оживших экспозициях, праздниках
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ:
- Объяснительно-иллюстративный
Метод демонстрации иллюстраций (любогоматериала по теме). Рассказ педагога с опорой на демонстрацию. Используется при беседах или при объяснении нового материала.
- Метод параллельного выполнения действий
Состоит в том, что примерно одновременно педагог и ребенок выполняют аналогичную работу, причем педагог, как правило, совершает действия несколько раньше, а ребенок повторяет увиденное.
- Репродуктивный метод
Выполнение заданий по строго заданному образцу (создание«Репродукций»). Используется при практических работах или при выполнении отчетов по экскурсиям, конкурсам, конференциям.
- Метод проблемного изложения
Выполнение заданий, связанных с решением какой- либо проблемной ситуации. Такую ситуацию должен задать сам педагог. Используется на практических работах, творческих работах.
- Поисковый метод
Выполнение заданий, связанных с поиском каких- либо решений. Используется на практических работах и на занятиях, связанных с разработкой эскизов, разработкой и проработкой композиций, цветовых решений.
- Метод учебного консультирования
Связан с управлением деятельностью учащегося через совет, который дает ему педагог как специалист в данной сфере обучения. Учебное консультирование используется в том случае, когда воспитанник испытывает некую несогласованность между учебной задачей и имеющимися у него в наличии возможностями для ее решения. Для учебного консультирования всегда принципиально формирование у воспитанника запроса к педагогу.
- Упражнение
Занятия с целью усовершенствования (длительность, приучение) каких – либо навыков.