УДК 342.922
Муртазина Роза Рауилевна
Студентка 2 курса
Сибайского института (филиала) БашГУ (г.Сибай)
Научный руководитель: Баскакова Гульнара Зиннуровна
Старший преподаватель кафедры теории
и истории государства и права
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация: В данной научной статье проанализированы проблемы административной ответственности за коррупционные правонарушения. Дана характеристика антикоррупционных исследований, а также раскрывается понятие коррупции и приведены некоторые рекомендации по усовершенствование законодательства в сфере коррупции.
Ключевые слова: Российская Федерация, коррупционные правонарушения,административная ответственность.
Abstract: In this research article analyzed the problems of administrative liability for corruption offences. The characteristic of the anti-corruption research and the concept of corruption and given some recommendations for the improvement of legislation in sphere of corruption. Key words: Russian Federation, corruption offenses, administrative responsibility.
На современном этапе своего развития коррупция приобретает небывалые размеры и является одной из острых проблем в Российской Федерации. Она проникает во все сферы общественной жизни и представляет угрозу национальной безопасности.
Согласно проведенным антикоррупционным исследованиям международного движения по противодействию коррупции Transparency International по степени коррумпированности РФ находится на 119 месте из 168 стран (данные за 2015 год). Эти данные характеризует Россию, как одну из стран с самым низким уровнем восприятия коррупции. «Мы несколько лет находились чуть ниже, чем должны бы были, в силу очевидной стагнации действенных мер по реализации антикоррупционной политики. Сейчас Россия приблизилась к группе стран, на которые мы объективно больше похожи. При этом необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в последней трети рейтинга – в любом случае национальный позор», -комментарий вице-президента Transparency International Елены Панфиловой. [1]
|
Подавляющее число исследователей отмечают, что в большинстве случаев в основе коррупции лежат, в первую очередь, экономические признаки (свойства), лишь потом правовые. К таким можно отнести экономические преступления, и только затем должностные.
Так, коррупция тормозит осуществление гражданами их прав, а также дестабилизирует все национальные реформы, проводящиеся в нашей стране. Вопрос борьбы с коррупцией представляет собой непростую и многоплановую задачу, которая требует комплексного изучения и анализа.
На сегодняшний день, в контексте современных обстоятельств, поставленный вопрос не теряет своей актуальности. Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъединяет нравственные устои общества. [2, с.17] В настоящее время коррупционные правонарушения в Российской Федерации охвачены фактически все сферы государственной власти и управления.
Систематизация законодательства и осуществление на внутригосударственном масштабе международно-правовых антикоррупционных стандартов должны происходить не только в области уголовного права, но и в сфере административного, гражданского, налогового и других отраслей права.
|
Как правило, самой продуктивной является разработка антикоррупционных законов, которые будут отражать общее направление в борьбе с преступностью - преимущество предупредительных способов перед мерами уголовной репрессии. При всём этом нормам административного законодательства как самому эффективному методу борьбы с коррупцией в РФ в настоящее время уделяется недостаточно внимания, тогда как в других странах вышеуказанными нормами достаточно подробно установлены механизмы привлечения должностных лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения. Например, законодательство Французской Республики уделяет больше внимания административным мерам наказания.
Безусловно, основные направления модернизации внутригосударственного административного законодательства должны содержать модернизацию международного опыта борьбы с коррупцией и реализации новых составов правонарушений в сфере административного права. Соответственно, наиболее эффективной мерой при борьбе с коррупцией является существование юридической ответственности за коррупционные правонарушения.
Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ [3] включает понятие «коррупции», называет не все коррупционные правонарушения, не обосновывает их содержания, не обозначает вид ответственности, а также Закон не раскрывает понятие «коррупционное правонарушение». В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденному Указом Президента РФ от 31 июля 2008 года № Пр-1568 [4], «коррупционное правонарушение» представляет собой отдельное проявление коррупции, которое влечет дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. Однако не установлена ясная граница отличий между ними по уровню тяжести следуемых последствий.
|
К административным правонарушениям в области коррупции относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [5]: в главе 5 - это статьи 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 15.14, 15.21, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.50; в 7 главе - статьи 7.27, 7.30; глава 14 - статьи 14.9, 14.35; глава 15 - статьи 15.14, 15.21; глава 19: статья 19.28, статья 19.29.
Итак, в качестве примера согласно КоАП РФ, статья 19.28. «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав; в крупном размере, - до тридцатикратного размера, но не менее двадцати миллионов рублей; в особо крупном размере, - до стократной суммы денежных средств, но не менее ста миллионов рублей.
Несмотря на все вышесказанное, самым результативным будет введение такого вида административного наказания именно за коррупционные правонарушения, как дисквалификация государственных и муниципальных служащих. Следовательно, важно сгруппировать составы административных правонарушений коррупционного направления. Возможно даже введение такого раздела в Кодекс об административных правонарушения, как раздел «Коррупционные правонарушения».
Таким образом, действующих способов противодействия коррупции явно не хватает. Для того, чтобы иметь действенный механизм по борьбе с коррупционными правонарушениями необходимо наличие систематизированной и перспективной нормативно-правового фундамента, воспитание у граждан правового сознания и культуры, должным образом целесообразную работу государственных органов.
Библиографический список:
1. https://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto - Официальный сайт международного движения по противодействию коррупции Transparency International Russia.
2. Кирпичников А.И.Взятка и коррупция в России / А.И. Кирпичников. СПб., 2014. С.17.
3. «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.
4. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 года № Пр-1568.
5. Кодекс об административных правонарушениях.
6. Ревякина Л.А. / Административная ответственность за коррупционные правонарушения /Журнал Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института / Выпуск № 2 (14) / 2015.