Особенности потребления роскоши в России и на Западе




Двоеконко И.Ю.

Научный руководитель: Агеева Е.А. к.и.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Особенности потребления роскоши в России и на Западе

На сегодняшний день роскошь является предметом массового потребления большинства населения современного мира, который способен оказывать определенное влияние на формирование социального неравенства. Исторические особенности потребления роскоши у разных народов, в свою очередь, являются различными, особенно данное различие мы можем наблюдать в России по сравнению со странами Запада. Данные различия сегодня продолжают оказывать влияние на мировой рынок товаров, изучение которого является актуальным, поскольку позволяет выяснить аспекты поведения современного потребителя роскоши.

Научная новизна данной работы заключается в совместном рассмотрении аспектов потребления роскоши в России и в западных странах, а также в выявлении их особенных и отличительных черт.

Целью данной работы является выявление особенностей потребления роскоши в Российской Федерации и в западных странах. Данная тема актуальна, поскольку сейчас в мире происходят различные процессы, которые так или иначе оказывают серьёзное влияние на мировой рынок роскоши. Во-первых, ситуация на рынке товаров люкс России зависит от отношений нашей страны с Западом, а также от перемен в мировой экономике, к примеру последствия экономического кризиса сыграли положительную роль, а именно произошло снижение цен на предметы роскоши. Во-вторых, ситуация на рынке люксовых товаров является своеобразным показателем изменений в мировой экономике. В-третьих, развитие рынка предметов роскоши многие исследователи связывают со становлением так называемого «общества потребления». К тому же, стоит отметить, что на данный момент отношения с Западом ухудшились, что делает неизвестным, каких изменений на мировом рынке товаров класса «люкс» следует ожидать в будущем.

С древнейших времён отдельно взятый человек стремился к превосходству над остальными. Чертой, отличающей отдельного индивида от других людей могла стать роскошь, которая существовала в том или ином виде во все времена. Именно товары данного класса всегда являлись объектом стремления, чем-то божественным и идеальным для человека. В различные времена разные вещи являлись и соответственно считались роскошью. И именно товары класса «люкс» с древнейших времён являлись отличительной чертой прирожденных лидеров, а обладание этими товарами являлось символом достатка и процветания для обычных людей. Прошли многие тысячелетия, но ситуация в мире не изменилась ни на йоту.

Для начала стоит разобраться, что же собой представляют товары класса «люкс». Бренд-консалтинговое агентство Interbrand характеризует категорию «люкс» следующим образом: бренды класса «люкс» предназначены для определённой категории потребителей, которая демонстрирует слабую чувствительность к ценовому фактору. Для лидирующих брендов цена абсолютно не имеет значения при принятии решения о покупке; она определяется комбинацией следующих факторов: аутентичность и изначально заложенное высокое качество, которые являются показателем превосходства, максимально влияют на выбор бренда при покупке; степень желания приобретения данного бренда эффективно снимает угрозу замены или сравнений; культовый статус позволяет добиться как можно большей сфокусированности на бренде.

Таким образом, «предметы роскоши»-это предметы, без которых можно обойтись в жизни, товары изысканного вкуса, исключительного качества, доступные по цене зачастую только состоятельным людям.

Объемы российского рынка товаров класса «люкс» аналитики из «Росстата» оценивают приблизительно в 15-20 млрд евро, по их данным, общий оборот розничных продаж в России составляет 650 млрд евро, а на оборот предметов роскоши приходится порядка 2,5-3 %. В этих тратах 25-30 % занимают ювелирные изделия, еще около 35-45 % - одежда, обувь и аксессуары (общие продажи данной группы составляют более 70 млрд евро, из которых примерно 10 % приходится на роскошь) [Журавлева О.С., Дегтярева А.А. Особенности и тенденции развития рынка товаров роскоши // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2013. - №2. - С. 53.].

Как мы можем заметить, лидирующей отраслью на отечественном рынке роскоши является ювелирная продукция. Мы считаем, что это связано с психологической стороной личности потребителя. Так, многие века золото считается предметом роскоши и именно поэтому приковывает к себе внимание подавляющего большинства потребителей товаров класса «люкс» как в нашей стране, так и за рубежом.

Большинство потребителей товаров класса люкс предпочитают делать покупки за рубежом. Граждане России являются - постоянными клиентами таких известных брендов, как Chanel, Prada, Gucci, Dior, Louis Vuittone и множества других знаменитых и крупных люксовых брендов. Каждый четвертый (а для некоторых марок - каждый второй) покупатель этих брендов как в США, так и Европе - русский.

Российский рынок роскоши можно смело назвать уникальным, поскольку его развитие началось относительно недавно, а именно в 90-х годах. Этому факту способствовало несколько причин. Во-первых, стоит отметить, что после октябрьского переворота был запущен процесс построения коммунизма - общества, где все граждане абсолютно равны и поэтому ни о каком обладании предметами роскоши не могло быть и речи. Во-вторых, значительную роль в потреблении роскоши на российском рынке сыграл тот факт, что долгое время наша страна находилась за «железным занавесом».

Для отечественного рынка товаров класса «люкс» характерны несколько особенностей. Прежде всего, ему свойственна «ненасыщенность». Причиной «ненасыщенности» выступает тот факт, что российской рынок товаров роскоши начал развиваться относительно недавно и поэтому говорить о высокой степени насыщенности пока рано, чего, в свою очередь, нельзя сказать о рынках Запада и Европы, ежегодный рост продаж которых составляет около 30–40%. Главными потребителями люксовых товаров являются столичные миллионеры, которые составляют 6% от количества самых богатых людей планеты. Также для процесса формирования российского рынка люксовых товаров является характерным тот факт, что формируются отдельные направления рынка, которые насыщаются товарами до такой степени, что это приводит в будущем к возникновению конкуренции. Значительную часть социальной структуры покупательской аудитории составляют собственники бизнеса, топ-менеджеры, творческая и политическая элита. Представители политической элиты довольно часто осуществляют покупки за границей, чтобы не привлекать внимания к уровню своих доходов.

После распада СССР в России начинает формироваться средний класс. Именно представители среднего класса проявляют наибольший интерес к рынку товаров роскоши. Роскошь воспринимается ими как неотъемлемые элементы успешного будущего, то, к чему стоит стремиться.

Следующей особенностью российского рынка товаров класса «люкс» является высокая географическая концентрация предметов роскоши. Этот признак является следствием переходной экономики. Основным центром всех товаров класса «люкс» является Москва (здесь сосредоточено более 70% всех товаров рынка роскоши России). На наш взгляд, это связано с удобным географическим положением Москвы по отношению к прочим городам (в отличие от Санкт-Петербурга). Также стоит отметить, что «имиджевые» оценки потребителей московских товаров являются более высокими, что объяснятся стереотипным мышлением современного обывателя. К тому же, значительную роль в данном статусе Москвы играет психологический аспект, ведь в советский период, во времена дефицита, Москва стала центром торговли, в котором можно было приобрести абсолютно любой товар наивысшего качества. В Москве можно найти многие товары, которые недоступны жителям других регионов России

Также следует отметить, что несмотря на сосредоточение в Москве более 70 % товаров роскоши российского рынка, сегодня можно наблюдать тенденции к расширению географии рынка товаров этого класса. Мы считаем, что ключевыми центрами развития роскоши, помимо Москвы, являются следующие города: Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также крупные города, которые играют значительную роль в экономике определённого региона (Владивосток и т.п.). Также стоит отметить, что потребительский стиль в этих городах ориентирован на Москву, что выражается в выборе стиля одежды, а также аксессуаров. Также, мы считаем, что расположение российского рынка роскоши в крупных городах связано с тем, что в провинциальных городках продавец не сможет реализовать свою продукцию, ведь в маленьких населённых пунктах ценителей определённого товара класса «люкс», обладающих соответствующими средствами, очень мало.

Ещё одной отличительной чертой российского рынка роскоши, которую мы выделяем, является его экстенсивный характер развития, которому способствует несколько факторов:

· Во-первых, на этот признак оказывает значительное влияние слабое развитие инфраструктуры в России, что не даёт возможностей для эксплуатации определённых товаров люкс (например, использование дорогих автомобилей осложнено отсутствием нормального дорожного покрытия).

· Во-вторых, на экстенсивный характер развития рынка роскоши в России оказывает влияние низкий уровень развития социальной жизни для демонстрации предметов роскоши. Следовательно, можно наблюдать достаточно низкое число ценителей определённых ювелирных украшений или одежды известных брендов.

Нельзя не отметить, что ещё одной значительной чертой, отличающей российский рынок роскоши от рынка товаров класса «люкс» стран Запада является отсутствие в Российской Федерации налога на роскошь, который присутствует в подавляющем большинстве стран Запада.

Стоит также отметить, что ещё одним критерием, который отличает институт потребления стран Запада от соответствующего института в Российской Федерации является эффект перфекционизма (эффект взыскательности). Сущность данного эффекта заключается в том, что потребитель приобретает товары класса «люкс», потому что эти товары имеют исключительное качество и способны удовлетворить эстетические потребности потребителя [Ашалян Л. Н., Кузнецова К. В., Петренко А. Т. Стратегические аспекты потребительского поведения покупателей предметов роскоши // Управленческое консультирование. - 2016. - №6. - С. 93.].

Также, следует акцентировать внимание на том, что отрицательные изменения в мировой экономике, а именно мировой финансовый кризис, играют немаловажную роль в изменении ситуации на отечественном рынке роскоши. Происходит падение цены на люксовые товары.

Итак, как уже было сказано, российский рынок товаров класса «Люкс» уникален и имеет ряд отличительных от западных стран особенностей. К данным особенностям стоит отнести следующие:

1. Экстенсивный характер развития рынка роскоши;

2. Практически абсолютное доминирование «эффекта Веблена» среди потребителей роскоши в России;

3. Огромная роль импорта (главной причиной этого является отсутствие в России производителей предметов роскоши);

4. Высокая географическая концентрация;

5. Отсутствие налога на роскошь.

Западный рынок роскоши сегодня - один из важнейших составляющих мировой экономики. Абсолютными лидерами по количеству годовых продаж эксперты называют следующие отрасли: модная одежда, парфюмерия и косметика, изделия из кожи и аксессуаров. В подавляющем большинстве стран запада в большинстве секторов прослеживается чётко определенный процент прироста по отношению к показателям прошлых лет. В общемировом объеме продаж товаров класса «люкс» наибольшую долю в настоящее время занимает сегмент модной одежды - 32 %, сегмент парфюмерии и косметики занимает 23 %, ювелирные украшения и часы - 20 % рынка, изделия из кожи и аксессуары - 19 % и, наконец, 6 % - аксессуары для дома, подарки и другие товары, выпускаемые известными люксовыми брендами.

Как мы можем заметить, на западном рынке роскоши основным продуктом потребления являются косметические и парфюмерные продукты, а ювелирные изделия занимают лишь второе место (в России – первое). По нашему мнению, это связано с тем, что в России значительную роль играет эффект Веблена и для российского потребителя важнее подчеркнуть свой общественный статус. Что же касается западного потребителя, то для него большую роль играет практическая ценность того или иного товара роскоши (в данном случае – косметики). Также стоит отметить, что в России значительную роль в потреблении товаров роскоши играет эффект присоединения к большинству. И снова стоит сказать, что мы считаем, что это связано с психологическими аспектами, а также соответственно и с менталитетом.

Благодаря историческому развитию западных стран, на развитие рынка товаров класса «люкс» не было оказано негативного влияния, в отличие от рынка роскоши в России, на который крайне негативно повлияли коммунизм и «железный занавес».

Главной особенностью рынка предметов роскоши на Западе, коренным образом отличающей его от российского рынка, является то, что товары класса «люкс» производятся в тех же странах, где и потребляются.

Ещё одной отличительной чертой рынка роскоши на Западе является то, что основным источником дохода производителей товаров данного класса являются туристы. Туризм крайне положительно влияет на рынок люксовых товаров на Западе, ведь основную массу потребителей составляют «приезжие» из таких стран, как Россия, Китай и т.д.

Также стоит отметить, что в отличие от России, в некоторых западных странах присутствует налог на роскошь (стоит отметить, что в США налога на роскошь нет). В Соединённых Штатах Америки было предпринято несколько неудачных попыток ввести данный налог. К примеру, введённый в 1991 года налог на товары класса «люкс» был ликвидирован, т.к. богатые американцы высказали своё недовольство по этому поводу. Что касается остальных стран, то самый высокий налог на роскошь был введён во Франции в 2012 году. Данный законопроект был воспринят французским обществом крайне негативно и привёл к бегству из страны некоторых известных личностей. Кроме того, мы можем сделать вывод, что налог на роскошь может негативно сказаться на рынке товаров класса «люкс», т.к. объём продаж на товары, которые попадают под данный налог может значительно упасть. Также мы считаем, что установление налога на роскошь приведёт к возрастанию контрабанды некоторых товаров роскоши.

1. Товары класса «люкс» производятся в тех же самых странах, где и продаются;

2. В основном потребителями «предметов роскоши» являются туристы;

3. В некоторых западных странах существует налог на роскошь.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития рынка роскоши в современном мире значительно отличается в России и в европейских странах, а также в США, что непосредственно объясняется историческими традициями каждого отдельно взятого государства (особенно сильны эти традиции в нашей стране). Именно поэтому в данной работе были выделены общие и отличительные черты рынков роскоши в соответствующих государствах. Так, удалось выяснить влияние мирового экономического кризиса на мировой рынок люксовых товаров. Если на западный рынок роскоши кризис повлиял негативно, то на отечественный рынок это явление оказало довольно-таки позитивное влияние. Это связано с тем, что одним из последствий влияния экономического кризиса на российский рынок роскоши оказалось снижение цен на люксовые товары, что в свою очередь привело к увеличению объёма продаж. Также нельзя не заметить, что важную роль в потреблении товаров роскоши играет менталитет и психологические особенности потребителя в зависимости от региона.

Следовательно, можно сделать вывод, что россияне чаще выбирают наглядность и оставляют без внимания практическую полезность определённого товара. Также стоит отметить, что в России значительную роль в потреблении товаров роскоши играет эффект присоединения к большинству, что также свойственно и для «западных» потребителей роскоши, средний класс которых также стремится повысить свой социальный статус за счет увеличения в своем расположении соответствующих товаров. И мы считаем, что именно по данной причине в России также необходимо введение налога на роскошь, как и в западных странах, что должно увеличить налоговый доход государства, а также позитивно повлиять на психологическое состояние человека, поскольку снизится количество людей, приобретающих товары роскоши и не имеющих соответствующих средств.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: