Перечень знаний, умений и владений
Врач-специалист невролог должен знать:
− Нормативно-правовую базу по вопросам охраны здоровья населения.
− Основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;
− Основы медицинского страхования и деятельность медицинских учреждений в условиях страховой медицины;
− Основы анатомии и физиологии человека, половозрастные особенности;
− Основы общей патологии человека, иммунобиологии и реактивности организма;
− Основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний
− Вопросы экспертизы трудоспособности и основы законодательства по вопросам врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации
− Основы первичной профилактики заболеваний и санитарно - просветительной работы;
− Основы международной классификации болезней;
− Современные направления развития медицины;
− Распространенность, смертность от неврологических заболеваний среди населения и в половозрастных группах. Значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;
− Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность неврологической службы;
− Систему организации, структуру и задачи неврологической службы в стране;
− Организацию работы неотложной неврологической помощи;
− Анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;
− Основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы; календарь психомоторного развития (с 0 до 12 месяцев и с 12 до 36 месяцев жизни); возрастные аспекты физиологических рефлексов;
|
− Этиологию и патогенез заболеваний нервной системы;
− Современные методы обследования больного;
− Современные методы лечения;
− Показания и противопоказания к хирургическому лечению, применению физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
− Основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике;
− Особенности лечения в половозрастных группах;
− Основные принципы неотложной терапии;
− Основы клинической фармакологии;
- фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств:
- проблему совместимости лекарственных средств и побочное действие лекарственных препаратов;
− Экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно - трудовую экспертизу в т.ч. инвалидности с детства;
− Организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности;
− Профилактику неврологических заболеваний и сан - просветительную работу;
− Клинику, лабораторную, функциональную, инструментальную диагностику, терапию смежных заболеваний: сердечно-сосудистых, эндокринных; болезней крови; васкулитов и диффузных заболеваний соединительной ткани, болезней мочеполовой системы и печени, лор-органов;
− Основы перинатальной патологии нервной системы и неврологических заболеваний детского возраста.
Врач-специалист невролог должен уметь:
− Получить анамнестическую информацию о неврологическом заболевании, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и неврологический синдром;
|
− Поставить диагноз и провести дифференциальный диагноз, используя клинические и дополнительные методы исследования;
− Сформулировать диагноз в соответствие с классификацией МКБ-10 с выделением основного синдрома, сопутствующего и их осложнений;
− Назначить комплексное лечение (включающее режим, диету, медикаментозные средства, методы неотложной терапии и реанимации, ЛФК, физиотерапию, санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия и др.);
− Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению осложнений;
− Провести симптоматическую терапию с учетом возрастных особенностей, психического и соматического статуса больного;
− Выявить клинические показания для срочной (плановой) консультации, госпитализации или перевода больного на лечение к другому специалисту, определить профиль лечебного учреждения или специалиста с учетом особенностей и тяжести заболевания;
− Оценить морфологические и биохимические показатели крови и мочи, данные рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки, ЭКГ, эхографии в диагностике патологического процесса и определении его активности;
− Организовать изоляцию больных с карантинными заболеваниями и противоэпидемические мероприятия;
− Владеть простейшими методами обезболивания, купировать острый болевой синдром;
|
− Оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость реанимационных мероприятий;
− Провести комплекс реанимационных мероприятий при клинической смерти и терминальных состояниях;
− Оказать срочную медицинскую помощь при неотложных состояниях в неврологии, а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс), острой дыхательной недостаточности, острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.) и острых психозах.
− Получить информацию о неврологическом заболевании, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и неврологический синдром;
− Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению осложнений;
− Оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током;
− Провести анализ неврологической заболеваемости на обслуживаемом участке (отделении, поликлинике, МСЧ, районе, регионе), определить задачи по улучшению неврологической ситуации, решить вопросы прогноза;
− Определить срок временной потери трудоспособности и направления на КЭК, установить показания для направления на МСЭК;
− Оказать медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию в результате радиационных аварий;
− Дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;
клинически оценивать результаты рентгенологического исследования черепа и позвоночника, церебральной ангиографии, электроэнцефалографии, ультразвуковых методов исследования, электромиографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, а также картины осмотра глазного дна и исследования полей зрения;
− Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
− Организовать работу среднего медицинского персонала;
− Установить диагноз при следующих заболеваниях:
-острых нарушениях мозгового кровообращения: преходящих нарушениях мозгового кровообращения, геморрагическом и ишемическом инсульте, субарахноидальном кровоизлиянии;
- дисциркуляторной энцефалопатии;
- спинальном инсульте, сосудистых миелопатиях.
- вертеброгенных поражениях нервной системы;
- моно- и полиневропатиях, плекситах;
- невралгиях, компрессионных поражениях нервов (туннельные синдромы);
- энцефалитах (энцефаломиелитах);
- полиомиелитах;
- миелитах;
- эпидуритах;
- поражениях ЦНС при туберкулезе, сифилисе, СПИДе;
- цистицеркозе;
- токсоплазмозе;
-остром рассеянном энцефаломиелите, рассеянном склерозе, подостромсклерозирующем энцефалите, демиелинизирующих заболеваниях периферической нервной системы;
- боковом амиотрофическом склерозе;
- спинальной мышечной атрофии;
- опухолях головного мозга;
- опухолях спинного мозга;
- опухолях периферических нервов;
- болезни Паркинсона и паркинсонизме;
- тиках
- хореи
- дистониях
- треморе
- осложнениях алкоголизма (острая энцефалопатия Гайе-Вернике, хроническая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полиневропатия);
- энцефаломиелополиневропатии при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);
- лекарственных интоксикациях (наркотические анальгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты);
- дисметаболической коме;
- поражениях центральных вегетативных структур (вегетативная дистония, гипоталамические, обменно-эндокринные синдромы);
- мигрени;
- миастении и миастенических синдромах;
- ботулизме
- заболеваниях подкорковых ганглиев (болезнь Паркинсона, гепатоцеребральная дистрофия, болезнь Гентингтона, прогрессирующая миоклоническая эпилепсия);
- дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные дегенерации, оливо-понто-церебеллярная дегенерация);
- черепно-мозговой травме (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и эпидуральные кровоизлияния, субарахноидальное кровоизлияние);
- позвоночно-спинномозговая травма;
- травме периферических нервов.
Врач-специалист невролог должен владеть:
− Методикой сбора анамнеза, описания статуса и плана исследований пациента;
− Методикой написания ежедневных дневников, этапных и заключительных эпикризов, выписок из истории болезни;
− Навыком оформления документации по временной и стойкой нетрудоспособности;
− Методикой определения группы крови;
− Умением оценки формулы крови;
− Умением трактовки ЭКГ;
− Умением трактовки рентгенограмм черепа, позвоночника, компьютерных томограмм и магнитно-резонансных томограмм головного и спинного мозга;
− Основными принципами лечения следующих заболеваний:
- острые нарушения мозгового кровообращения: преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;
- дисциркуляторная энцефалопатия;
- спинальные инсульты, сосудистые миелопатии;
- вертеброгенные поражения нервной системы;
- моно- и полиневропатии, плекситы;
- невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы);
- энцефалиты/миелиты/энцефаломиелиты;
- нейросифилис;
- острая энцефалопатия Гайе-Вернике, алкогольная полиневропатия);
- интоксикации солями тяжелых металлов (ртутью, таллием, свинцом, мышьяком, марганцем);
- лекарственные интоксикации);
- вегетативные расстройства
- миастения и миастенические синдромы;
- заболевания подкорковых ганглиев (болезнь Паркинсона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Гентингтона, прогрессирующая миоклоническая эпилепсия);
- сотрясение мозга.
Перечень практических навыков
врача-специалиста по неврологии
(ординатора)
Врач-специалист по неврологии должен владеть следующими практическими навыками:
− неврологического осмотра и обследования больного;
− навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных;
− полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, включая обследование: центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояние сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц); соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки измерения артериального давления);
− нейропсихологического статуса (умение оценить расстройства речи, апрактические, агностические нарушения, нарушения памяти);
− психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения);
− навыки постановки топического диагноза;
− определение признаков клинической и биологической смерти;
− люмбальной пункции;
− проведения лечебных блокад, в том числе паравертебральных и тригерных точек;
− остановки наружного кровотечения;
− фиксации позвоночника и конечностей при травмах и переломах;
− проведения реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) на догоспитальном этапе;
− промывания желудка через зонд;
− измерения АД;
− ведение медицинской документации при добровольном и обязательном медицинском страховании;
− работы на персональном компьютере.