Как пользоваться этой книгой




Томас Дюнкенбергер

Справочник по тибетской медицине

Практическое руководство по диагностике,

Лечению и целительству с помощью методов

тибетской медицины

 

Ростов-на-Дону

 

 

 

Все чувствующие существа должны осознавать присутствие внутри них целительной энергии как источника силы, к которому можно свободно припасть в любое время

 

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ

МОЕЙ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГЕ ХЕЙЛИ МАЙРОК

 

Выражение признательности

 

Хочу выразить глубочайшую признательность доктору Трогава Ринпоче за его духовную поддержку. Без его благотворной энергии эта книга не была бы опубликована. Хочу от всего сердца поблагода­рить своего учителя и друга доктора Барри Кларка за его ценные объяс­нения. Он умеет передавать знания о тибетской медицине живым, по­нятным и образным языком.

Мне хотелось бы также поблагодарить за помощь в работе над книгой сотрудников Института Тара Рокпа при монастыре Самуэ Лин и лично профессора Тубтена Фунтсока, преподавателя этого институ­та. Кроме того, я искренне благодарен доктору Нел де Йонг (Амстер­дам), практикующей тибетскую медицину, и профессору, доктору Па-сангу Йонтену Арья (Милан) за их помощь.

 

Масло

Масло можно приготовить из молока,

поскольку в молоке содержатся необходимые жиры.

Из воды масла не получишь.

Золотоискатели ищут золотоносные жилы в скалах,

а не в лесу.

Подобным образом стремление достичь уровня Будды

имеет смысл лишь потому, что природа Будды уже заложена

в каждом живом существе.

Если бы этого потенциала не существовало,

все попытки, предпринимаемые в этом направлении,

оказались бы пустой тратой времени.

ДЖАМГОН КОНГТРУЛ

Вступительное слово

«С момента прибытия Его Святейшества Далай-ламы в Индию между религией и культурой Тибета и западным миром был проложен прочный мост, позволивший наладить полезные связи.

Это заложило основу для публикации предлагаемого вашему вни­манию вводного курса по тибетской медицине, автором которого явля­ется Томас Дюнкенбергер.

Надеюсь, что эта книга принесет пользу и благо всем, кто ее про­чтет, и молюсь за исполнение своей надежды».

Сентябрь, 9, 1999 г.

Доктор Трогава Ринпоче

(ДИРЕКТОР ТИБЕТСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ ЧАКПОРИ,

ДАРДЖИЛИНГ/СЕВЕРНАЯ ИНДИЯ).

 

Предисловие

— Автор: доктор Пасанг Йонтен Арья —

Всегда приятно узнавать о новой публикации в области тибетской медицины. Книга Томаса Дюнкенбергера вызывает у меня особенно приятные эмоции, поскольку я уверен, что она непременно принесет пользу тем жителям Запада, которые желают серьезно изучать тибет­скую медицину, а также широкому кругу читателей. В течение многих лет Томас Дюнкенбергер изучал буддизм и тибетскую медицину под руководством некоторых из самых выдающихся лам Тибета. Кроме того, он перевел на немецкий язык несколько работ по тибетской ме­дицине.

 

Тибетская медицина выкристаллизовалась в глубокой древно­сти из исконной народной мудрости населения Тибета. Однако бла­годаря учениям Гаутамы Будды эти знания были возрождены и при­обрели законченную форму. Эти древние медицинские учения про­низаны духом буддизма и пониманием законов и природы психо­физиологических корреляций, что и придает им специфическую направленность.

 

Согласно учениям тибетского буддизма, разум контролирует и ре­гулирует функции организма. Разум также обусловливает движение сущности (essential), то есть центральной движущей силы, которая влечет за собой формирование трех энергий (пуе ра).

 

В соответствии с тремя внутренне присущими психологически­ми и эмоциональными темпераментами учение естественным обра­зом приходит к развитию трех «категорий», или «измерений». Эти энергии (или гуморы) создают и регулируют как психофизический, так и психопатологический комплекс и называются в тибетской медицине rLung, mKhrispa и Badkan (Peken). В западном переводе эти названия обычно передаются как «ветер», «желчь» и «слизь».

 

Книга Томаса Дюнкенбергера, несомненно, внесет весомый вклад в понимание этой древней медицинской системы.

24 июня, 1999 г.

Профессор, доктор Пасанг Йонтен Арья Тенди Шерпа (ДИРЕКТОР ЮТХОКСКОГО ИНСТИТУТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ, МИЛАН/ИТАЛИЯ, В ПРОШЛОМ ПРОФЕССОР И ДИРЕКТОР ИНСТИ­ТУТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫМЕНТЗИ-КХАН В ДХАРАМСАЛА, ИНДИЯ).

 

Как пользоваться этой книгой

Традиционная медицина Тибета представляет собой чрезвычай­но обширную и достаточно сложную систему натуропатических форм диагностики и терапии. Эта книга ставит своей целью познакомить читателей с этими богатейшими знаниями в доступной и практичес­ки ориентированной форме. Поэтому она адресована не только ли­цам, практикующим такие методы лечения, но и людям, интересую­щимся натуропатией. Более того, она предоставляет любознательно­му читателю возможность проанализировать собственный тип тело­сложения и присущие ему сильные и слабые стороны с последующей тщательной корректировкой собственного поведения и, к примеру, привычек питания.

 

С этой целью я рекомендую читателям для начала заполнить оба опросных листа, которые приводятся в приложении к книге. Первый из предложенных тестов поможет читателю определить, к какому из трех базовых конституциональных или телесно-энергетических типов он относится. В этом вам помогут общие описания базовых типов: «Ка­кой тип телесной энергии более полно описывает вас?». Если у вас имеются какие-то проблемы со здоровьем, второй тест поможет опре­делить, в чем состоит дисбаланс и какая из телесных энергий может присутствовать в организме в избыточном количестве.

 

В соответствующих главах вы сумеете узнать о том, как оказы­вать влияние на эти нарушения порой удивительно простыми метода­ми — с помощью собственного поведения и питания. Доступные пони­манию описания, касающиеся влияния первоэлементов и времен года, а также характеристики наиболее распространенных продуктов пита­ния в зависимости от их вкуса, целебных свойств и специфического применения представляют лишь несколько из возможностей, способ­ных внести решающий вклад в сохранение и/или восстановление ва­шего здоровья. В целом не перегружая читателя специфическими под­робностями и поясняя информацию в принятых на Западе терминах (к примеру, расширенный выбор рекомендуемых пищевых продуктов), эта книга имеет большое практическое значение. Даже методы и кри­терии оценки диагностики по пульсу и уринодиагностики объясняются чрезвычайно доступным языком. Это дает возможность читателям са­мостоятельно применять описанные методы после соответствующей практики.

 

Тибетская медицина тесно переплетается с буддийским образом мышления. Этот факт был также принят во внимание в соответствую­щих главах так, чтобы интересующиеся буддизмом читатели смогли извлечь из книги новую информацию. Однако вовсе не обязательно быть последователем буддизма, чтобы получить фундаментальные зна­ния или извлечь практическую пользу из этого древнего и вечного кладезя мудрости.

Введение

Благодаря возрастающему общественному интересу к человечес­кой и политической судьбе народов Тибета яркая жемчужина тибетс­кой культуры — «Аквамариновый свет восьми ветвей науки исцеле­ния», или тибетская медицина, получила большую возможность восси­ять на Западе.

 

В этой медицинской системе сосуществуют аспекты древнеиндий­ской Аюрведы, традиционной китайской медицины, древней греко-пер­сидской медицины, а также лежащий в ее основе Бон-Шаманизм древ­него Тибета. Впитав в себя духовные ценности буддийской культуры, эти знания, пришедшие из разных традиций, образовали совершенно новый сплав. Из этого сплава и родилась всеобъемлющая специфичес­кая форма тибетской медицины. К примеру, форма уриноанализа, о которой рассказывается в этой книге, принята только в тибетской ме­дицине. Учение об эмбрионологии описывает понедельное развитие плода, тогда как, например, в древнеиндийской аюрведической систе­ме принято только помесячное его описание.

 

Кроме того, многие особенности глубинного психолого-энергети­ческого подхода, «вплетенные в ткань» этой традиции, были «откры­ты» на Западе лишь в XX веке и в определенном смысле могут счи­таться непревзойденными. Эта форма науки о целительстве прекрасно служит народу Тибета в течение многих столетий. Тибетские врачи и исцеляющие средства были и посейчас остаются известны и высоко ценимы далеко за пределами Тибета.

 

Мы живем во время, когда все большее число людей, в том числе и на Западе, начинают понимать значение своего личного исцеляю­щего потенциала, присущего всякому живому существу. В результа­те люди начинают постепенно следовать здоровому образу жизни и питания, а также вступают на путь натуропатии для поддержания и оптимизации своих индивидуальных возможностей. Истинно холи­стическая медицина, каковой и является тибетская натуропатия, спо­собна значительно обогатить этот подход к собственному организму. Описание методов тибетской медицины в этой книге целиком основа­но на исторических традициях. Я сознательно отказался от введения в книгу любых добавлений из иных систем целительства во избежа­ние возможных искажений смысла. В случае упоминания подобных методов я четко указываю, к какой системе они принадлежат. Сме­шение различных систем имеет смысл лишь тогда, когда у читателя имеется четкое представление об основах каждой индивидуальной системы.

Несмотря на необходимость восприятия медицины Тибета в рам­ках ее собственного контекста, совсем необязательно становиться буд­дистом, чтобы суметь воспользоваться преимуществами этой медици­ны. Буддизм есть философия постижения личного потенциала и дости­жения всепроницающего сострадания. Это значит, что догматизм лю­бого толка чужд внутренней природе буддизма. Однако не следует ос­тавлять без внимания духовные аспекты современной реальности и болезни, которым подвержен человек. Как поистине холистическая си­стема, тибетская медицина объединяет ментальные и физические ас­пекты в единое целое и, исходя из этого, предлагает соответствующие методы лечения.

 

Желающие изучать тибетскую медицину обычно начинают с изу­чения «Гюши» (тиб. rGyud bzi). Под этим названием объединены че­тыре фундаментальных медицинских трактата, или тантры. Первая тантра называется «корневой». Часто она представляет собой краткое описание всей медицинской системы. За ней следует «поясняющая тан­тра», в которой те же корреляции описываются в детальной форме. Обширная «устная тантра» предлагает самую специфическую форму объяснения системы и завершается четвертой тантрой, которая так и называется — «заключительная». Помимо прочего, в ней обсуждаются формы наружного терапевтического воздействия.

 

До китайского вторжения на Тибет и бегства Далай-ламы в 1959 году существовало огромное число комментариев, посвященных от­дельным аспектам этих тантр. В настоящее время сохранилась лишь сравнительно небольшая их часть. Тибетская традиция, состоявшая, в частности, в запоминании всех важнейших текстов наизусть, сыграла огромную роль в сохранении этих бесценных знаний.

 

Тибетская медицина, без сомнения, представляет собой сложную систему, поэтому мне неоднократно задавали вопрос: «Все это отлича­ется чрезвычайным разнообразием и невообразимо сложно. С чего лучше начинать чтение и учение?».

Эта книга представляет собой введение в фундаментальные кор­реляции и философию тибетской медицины. Книга построена таким образом, чтобы предложить читателям возможность наблюдать за соб­ственным организмом в рамках этой медицинской системы, опреде­лять потенциальные энергетические дисбалансы и делать соответству­ющие выводы о том, как наилучшим образом организовать свой образ жизни и питание. Естественно, эта книга не может претендовать на полное описание тибетской медицины. Тем не менее, если вы сумеете понять и применить на практике предлагаемые корреляции, процеду­ры диагностики и т. д., у вас появится хороший шанс для выбора воз­можностей, направленных на оптимизацию индивидуальных телесных энергий. Затем вы сможете обратиться к литературе, которая углубит полученные вами знания. Все приведенные в этой книге диагностичес­кие процедуры очень просты в применении. Однако они предназначе­ны не для занятий самодиагностикой. Они направлены на достижение более глубокого понимания своего организма, образа жизни и т. п. и на оказание определенного влияния на повседневную жизнь. Созна­тельный образ жизни позволяет распуститься двум чудесным цветкам: здоровью и долголетию. Эти цветы способны, в свою очередь, дать три важных плода: благосостояние, удовлетворение, основанное на мудро­сти, и духовное развитие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: