Практическое занятие № 6




Практическое занятие №1

Склонение имен существительных в единственном числе.

1. Принципы выделения имен существительных по типу склонения.

2. Взаимодействие слов ǒ и ǔ – склонения (причина, начало процесса, результат).

3. Причина и результаты взаимодействия слов ǒ - склонения (типа рабъ) со словами ǐ - склонения (типа гость).

4. История склонения слов с основой на согласный.

5. Значение и история звательной формы.

6. Значение и история двойственного числа.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений, № 380

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена.- М.: Изд-во МГУ. 1990. С.37 – 122.

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г. А. Указ соч. § 141 – 143, 145.

3. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 95, 97 – 99, 114, 118 – 120.

4. Колесов В.В. История русского языка… С. 298 – 330.

 

Практическое занятие №2

Склонение существительных во множественном числе

1. Сближение форм именительного и винительного падежей в истории русского языка.

2. Становление категории одушевленности.

3. Вариативность в окончаниях родительного падежа с точки зрения истории языка.

4. Истории форм Д, Т, М падежей существительных.

5. Диалектные варианты окончания имен существительных во множественном числе.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений, №457

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 123 – 176..

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. §122 - 132

3. Иванов В.В. Указ соч. § 151 – 167.

4. Колесов В.В. История русского языка. С. 276 - 229.

 

Практическое занятие №3

История местоимений и прилагательных

1. Сходство и различие системы местоимений древнерусского языка по сравнению с системой местоимений современного русского языка.

2. Грамматические особенности личных местоимений, их история.

3. Состав и грамматические особенности указательных местоимений, их история.

4. Сходство и различие между системой прилагательных древнерусского и современного русского языков.

5. Морфологические и синтаксические особенности кратких прилагательных в древнерусском языке, их история.

6. Время и механизм возникновения полных и кратких прилагательных. Семантические и синтаксические отличия их от кратких прилагательных.

7. История современных прилагательных превосходной степени.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений №№ 471 и 492, выпишите местоимения с определяющими их словами и выполните задания.

2. Сборник, №495, часть 1.

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 177 - 257.

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ. соч. С. 219 – 265.

3. Древнерусская грамматика 12-13 вв. М.: Наука, 1995. С.294 – 374.

4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С.213 – 273.

5. Колесов В.В. История русского языка… С. 331 - 366.

Практическое занятие №4

История личных форм глагола.

1. Сравните систему древнерусского глагола с современной. Укажите наиболее общие черты сходства и различия.

2. Истрия форм настоящего и будущего времени глагола.

3. Образование и спряжение аориста и имперфекта. Каким образом утрата аориста и имперфекта в русском языке связано с развитием категории вида?

4. История повелительного и сослагательного наклонений.

Практическая часть:

1. Определить тип, вариант, спряжение, тему и класс глаголов: щелкнуть, связать, вариться, испечь, стонать, ржаветь, постичь, колыхать, забыть, кольнуть, красить, отдать, остричь, отсечь, тлеть, быть, садить, приволочь, сетовать, начать.

2. Выписать личные формы глагола из текста Лаврентьевской летописи (Текст №10, Сборник, с. 167, 13 строк) и определить их наклонение, время, лицо, число.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 278 – 343.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 202 – 210, 213, 219, 220, 234 – 236, 254 – 255.

3. Колесов В.В. История русского языка… С.374 – 420, 490 – 511.

4. Иванов В.В. Указ соч. § 210 - 222.

Практическое занятие №5

История сложных форм глагола

1. Значение и способ образование перфекта. Указать личные формы древнерусского перфекта, отличающиеся от старославянского.

2. История перфекта в русском языке.

3. История кратких и полных л -причастий. Почему формы прошедшего времени в современном русском языке не изменяются по лицам?

4. Значение и способы образования плюсквамперфекта в древнерусском языке. Его рефлексы в современном русском.

Практическая часть:

1. Любой текст из художественной литературы, содержащий диалог из нескольких реплик героев, объемом не более 10 строк перевести на древнерусский язык.

2. Сборник упражнений.., № 633.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. С.304 – 313, 338 – 341.

2. Колесов В.В. История русского языка… С. 421 – 426, 465 - 479.

3. Иванов В.В. Указ соч.,§222 - 223.

Практическое занятие № 6

Образование и история причастий.

1. Способ образования и история кратких причастий настоящего времени действительного залога.

2. История полных причастий настоящего времени действительного залога.

3. Почему в современном русском языке глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

4. История полных причастий прошедшего времени действительного залога.

5. История кратких и полных причастий настоящего времени страдательного залога.

6. Как возникло в написании причастий двойное - нн -?

Практическая часть:

1. Образовать все возможные формы причастий современного русского язык от глаголов: изобрести, пасть, ждать, стелить, жечь, плести, лечь, есть, свистать, белить, белеть, выполоть, пороть, замесить, замешать, спеленать.

2. Из своего текста «Хрестоматии» выписать семь кратких причастий (желательно разного вида и времени), использованных вместо глагольного перфекта.

3. Сборник упражнений № 661.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 217 - 228.

2. Колесов В.В. История русского языка. С.588 - 605.

3. Иванов В.В. Указ соч. § 233 – 238.

4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 228 – 223, 258 - 260

Практическое занятие №7

Проблемы древнерусского синтаксиса

1. Способы выражения подлежащего и сказуемого в древнерусском языке.

2. Конструкции с двойными падежами.

3. Особенности древнерусского управления.

4. Оборот «дательный самостоятельный».

5. Синтаксис сложного предложения.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений №638, 685.

Литература

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 318 – 364, 414 – 452.

2. Иванов В.В. Указ соч. С. 364 – 394.

3. Колесов В.В. История русского языка… С. 606 – 655.

Практическое занятие №8

Полный морфолого-синтаксический анализ древнерусского текста

На итоговый зачет по дисциплине «ИГРЯ» выносятся 2 вида работы: теоретическая (вопросы приведены в пункте 2.5.2) и практическая (полный морфолого-синтаксический анализ вашего текста из «Хрестоматии»).

В плане подготовки к зачету предлагается сделать письменный анализ любых 10 строк вашего текста без пропусков (желательно брать законченные предложения и нумеровать строки).

Образцы анализа приведены в пособиях, указанных в начале главы 2.2.1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: