Практическое занятие №1
Склонение имен существительных в единственном числе.
1. Принципы выделения имен существительных по типу склонения.
2. Взаимодействие слов ǒ и ǔ – склонения (причина, начало процесса, результат).
3. Причина и результаты взаимодействия слов ǒ - склонения (типа рабъ) со словами ǐ - склонения (типа гость).
4. История склонения слов с основой на согласный.
5. Значение и история звательной формы.
6. Значение и история двойственного числа.
Практическая часть:
1. Сборник упражнений, № 380
Литература
1. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена.- М.: Изд-во МГУ. 1990. С.37 – 122.
2. Горшкова К.В., Хабургаев Г. А. Указ соч. § 141 – 143, 145.
3. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 95, 97 – 99, 114, 118 – 120.
4. Колесов В.В. История русского языка… С. 298 – 330.
Практическое занятие №2
Склонение существительных во множественном числе
1. Сближение форм именительного и винительного падежей в истории русского языка.
2. Становление категории одушевленности.
3. Вариативность в окончаниях родительного падежа с точки зрения истории языка.
4. Истории форм Д, Т, М падежей существительных.
5. Диалектные варианты окончания имен существительных во множественном числе.
Практическая часть:
1. Сборник упражнений, №457
Литература
1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 123 – 176..
2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. §122 - 132
3. Иванов В.В. Указ соч. § 151 – 167.
4. Колесов В.В. История русского языка. С. 276 - 229.
Практическое занятие №3
История местоимений и прилагательных
1. Сходство и различие системы местоимений древнерусского языка по сравнению с системой местоимений современного русского языка.
|
2. Грамматические особенности личных местоимений, их история.
3. Состав и грамматические особенности указательных местоимений, их история.
4. Сходство и различие между системой прилагательных древнерусского и современного русского языков.
5. Морфологические и синтаксические особенности кратких прилагательных в древнерусском языке, их история.
6. Время и механизм возникновения полных и кратких прилагательных. Семантические и синтаксические отличия их от кратких прилагательных.
7. История современных прилагательных превосходной степени.
Практическая часть:
1. Сборник упражнений №№ 471 и 492, выпишите местоимения с определяющими их словами и выполните задания.
2. Сборник, №495, часть 1.
Литература
1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 177 - 257.
2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ. соч. С. 219 – 265.
3. Древнерусская грамматика 12-13 вв. М.: Наука, 1995. С.294 – 374.
4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С.213 – 273.
5. Колесов В.В. История русского языка… С. 331 - 366.
Практическое занятие №4
История личных форм глагола.
1. Сравните систему древнерусского глагола с современной. Укажите наиболее общие черты сходства и различия.
2. Истрия форм настоящего и будущего времени глагола.
3. Образование и спряжение аориста и имперфекта. Каким образом утрата аориста и имперфекта в русском языке связано с развитием категории вида?
4. История повелительного и сослагательного наклонений.
Практическая часть:
1. Определить тип, вариант, спряжение, тему и класс глаголов: щелкнуть, связать, вариться, испечь, стонать, ржаветь, постичь, колыхать, забыть, кольнуть, красить, отдать, остричь, отсечь, тлеть, быть, садить, приволочь, сетовать, начать.
|
2. Выписать личные формы глагола из текста Лаврентьевской летописи (Текст №10, Сборник, с. 167, 13 строк) и определить их наклонение, время, лицо, число.
Литература
1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 278 – 343.
2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 202 – 210, 213, 219, 220, 234 – 236, 254 – 255.
3. Колесов В.В. История русского языка… С.374 – 420, 490 – 511.
4. Иванов В.В. Указ соч. § 210 - 222.
Практическое занятие №5
История сложных форм глагола
1. Значение и способ образование перфекта. Указать личные формы древнерусского перфекта, отличающиеся от старославянского.
2. История перфекта в русском языке.
3. История кратких и полных л -причастий. Почему формы прошедшего времени в современном русском языке не изменяются по лицам?
4. Значение и способы образования плюсквамперфекта в древнерусском языке. Его рефлексы в современном русском.
Практическая часть:
1. Любой текст из художественной литературы, содержащий диалог из нескольких реплик героев, объемом не более 10 строк перевести на древнерусский язык.
2. Сборник упражнений.., № 633.
Литература
1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. С.304 – 313, 338 – 341.
2. Колесов В.В. История русского языка… С. 421 – 426, 465 - 479.
3. Иванов В.В. Указ соч.,§222 - 223.
Практическое занятие № 6
Образование и история причастий.
1. Способ образования и история кратких причастий настоящего времени действительного залога.
2. История полных причастий настоящего времени действительного залога.
3. Почему в современном русском языке глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
|
4. История полных причастий прошедшего времени действительного залога.
5. История кратких и полных причастий настоящего времени страдательного залога.
6. Как возникло в написании причастий двойное - нн -?
Практическая часть:
1. Образовать все возможные формы причастий современного русского язык от глаголов: изобрести, пасть, ждать, стелить, жечь, плести, лечь, есть, свистать, белить, белеть, выполоть, пороть, замесить, замешать, спеленать.
2. Из своего текста «Хрестоматии» выписать семь кратких причастий (желательно разного вида и времени), использованных вместо глагольного перфекта.
3. Сборник упражнений № 661.
Литература
1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 217 - 228.
2. Колесов В.В. История русского языка. С.588 - 605.
3. Иванов В.В. Указ соч. § 233 – 238.
4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 228 – 223, 258 - 260
Практическое занятие №7
Проблемы древнерусского синтаксиса
1. Способы выражения подлежащего и сказуемого в древнерусском языке.
2. Конструкции с двойными падежами.
3. Особенности древнерусского управления.
4. Оборот «дательный самостоятельный».
5. Синтаксис сложного предложения.
Практическая часть:
1. Сборник упражнений №638, 685.
Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 318 – 364, 414 – 452.
2. Иванов В.В. Указ соч. С. 364 – 394.
3. Колесов В.В. История русского языка… С. 606 – 655.
Практическое занятие №8
Полный морфолого-синтаксический анализ древнерусского текста
На итоговый зачет по дисциплине «ИГРЯ» выносятся 2 вида работы: теоретическая (вопросы приведены в пункте 2.5.2) и практическая (полный морфолого-синтаксический анализ вашего текста из «Хрестоматии»).
В плане подготовки к зачету предлагается сделать письменный анализ любых 10 строк вашего текста без пропусков (желательно брать законченные предложения и нумеровать строки).
Образцы анализа приведены в пособиях, указанных в начале главы 2.2.1.