Общая и социальная психология 1 семестр
Планы практических для специальности «Начальное, дошкольное образование и ИЗО» бакалавры 1 курс
Составитель: Сорокина И.В.
Тема 1. Психолого-педагогическое исследование. Наблюдение как базовый метод психологии.
1.Понятие психолого-педагогического исследования. Требования к организации психолого-педагогического исследования.
2.Виды психолого-педагогического исследования.
3.Этапы психологического исследования.
4.Место наблюдения в психологическом исследовании.
5.Требования к научному наблюдению. Виды наблюдения.
6.Типичные ошибки наблюдения.
Литература:
1. Немов Р. С. Психология т3. М., 1995, с.14-17
2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии., с. 27-30
3. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2001, с 45-48
4. Ошибки наблюдения (распечатка в кабинете психологии)
Тема 2. Методы исследования: эксперимент, тест.
1.Место эксперимента в психологическом исследовании.
2.Основные схемы организации эксперимента. Виды эксперимента.
3.Типичные ошибки экспериментатора.
4.Понятие о тестах, как о стандартизированном диагностическом инструменте.
5.Виды психологических тестов.
6.Основные требования к психологическим тестам (валидность, надежность, тестовые нормы, объективность и др.).
Лабораторная работа № 1. Проведение лабораторного эксперимента по исследованию точности в оценке времени. Решение психологических задач
Литература:
1. Ошибки эксперимента (распечатка в кабинете психологии)
2. Немов Р. С. Т.3 М., 2001, с. 17-29, 105-109
3. Маклаков Общая психология – СПб., 2001 с. 26-36
Тема 3. Восприятие и ощущение.
1.Понятия и виды ощущений и восприятий.
2.Типы восприятий.
|
3.Законы перцептивной организации.
4.Установка и восприятие.
5.Развитие восприятия и наблюдательности у детей: младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, младший школьный возраст.
Лабораторная работа №3.Определение индивидуального типа восприятия.
Литература:
1.Хрестоматия по ощущению и восприятию, - М., 1975, с. 281-302
2.Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986, с. 254-255, 273-274
3.Хрестоматия по психологии / под ред. Петровского А. В., с. 101-108
4.Общая психология / под ред. Богословского В. В., - М., 1981, с. 175-190, 201-213
5.Популярная психология. Хрестоматия / сост. Мироненко В. В. – М., 1990, с. 151-155
6.Психологический словарь
Тема 4. «Внимание»
1. Особенности внимания как познавательного процесса.
2. Функции внимания.
3. Виды и свойства внимания.
4. Индивидуальные особенности внимания.
5. Организация и развитие внимания у детей: дошкольный возраст и младший школьный возраст.
Литература:
1.Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986, глава «Внимание»
2.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии, глава «Внимание».
3.Немов Р. С. Психология, т. 1. – М., 2001
4.Иващенко Ф. И. Задачи по общей психологии,
5.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1987
Тема 5. «Память»
1. Процессы памяти.
2. Виды памяти.
3. Закономерности памяти.
4. Эффективные приёмы запоминания.
5. Развитие смысловой памяти у детей: дошкольный и младший школьный возраст.
Литература:
1.Методическая разработка «Мнемотехнические приемы запоминания»
2. Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986, с. 291-292, 298-321
3.Общая психология / под ред. Богословского В. В., - М., 1981, с.219-232
|
4.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии, глава «Память»,
5.Немов Р. С. Психология, т. 1. – М., 2001, с. 217-232.
6.Сборник задач по общей психологии /под ред. Мерлина В. С. c. 94-100, № 167, 177, 178, 180
Тема 6. Мышление, воображение.
- Понятие мышлении и его функции.
2. Этапы решения мыслительного процесса.
3. Виды мыслительных операций.
- Виды мышления.
- Индивидуальные и возрастные особенности мышления: ранний, дошкольный, младший школьный возраста
- Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
- Виды воображения
- Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
- Индивидуальные особенности воображения и его развитие
10. Воображение и творчество.
Литература:
1. Маклаков А. Г. Общая психология, - СПб., 2001
- Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969.
- Выготский Л. С. Воображение иего развитие в детском возрасте // Хрестоматияпо психологии. — М.: Просвещение, 1987.
- Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.
- Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. — 1972. — № 2
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
7. Немов Р. С. Психология, т. 1, - М., 1995, с. 145-158
8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии
9. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.,1989
Тема 7. Речь
1. Общая характеристика речи
2. Физиологические основы речи
3. Теоретические проблемы возникновения речи
4. Основные виды речи
5. Развитие речи у ребенка
Литература:
|
1. Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986, глава «Общение»
2. Немов Р. С. Психология, т. 1, - М., 1995, с. 145-158
3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии
4. Маклаков А. Г. Общая психология, - СПб., 2001, с. 344-353
Тема 8. Деятельность
1.Понятие деятельности.
2.Основные теории деятельности.
3.Структура и виды деятельности.
4.Освоение деятельности. Навыки.
5.Структура навыка.
6.Взаимодействие навыков как закон выработки новых навыков (интерференция и индукция).
Лабораторная работа №2. Формирование двигательного навыка.
Литература:
5. Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986, глава «Деятельность»
6. Немов Р. С. Психология, т. 1, - М., 1995, с. 145-158
7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии
8. Маклаков А. Г. Общая психология, - СПб., 2001, с. 344-353
Тема 9. Эмоции и чувства, стресс.
1. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
2. Виды эмоций и чувств.
3. Развитие эмоций и их значение для человека
4. Регуляция эмоциональных состояний
5. Возрастные особенности волевых процессов.
6. Понятие об эмоциональном стрессе. Стресс и дистресс.
7. Нервное напряжение и стресс. Фазы стресса.
8. Роль стресса в жизни человека.
9. Регуляция эмоциональных состояний
10. Профилактика экзаменационного стресса.
Литература:
1. Маклаков А. Г. Общая психология, - СПб., 2001
2. Немов Р. С. Психология, т. 1. – М., 2001, с. 436-461
3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии
4. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979, с. 25-31, 34-35, 59-61
5. Прихожан А. М., Толстых И. И. Как научиться сдавать экзамены // Практическая психология образования. – М., 1998, с. 509-516