План ответа:
1. Определение понятия концертная деятельность и выступление
2. Значение концертной деятельности в контексте воспитательной, учебно-творческой, организационной работы, педагогическое
3. Методика организация концертной деятельности любительского хореографического коллектива
Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и складывается из количества концертных выступлений за определенный период или весь период творческой деятельности такого коллектива.
По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им.
ДОПОЛНЕНИЕ: Концертные программы любительских коллективов востребованы обществом, так как решают ряд важнейших социальных функций, среди которых: - вовлечение населения в процесс непрерывного художественного просвещения средствами искусства; - включение личности в создание ценностей художественной культуры; - утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха; - последовательное формирование эстетических чувств и идеалов; - стимулирование социально-культурной активности личности; - возрастание роли индивидуального фактора при выборе видов любительской деятельности, форм организации досуга; - установка на самопроявление и самоопределение, то есть больше на личностный контакт с искусством на любительском уровне, чем на совместное коллективное творчество. Кроме этого концертная деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций искусства: - просветительская, удовлетворяет познавательный интересе аудитории (выражается через содержание концертов, знакомит с выдающимися деятелями, хореографами, исполнителями, композиторами); - пропагандистская, отличается направленностью на определенное направление искусства (в нашем случае на хореографию); - гедонистическая, призвана доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие.
|
Для выступлений на сцене ставятся специальные танцевальные номера на определенную тематику, в которых учитывается возраст исполнителей, их физические и психологические особенности, а также пройденный материал. После подготовительного постановочно-репетиционного этапа из всей группы отбираются наиболее лучшие исполнители. Уже с ними в течение некоторого времени преподаватель и готовит хореографический номер.
Концертное выступление – как демонстрация зрителю одного или некскольких номеров зрителю – является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар.
В контексте воспитательной работы концертное выступление – это эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. Каждое концертное выступление имеет воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд. Оно демонстрирует сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, отношение каждого участника коллектива к исполнительской деятельности. Концертные выступления, поездки на фестивали и конкурсы помогают сплотить коллектив, узнать лучше друг друга, сдружиться. Если хореографический коллектив детский, то у детей формируются навыки социального поведения в обществе. Независимо от возраста у участников хореографического коллектива, участвующего в концертной деятельности, формируются коммуникативные навыки – новые друзья из других коллективов, расширяется образовательный кругозор, повышается культурный, нравственный и эстетический уровень развития.
|
Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают исполнители и художественный руководитель. Так называемое концертное волнение, испытываемое исполнителями, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние.
ДОПОЛНЕНИЕ: Известны случаи, когда из-за волнения человек не может хорошо исполнить номер, есть люди, боящиеся сцены, бывает, что подкашиваются ноги, бывает, что от волнения исполнитель не может совладать со своим выражением лица, то есть вместо улыбки перекошенное испуганное лицо и т.п. Творческое волнение следует направлять в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему раскрытию исполнительских замыслов, а не порождало неуверенность, страх перед зрителями. Сама обстановка на концерте способствует творческому подъёму, вдохновению, собранности. Но их сила, глубина проявления связаны с кропотливым подготовительным трудом, репетициями, целенаправленным и систематическим их развитием. Речь идёт об огромной ответственности участников коллектива за результаты своего творчества, своей художественной деятельности. Не имеет значения – первый это концерт или очередной, на фестивале, смотре. Искусство требует постоянно максимальной собранности и хорошего уверенного настроя при исполнении.
|
В студенческом и детском хореографическом коллективе фактор эмоциональнотворческого волнения имеет специфическое значение. Во-первых, потому, что юные исполнители во время концертного выступления испытывают значительно сильнее волнение в силу того, что по сравнению с профессионалами выступают редко, имеют слабее подготовку, чем профессиональные танцоры. Во-вторых, несколько отличается их настрой на выступление. Для профессионалов это трудовая деятельность, для участников детских коллективов – форма испытания творческих сил, утверждения своих способностей. Это и определяет особую педагогическую нагрузку концерта, его воспитательный потенциал.
ДОПОЛНЕНИЕ: Концертное выступление всегда имеет повышенный уровень художественноэмоциональной взаимной отзывчивости у художественного руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои обязанности, одновременно повышается и их эмоционально-творческая отзывчивость на действия партнёров. Интересно то, что происходят изменения в сторону большей строгости, регламентации и в отношениях между участниками коллектива. Они более требовательно относятся друг к другу, внимательно и быстро реагируют на замечания. Причем личностные качества, сформированные в этих условиях, начинают проявляться не только в стрессовых ситуациях (во время концерта), но и во время учебно-творческой деятельности, в повседневном поведении, быту. Это определяет огромный потенциал этического и эстетического влияния искусства на исполнителей и зрителей. Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения участников коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у исполнителей, усиливается воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива за конечный результат своей деятельности. Единство цели и общность интересов, стоящих перед коллективом, порождает желание не только как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствуют формированию между участниками коллектива отношений и, взаимопомощи и взаимопонимания. Поведение, манеры, характер обращений художественного руководителя становится объектом пристального внимания участников коллектива. Ему активно подражают, что лучше многих воспитательных мероприятий влияет на формирование культуры у участников коллектива, их эмоциональной отзывчивости. Художественный руководитель коллектива своими действиями, своей увлечённостью создаёт настроение творческого вдохновения, т.е. такую обстановку, при которой каждый участник коллектива может показать всё, на что он способен как танцор, как человек. Для этого руководителю в каждом из них нужно уважать, прежде всего, личность, художественную индивидуальность. Быть более опытным другом, наставником, помогать в становлении как исполнителя. Художественный руководитель должен постоянно напоминать об общности творческих задач, стоящих перед коллективом. Без художественного руководителя нет коллектива, но без коллектива, сплочённого, целеустремлённого нет и, не может быть и руководителя.
В контексте учебно-творческой работы – это показ определённых художественных результатов, достигнутый исполнительский уровень, сценичность, эмоциональность, собранность. Концертное выступление в отличие от репетиции имеет временную необратимость. На концерте нет возможности остановить коллектив или отдельного участника, сделать соответствующее замечание, пройти номер ещё раз в отличии от репетиции. Номер или программа исполняется один раз и воспринимается так, как получилось в данном исполнении. Если выступление получилось неудачным, то вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно. Выявление в концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении номера, программе в целом, технической и психологической подготовленности исполнителей коллектива, может служить для художественного руководителя отправной точкой для определения дальнейших направлений в учебной и воспитательной работе, таким образом можно вести речь еще и о значении организационной работы и планировании в работе любительского хореографического коллектива. В организации концертной практики мелочей нет. Важным моментом, обеспечивающим успешное концертное выступление, является его предварительная организация, решение всех необходимых вопросов – от точного выяснения места и времени выступления, размера сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света и до обеспечения коллектива транспортом к месту выступления и обратно.
ДОПОЛНЕНИЕ: выступать на площадке где базируется коллектив, когда можно заранее всё подготовить для выступления (костюмы, обувь, реквизит), провести репетицию со светом, сделать общий костюмированный прогон. Многие вопросы в этом случае снимаются. Иные проблемы приходится решать в том случае, если концерт выездной. На художественного руководителя коллектива дополнительно возлагается огромное количество забот. У него появляются дополнительные обязанности – проследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспортное средство, проверить наличие всех участников коллектива, необходимо проследить за всеми организационными вопросами. По приезду к месту концерта художественному руководителю коллектива приходится выяснять все подробности – где, в каком помещении разместить исполнителей, точное время начала концерта. На выездном концерте художественный руководитель коллектива должен быть особенно собранным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если художественный руководитель растерян, нервничает, не знает, как решить постоянно возникающие организационные и творческие вопросы, не может собрать исполнителей в единый творческий коллектив. Ему приходится быть максимально собранным, находчивым при исправлении различных «накладок» во время концертного выступления (ведь могут возникнуть и неполадки со звуком, светом, кто-то из исполнителей может что-то выронить из реквизита на сцене, получить травму и т.п.). Конечно, невозможно дать советы на все непредвиденные случаи. Важно лишь, чтобы художественный руководитель коллектива не терялся, всегда оставался выдержанным, умел вовремя поддержать своих подопечных. И только такое поведение поддержит состояние творческого подъёма и уверенности в членах коллектива. Во время выступления художественный руководитель должен находиться рядом с участниками своего коллектива, по ходу вносить в их действия необходимые коррективы, следить за развитием событий на сцене. Ни в коем случаи нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это сбивает участников с ритма 36 выступления, пропадает эмоциональный настой, воплощение образа отходит на второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет ему после окончания концерта от художественного руководителя. О каких танцах может идти речь? Так же не следует указывать, на ошибки сразу после выступления, так как исполнители находятся в приподнятом настроении и в этот момент могут просто не воспринять замечания руководителя. Лучше всего делать замечания по концерту на следующей репетиции, когда художественный руководитель сам проанализировал выступление коллектива, учёл все нюансы, недоработки и наметил план работы над недочётами. Очень полезно записывать выступления на видеоплёнку, а потом совместно просмотреть с участниками коллектива. При наглядном материале легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать. Концерт требует от руководителя громадной затраты нервной энергии. На плечи художественного руководителя ложится большая забота об организационной стороне выступления, ответственность за подготовкой к нему.
Виды концертных выступлений хореографических любительских коллективов могут быть различны как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Чаще всего для начала любительские хореографические коллективы принимают участие в сборных концертах, когда коллектив исполняет от 1 до 3 номеров. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Так же бывают концерты-лекции и концерты-встречи в работе учреждений культуры, где главным действующим лицом является лектор или тот, с кем организована встреча. При участии в подобных формах коллективу также важно иметь успех, сохранить свое творческое лицо. Для любительского коллектива самым сложным видом концертного выступления, является самостоятельный концерт в одном или двух отделениях. Обычно такой концерт состоит из 20-25 произведений. При подготовке концертной программы важно учесть, что она должна быть разнообразной. С этой целью подбираются танцы контрастные по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю. Построение концертной программы может быть выполнено по разным принципам: хронологически, по жанрам, по стилистической принадлежности номеров и т.д. При составлении программы руководителю важно учесть, что интерес зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Также коллектив должен заранее подготовить один-два номера сверх объявленной программы, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Все это составляет методику организации концертной программы.
Организация концертной программы – процесс не только творческий, но и требующий организационных навыков и умений, знаний технологических процессов. Мы рассмотрим технологию организации концертной программы на основе блок-схемы технологической модели социально-культурной программы В.В. Туева [38] и выделим специфику организации концертной деятельности любительского хореографического коллектива.
I. Докоммуникационная фаза.
Во время докоммуникационной фазы происходит маркетинг досуговых и информационных потребностей населения, выявление потребности в определенной социально-культурной акции. В этих целях проводятся различные опросы, беседы, исследуется общественное мнение, анализируются официальные материалы, текущая документация учреждения, материалы семинаров, круглых столов, конференций и т.д. На этой фазе очень важно определить социальный запрос, проблему, которую мы будем решать концертной программой. В жизни любительских хореографических коллективов это фаза часто пропускается, так как «социальный запрос» приходит «сверху» – запрос директора учреждения, администрации, министерства и т.д. Но на самом деле эта фаза очень важна для того, чтобы концертная программа нашла отклик у зрителя. Если своей программой коллектив поможет найти какие-то ключики к проблеме зрителя, поможет ответить на внутренние вопросы, то такая программа запомнится надолго, и зритель и участники получат большее удовольствие от результата своей работы. Исходя из проблемы, которую мы решаем концертной программой, на следующем этапе выбирается тема и форма. Далее мы определяем целевую аудиторию концертной программы и продумываем ее особенности. Возрастные, психологические, физиологические особенности каждой целевой аудитории необходимо учитывать при подготовке концертной программы. Чем более точно мы определим свою целевую аудиторию, тем лучше сможем понять ее особенности и учесть их при подготовке.
Например, концертная программа для мамы и малыша или бабушки и внука будут отличаться. Выбор места и времени проведения концертной программы. Это делается с учетом особенностей целевой аудитории и темы. Если концертная программа для мамы и малыша, то мы учитываем время дневного сна ребенка и не будем планировать концерт в это время. Если мы готовим концертную программу для людей пожилого возраста, то мы учтем возможность добраться до места концерта, а не выберем площадку на промышленном объекте с пропускным режимом, к которой нужно будет идти пешком более 500 метров и т.д.
На следующем этапе мы определяем цели и задач концертной программы по отношению к конкретному адресату. Чем точнее мы ставим цель и задачи, тем больше вероятности, что мы их достигнем. Это очень важный этап, так как именно он ложится в основу рефлексии после проведения концертной программы. И именно по тому достигли мы цели или нет, будет понятно хорошо прошел концерт или ничего не получилось.
Формирование структур менеджмента по подготовке и проведению концертной программы. Этот этап заключается в формировании оргкомитетов, рабочих и постановочных групп и распределении их функций. Процесс подготовки концертной программы очень сложный и здесь одному человеку не справится. Очень важно, чтобы в процессе подготовки концертной программы принимали участие специалисты и выполняли все поручения ответственно и вовремя. В маленьких учреждениях культуры руководители коллективов вынуждены привлекать к подготовке концертных программ дополнительно внешние кадровые ресурсы (из числа родителей детей, занимающихся в коллективе, своих знакомых), чтобы осуществить задуманное. Либо приходится отказываться от задумки, так как человеческих, кадровых ресурсов не хватает.
Сценарно-драматургическая разработка концертной программы присутствует при подготовке концертной программы и в любительских и в профессиональных коллективах. В профессиональных коллективах на этом этапе подключаются узкие специалисты: музыканты, режиссеры, художникидекораторы, художники по костюмам, режиссеры. В любительских коллективах, особенно в маленьких учреждениях культуры, все функции приходится брать на себя руководителю коллектива и быть во всех ипостасях, либо работать со специалистами на договорной основе. От качества подготовки на подготовительном этапе зависит яркость, понятность сценического художественного образа.
Когда продуман весь ход концертной программы, понятны все необходимые детали (костюмы, декорации, печатная продукция и т.д.) составляется экономическое обоснование концертной программы. На этом этапе важно понять – рентабельна ли концертная программа… Любительские коллективы чаще вынуждены искать спонсоров для организации своей концертной деятельности, либо вынуждены искать денежные средства на подготовку концертной программы, а затем зарабатывают на самих концертах. Сегодня в любительских коллективах существует практика, когда участники коллектива участвуют финансово в подготовке к концерту. Причем это не зависит от того, платно или бесплатно занимаются участники в коллективе. Если раньше при платном участии в коллективе эти средства учреждения направляли на пошив костюмов, поездки, то сейчас это зависит целиком от решения директора учреждения.
Информационно-рекламное обеспечение концертной программы. Этот этап очень важен при подготовке концертной программы, так как если мы не донесем до зрителя где и когда состоится концертная программы, то он на нее просто не придет. Очень важно соблюсти сроки рекламной кампании. Они зависят от масштаба концертной программы. Если это большой концертный зал, стадион, то рекламную кампанию начинают за полгода, за 3 месяца. Если это небольшой концерт в сельском доме культуры, то лучше всего повесить афиши и рекламу за 2 недели, чтобы зрители могли спланировать свое время. Иногда руководитель любительского хореографического коллектива вспоминает про афишу в последний момент и может повесить ее вечером накануне концерта. А от этого зависит наполненность зала, а значит и положительные эмоции участников концерта.
Техническое сопровождение концертной программы. Дополнительное воздействие на зрителя с помощью технических средств может помочь созданию художественного образа. К сожалению, не все площадки оборудованы технически хорошо. Любительские коллективы ограничены в применении технических средств.
Организация «гостевого ряда». Приглашенные почетные гости, официальные лица обычно должны быть приглашены заранее. Присутствие таких людей на концерте подчеркивает значимость творчества этого коллектива. Не всегда официальные лица находят время в своем графике, чтобы посетить концерт местных коллективов. Нужно много выступать, добиться признания в своей сфере деятельности, стать узнаваемыми в месте деятельности, и тогда официальные лица, может быть, придут на концерт. Тем не менее, практика пригласительных билетов тоже может помочь повышению узнаваемости коллектива.
Сувенирно-реквизитное и сервисное обеспечение концертной программы. Все больше и больше любительские коллективы разрабатывают свой логотип, бренд, выбирают свои цвета. Это способствует повышению узнаваемости тоже. Но не все любительские коллективы разрабатывают свою сувенирную продукцию, форму и т.д. Решение этого вопроса зависит от руководителя, от географии концертной деятельности коллектива, от количества участников коллектива. Если коллектив много ездит по другим городам, то да, стоит определиться с формой участников, с какими-то элементами реквизита (брендированная сумочка для обуви, блокноты, кружки, зонтики и т.д.).
Подготовка транспортного обеспечения концертной программы. Этот вопрос касается не только доставки артистов в случае гастролей (другой город). Но это еще и вопрос доставки участников концертной программы до концертной площадки, доставки до дома участников после выступления и т.д. Для любительских хореографических коллективов часто выделяют транспорт в случае участия в концертных программах общегородских мероприятий (также автобусы используют для переодевания).
Подготовка и оформление смежных с основным местом действия помещений. Пока зритель доходит до концертного зала, это время можно использовать для дополнительного на него воздействия. Помещения, непосредственно прилегающие к концертному залу, можно специально оформить или продумать в них перед концертом какую-то активность. Часто в учреждениях культуры в фойе или зале оформляют выставку детского рисунка или тематическую выставку.
Трансформация сценарного (драматического) замысла в режиссерский (постановочный). В профессиональных коллективах этим занимаются режиссеры. В любительских коллективах чаще всего это происходит параллельно с другими процессами подготовки концертной программы.
Организация репетиций согласно составленному плану. Во время репетиций очень важно соблюдать план-график. Это важно для того, чтобы все службы, все занятые в процессе репетиций могли отработать свои участки ответственности. В профессиональных коллективах количество специалистов, задействованных во время репетиций может быть очень большим, в любительских коллективах – оно гораздо меньше. Но тем не менее, соблюдения плана репетиций – залог того, что концертная программа будет готова в срок.
Составление плана работы Оргкомитета и других организационных структур. Во время подготовки концертной программы может возникнуть много организационных вопросов, которые необходимо решать своевременно. Иногда такие заседания заменяют оперативные совещания учреждений культуры
Проведение организационных совещаний по выполнению намеченного плана. Организационные совещания, рабочие группы помогают координировать работу разных творческих или технических групп. Такая практика очень полезна и для любительских хореографических коллективов.
II. Коммуникативная фаза.
Следующая фаза подготовки концертной программы – коммуникативная. Она состоит также из ряда операций-действий.
Оформление и организация дежурства в зале. Не все коллективы уделяют этому должное внимание, в результате чего зрители могут подняться на сцену или вести неподобающим образом. Чтобы пресечь подобные случаи лучше организовать такое дежурство. В случае недостаточности сотрудников (маленькое учреждение культуры, сотрудники заболели) можно организовать дежурство из числа родителей детей – участников коллектива.
Оформление сцены и мизансцен для ведущих помогает правильно организовать рабочее пространство для всех, выходящих на сцену гостей, исполнителей и т.д. Мультисопровождение концертной программы помогает зрителю предвосхитить, а затем продлить чувство праздника, радости, полученное при просмотре концертной программы. Любительский хореографический коллектив в данном случае может договориться с учащимися школы искусств на художественном отделении о выставке, с вокалистами – о небольшом выступлении до концерта и т.д.
Техническое обеспечение программы – микрофоны, радио, видеообеспечение программы. «Фоновая» музыка, теле- и видеопоказ в кулуарах помогает создать атмосферу праздника. Лучше если коллективы уделят этому свое внимание.
Встреча и развлечение зрителей, размещение чаще всего выполняется и на концертах любительских хореографических коллективов.
Предпролог (как возможный элемент программы). Не всегда есть возможность его использовать. Начало концертной программы Ведение концертной программы. На концертах любительских хореографических коллективов чаще всего присутствуют ведущие. Это помогает и зрителю (смена действий), и участникам коллектива (есть возможность сменить костюмы).
Обозначение ведущими темы и идеи концертной программы обязательно и для концертных программа любительских хореографических коллективов. Представление действующих лиц концертной программы также обязательно и для концертных программа любительских хореографических коллективов. Исполнение эпизодов концертной программы согласно сценарному и режиссерскому планам.
III. Посткоммуникативная фаза.
Фоновая тематическая музыка по окончании основной концертной программы. Поддерживает атмосферу радости и праздника, продлевает ее.
Локальные встречи зрителей с участниками концертной программы дает возможность пообщаться, познакомиться, «прикоснуться» к коллективу. Интервью журналистов с организаторами, участниками и зрителями концертной программы. Выполняется и в профессиональных и в любительских коллективах. Автограф-сессия оставляет память о концерте у зрителей, продлевание ощущения праздника, память о нем.
Организация оперативного опроса зрителей – обратная связь дает первую рефлексию о концертной программе, понятие «успех» - «неуспех». Не всегда используется любительскими и профессиональными коллективами. Чаще всего действие игнорируется. Предоставление зрителям возможности выразить свое мнение о концертной программе. Такая возможность предоставляется в основном во всех учреждениях культуры.
Оперативное собрание организаторов и участников концертной программы, первичный анализ. Это действие обязательно к выполнению всем коллективам, так как первые впечатления еще свежи в памяти, и их необходимо зафиксировать.
Публикации и анализ материалов СМИ. Необходимо проверять материалы СМИ, которые готовятся к публикации на предмет ошибок, опечаток, неточностей. Обсуждение результатов концертной программы в учрежденияхорганизаторах программы.
После проведения концертной программы необходим полный развернутый анализ, обсуждение результатов, предложений, чтобы скоррелировать ближайшие цели коллектива. Подготовка и вручение благодарностей, поощрений организаторам и участникам концертной программы. После проведения концертной программы необходимо поощрить всех, кто хорошо себя проявил, прекрасно справился с порученными заданиями.
Структурные компоненты данной технологии подготовки концертной программы могут меняться, модифицироваться, но основа – остается твердой. Нарушение технологии может повлечь за собой изменение качества продукта, а значит, может привести к утрате доверия зрителя и снижению авторитета специалистов сферы культуры
Таким образом, концертная деятельность является важным звеном всех видов деятельности любительского хореографического коллектива (учебно-творчесткой, воспитательной, организационной) и предъявляет высокие требования ко всем участникам педагогического (педагог-ученики-родители), исполнительского (исполнители, постановщик, зритель) процессов, организационного (участники концертной программы, организатор, приглашенные зрители) процессов.