Информационный компонент беседы




Психодиагностическая беседа

 

Метод беседы является главным диагностическим и терапевтическим инструментом в психологической практике. В беседе формируется контакт психолога с пациентом (клиентом). Беседа должна быть направлена на формирование у пациента адекватного отношения к исследованию и актуализировать у него мотивацию самопознания.

В процессе клинической беседы психолог не только получает необходимые ему диагностически значимые сведения, но и оказывает на больного психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие, результаты которого (по механизму обратной связи) представляют ценную диагностическую информацию.

Как интерактивный, социально-психологический акт, беседа включает два основных компонента: – эмоционально-коммуникативный и информационный.

Эмоционально-коммуникативный компонент беседы

Установление позитивных отношений между участниками психодиагностической беседы требует специальной технологии проведения, которая предполагает контроль за состоянием самого психолога и умение расположить к себе собеседника, используя приемы личностно-ориентированной психотерапии, в частности так называемую триаду К. Роджерса: эмоциональное постижение внутреннего состояния пациента (эмпатия), 2) переживание психологом безусловной положительной оценки и принятия пациента (акцептация), 3) конгруэнтность переживаний психолога (аутентичность). Эти социально-коммуникативные особенности являются факторами, от которых зависит результативность беседы как метода психологической диагностики, и одновременно являются показателями профессиональной компетентности практического психолога.

Эмпатия понимается как способность психолога воспринимать эмоциональное состояние пациента и сопереживать ему; реагировать в соответствии с ожиданиями больного, создавая атмосферу близости и общности интересов в процессе беседы.

Существует широкий диапазон вариантов проявления эмпатии. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психолога в мир чувств пациента. Это – «аффективная» эмпатия, фактически совпадающаяй с феноменом отождествления, идентификации. Противоположный полюс занимает позиция более отвлеченного, интеллектуального понимания переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Этот вариант эмпатии определяют как «когнитивный».

Исследования показали, что «когнитивная» эпатия является, хотя и трудной вследствие двойственной позиции сопереживающего и анализирующего участника общения, но наиболее плодотворной. Она позволяет психотерапевту понимать, не только то, что переживает больной, но и как он это делает

Эмпатия психолога проявляется не только в способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние пациента, но и в умении передавать (транслировать) пациенту то, что он полностью понят. Такого рода трансляция поступает, преимущественно, по невербальным каналам. Поскольку невербальное поведение лишь в незначительной степени доступно самоконтролю, психолог должен испытывать истинные положительные эмоции по отношению к пациенту. Принятие и уважение личности пациента, невзирая на его недостатки, отсутствие критического, оценивающего отношения – в этом смысл феномена акцептации. По К. Роджерсу, хороший психолог – «позволяющий», терпимый и терпеливый, даже, если больной проявляет враждебность и сопротивление.

Аутентичность (конгруэнтность) проявляется в том, что невербальное, доступное наблюдению поведение психолога идентично его словам и действиям; эмоции и переживания в контакте с больным являются подлинными. При этом необходимо, чтобы психолог действительно принимал больного как личность и испытывал по отношению к нему положительные эмоции (акцептировал больного). Скрываемое или недостаточно осознаваемое негативное отношение к пациенту обнаруживается в невербальных проявлениях и распознается обследуемым.

Информационный компонент беседы

Психолог является важнейшим источником сведений, необходимых пациенту для правильного понимания своей личности, психического состояния и оценки жизненной ситуации. С нарастанием информированности увеличивается общая удовлетворенность пациента, его способность и готовность к сотрудничеству с психологом; информированные пациенты дают более надежный анамнез и более точное описание симптомов. Поэтому психолог в беседе должен не только получить информацию от пациента, но обязательно предоставить ему информацию о целях и методах исследования, о том, как будет использованы полученные (в том числе конфиденциальные) данные. Предоставление пациенту информации в процессе беседы отвечает одному из основных этических принципов работы психолога – принципу «информированного согласия».

Наиболее важной является проблема правильной постановки вопросов. Одной из самых распространенных погрешностей является постановка вопроса в суггестивной форме, когда в самой его формулировке содержится внушаемый ответ. В этом случае больной сообщает лишь те сведения, к которым своими прямыми вопросами его направляет психолог, тогда как существенные области переживаний больного остаются невыясненными («У Вас ухудшились отношения с мужем за последнее время, неправда ли?»; «Вам тяжело понимать содержание прочитанного?»). Вопросы должны задаваться в максимально обобщенном виде, предоставляющем возможность пациенту сказать, все, что он хочет: «Пожалуйста, расскажите, что Вас сюда привело?», «Что изменилось с момента нашей последней встречи».

Тематика беседы может быть разнообразной, однако ведущее значение для понимания психогенеза и актуального состояния пациента (клиента) имеет биографическая направленность беседы.

Формализованная оценка беседы затруднена, однако психолог должен быть сенсибилизирован в отношении определенных диагностически информативных ее параметров. К таким параметрам могут быть отнесены:

§ паузы, которые можно интерпретировать как сопротивление или как проявление интеллектуальных затруднений;

§ отклонения от темы;

§ использование речевых штампов, клише;

§ спонтанные высказывания не по теме;

§ длительный латентный период в ответах;

§ хаотическое построение фраз;

§ эмоционально-экспрессивные проявления;

§ богатая шкала информативных знаков речи – темп, громкость, интонации;

§ поведенческие реакции и моторные проявления в течение беседы.

Все названные параметры указывают на особую значимость для пациента обсуждаемой темы.

Таким образом, беседа является основным клинико-психологическим методом диагностики, цель которого состоит в получении информации о личности и других психологических характеристиках пациента на основе самоотчета об особенностях его биографии, субъективных переживаниях, отношениях, а также об особенностях поведения в конкретных ситуациях. В беседе устанавливается личный контакт психолога и пациента; она используется не только как психодиагностический, но и психотерапевтический прием; в процессе беседы формируется мотивация пациента к последующему инструментальному исследованию, оказывающая существенное влияние на достоверность его результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: