Начальный этап развития языкознания.
1. Предмет, задачи и периодизация истории языкознания.
2. Веды и грамматика Панини.
3. Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
4. Александрийские грамматисты.
5. Европейское языкознание в средние века и эпоху Возрождения.
6. Арабское языкознание.
7. Языкознание Нового времени (XVII—XVIII вв.).
Предмет, задачи и периодизация истории языкознания.
Общее языкознание включает три раздела: 1) история лингвистических учений, 2) теория языкознания, 3) методы лингвистического анализа.
Современная проблематика теории языкознания не может быть понята без знакомства с историей её развития. Предметом изучения истории лингвистических учений является процесс познания языка, начиная с древнейших времён до наших дней. Она знакомит с обстоятельствами, в которых зарождались знания о языке; характеризует ведущие лингвистические направления и школы, возникавшие в разные периоды мировой и отечественной истории; описывает достижения выдающихся лингвистов; анализирует методы и приёмы лингвистического анализа, применявшиеся на разных стадиях развития языкознания.
История лингвистических учений имеет следующие задачи:
1) показать взаимосвязь между лингвистическими теориями и философскими взглядами их авторов;
2) выявить законы развития научной лингвистической мысли;
3) показать противоречивость взаимоотношений между рождающимися научными концепциями и социальной, культурной, политической и производственной жизнью человеческого общества на разных этапах его развития;
4) оценить вклад научных школ и конкретных учёных в общее языкознание;
5) выявить причины развития науки о языке.
Поступательное развитие языкознания было вызвано тем, что:
а) как и любая наука, оно подчинялось практическим потребностям развивающегося общества;
б) языкознание развивалось из необходимости создать внутреннюю логику науки, преодолеть противоречия, усовершенствовать методику лингвистического анализа, накопить знания о языках. Каждая новая лингвистическая школа возникала в противовес уже устоявшейся теории, так как старая теория не могла объяснить новые факты или описать прежними методами только что открытые языки.
Языкознание в своём развитии прошло следующие этапы:
I. Начальный этап (VI в. до н. э. - XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира.
II. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII - начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку.
III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.
IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX – начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Это кризисный этап, подготовивший почву для формирования структурального метода в мировом языкознании.
V. Структурализм (1920 - 1960-е гг.). В этот период все структуральные школы достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.
VI. Современное языкознание (1970-е гг. - наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX - начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой).
При переходе от одного этапа к другому в языкознании обеспечивалась преемственность в накоплении и совершенствовании знаний. Последующая фаза всегда была связана с предыдущей, но одновременно была прямо противоположна ей. Языкознание развивалось по спирали: возвращалось к старым задачам на новом уровне, исходя из потребностей общества. На современном этапе лингвистов волнуют те же вопросы, над которыми задумывался Вильгельм фон Гумбольдт, но лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика и другие лингвистические дисциплины рассматривают их в другом аспекте, с учетом развития науки.
В истории языкознания велись ожесточённые споры между идеалистами и материалистами, между логицистами и «натуралистами», между структуралистами и компаративистами. Неправильные общественные оценки этих противоположных позиций вызывали глубокие последствия. В годы культа личности пресекались всякие попытки структурального изучения языков, под запретом была кибернетика, и в СССР структуральная школа возникла на три десятилетия позже Пражской и Копенгагенской лингвистических школ. И хотя идея машинного перевода принадлежит русскому инженеру П. П. Троянскому, первый эксперимент по машинному переводу прошёл в США в Джорджтаунском университете, где машина в 1954 г. перевела несколько фраз с русского языка на английский. Запретом на структурализм и кибернетику во многом объясняется отставание наших систем управления в производстве от мировых стандартов. Потребности производства в современной России вынуждают государство вкладывать деньги в прикладную лингвистику.