Веды и грамматика Панини.




На начальном этапе языкознание было представлено древнеиндийским, классическим (греко-латинским), арабским, китайским и японским языкознанием. В начальном этапе выделяется три периода:

- зарождение знаний о языке, формирование лингвисти­ческих традиций (VI в. до н. э. - 476 г., год падения Рима);

- языкознание средних веков (476 г. - 1492 г., год откры­тия Америки) и эпохи Возрождения (2-я половина XV - XVI в.);

- языкознание Нового времени (XVII - XVIII вв.).

Древнеиндийское язы­кознание представляли Панини, Вараручи Катьяяна, Бхартхари. Лингвистические труды стали появляться тогда, когда возникла необходи­мость изучения иностранных языков, необходимость толковать религи­озные или этнокультурные тексты. Так, в Древ­ней Индии в устной форме существовали религиозные гимны - веды, в которых были отражены каноны, легенды индуизма. В VI в. до н.э. они были записаны. Язык вед, санскрит, был литературным языком и резко отличался от разговорных языков Индии - пракритов.

Для ограждения санскрита от пракритов, для точ­ного произношения и понимания священных гимнов начинает­ся филологическое изучение вед. Толкователям вед приходилось изучать акустичес­кие и физиологические свойства звуков. Авторы вед занимались фонетическим и грамматическим анализом гимнов. Так, в ведангах, объединённых под названием «Шикша», рассматриваются вопросы фонетики; в «Чаанде» - вопросы орфоэпии, метрики и стихосложения; во «Вьякаране» (от 'анализ', 'расчленение') - грамматические проблемы; в «Нирукте» - вопросы этимологии и лексиколо­гии. За тысячу лет до н. э. в Древней Индии появились первые словари, в которых толковались непонятные слова из вед.

Самым выдающимся достижением индийского язы­кознания является Грамматика Панини (IV в. до н.э.). Панини описывает фонетический и грам­матический строй санскрита. Лингвистические правила описаны в поэтическом виде. Грамматика состоит из 4000 стихотворных правил - сутр, которые распределены по восьми книгам, поэтому Грамматику Панини называют «Восьмикнижием». Сутры легко запоминались и предназнача­лись для заучивания наизусть. Лишь через несколь­ко веков Грамматика Панини была записана.

Панини не делит свою грамматику на привычные для со­временной науки разделы. Фонетические, морфологические, этимологические сведения чередуются, переплетаются без ви­димой системы. Автор строит языковой анализ на выявлении сходства и различия языковых единиц. Он сравнивает санскрит с индийскими диалектами и выявляет его специфи­ческие особенности. Синтаксис почти не разработан, хотя предложение признано важной языковой единицей, кото­рая способна выражать мысли. Слово не признаётся самостоятельной единицей, хотя предложение и делится для удобства на слова.

В Грамматике Панини выделяются четыре части речи: имя (слово, обозначающее идею субстанции), глагол (слово, обо­значающее действие), частицы и предлоги («обслуживающие» в предложении глаголы и имена). Местоимения и наречия распределяются между глаголами и имена­ми.

Большое значение в Грамматике придаётся описанию спо­собов словоизменения (склонения, спряжения). Выделяется семь падежей, но у них нет названий, хотя каждый из них снабжён порядковым номером.

Много внимания Панини уделяет членению слова на мор­фемы. Санскритское слово состоит из корня, суффикса и окончания. Панини даёт представление о нулевой флексии, о нулевой мор­феме, говорит о роли ударения в слове и интонации в предло­жении. При сравнении сходных слов он выделяет основу и окон­чание; все корни сводит к глагольным корням, далее недели­мым. Он установил 1993 глагольных корня, из которых путём присоединения окончаний местоименного происхождения образуются все части речи.

Фонетический анализ в Грамматике Панини тесно связан с физиологией. Все звуки Панини разделил на гласные и согласные. В Грам­матике Панини указывается, что гласные образуются сближе­нием органов речи, а согласные - их смыканием. Наряду с глас­ными и согласными, описываются полугласные звуки. Среди согласных различаются взрывные и фрикативные. В образова­нии слога ведущая роль признаётся за гласным звуком, соглас­ному же приписывается в слоге подчинённая роль (самостоя­тельно слоги образовать они не могут). Грамматика Панини была опубликована в Европе в начале XIX в.

В III в. до н. э. Вараручи Катьяяна изучает пракриты и выдвигает идею исторического развития языков. Он первым стал считать, что санскрит является источником всех среднеиндийских языков. В «Пракритской грам­матике » он показывает, как из санскритских слов и форм образова­лись пракритские. Вараручи первым применяет сравнительно-исторический метод задолго до того, как этот метод получил распрост­ранение в Европе. Вараручи изучает развитие каждого звука, анализирует фонетические изменения. Эти фонетические изменения Катьяяна рассматри­вает в связи с морфологическими преобразованиями, указывая на связь фонетики и морфологии.

Древнеиндийский философ-языковед Бхартхари (I в.) в своем труде «Вакьяпадийя » разбирает вопросы соотношения предложе­ния и суждения в философском аспекте. Он определяет предложение как единое неделимое высказывание, которое выражает единое неде­лимое значение. Бхартхари считает предложение основной единицей языка, так как только оно способно пере­давать мысль. Бхартхари различал три аспекта слова: письменную форму, фонологическую структуру и номинативную функцию.

 

3. Древнегреческая философия и вопросы языкознания.

В Древней Греции изучением языка занимались философы Аристотель, Гераклит, Августин, Платон, Хрисипп и Кратес Малосский. К важнейшим проблемам древнегреческой философии отно­сились 1) происхождение языка и 2) взаимоотношение слова и вещи. Древнегреческие философы выступали против божественного происхождения языка и отмечали, что речь - уни­кальное явление, свойственное только человеку, что речь мог­ла быть создана лишь сознательными и разумными усилиями. В их трудах есть зачатки почти всех теорий происхождения языка, которые возникли в 18 веке.

Вопрос о взаимоотношении слова и вещи – это спор о природном или условном характере слов. В Древней Греции он формулировался так: «Создан ли язык «по природе» (physei) или «по установлению» (thesei)?»

1. Часть философов считала, что язык возник «по природе» (physei). В звучании или в значении имён отражаются свойства вещей и людей. Основоположником теории «отприродности» имени был Гераклит Эфесский (540 - 475 гг. до н. э.), сформулировавший ряд принципов диалектики. Ему принадлежат знаменитые афоризмы: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и «Всё течёт, всё изменяется». По Герак­литу, восприятие вещей определено их природой. Иными сло­вами, природа создала имена. Люди должны открыть правиль­ное имя, созданное природой. Но это удаётся далеко не всем. Только лучшие люди могут открыть правильные имена, соответствующие природе вещей. Истинные названия - это тени или отражения вещей. Теории «отприродности» имени в дальнейшем придерживались и стоики.

Доказывая свою правоту, сторонники Гераклита выдвину­ли ряд тезисов:

- названия вещей определены их природой, поскольку люди не могут произвольно менять названия предметов;

- проклятия и молитвы действуют на названных в них людей именно потому, что их имена связаны с их природой;

- «отприродность» имени состоит в том, что и имя, и гла­гол есть звуки, а звуки - явления природы; следовательно, имена и глаголы «отприродны».

2. Другие философы считали, что язык возник «по установлению» (thesei). Имена людям и вещам дают искусные в своём деле установители имён. Эту теорию выдвинул философ-материалист Демокрит (ок. 460 до н. э.). Он предложилследующие аргумен­ты:

- если бы все названия давались «по природе», то у раз­ных вещей не могло бы быть одинаковых названий. Демокрит имеет в виду явления омонимии и полисемии;

- при «отприродном» характере языка многие вещи не могли бы иметь по нескольку названий. Речь идёт о синонимии;

- если бы названия давались «по природе», невозможно было бы переименовывать людей;

- многие вещи безымянны.

Последователи Демокрита, демонстрируя произвольность установленных имён, называли своих рабов не полнозначными словами, а союзами и частицами; обыгрывали имена собствен­ные своих оппонентов.

Спор между сторонниками двух гипотез о происхож­дении имён был изображён философом-идеалис­том Платоном (427—347 гг. до н.э.) в диалоге «Кратил, или О правильности имён». Платон критикует обе гипотезы. В диалоге участвуют Гермоген - сторонник теории происхожде­ния имён «по установлению», Кратил - сторонник теории «отприродности» имён и Сократ - выразитель авторских идей. Сократ пытается примирить полярные точки зрения. Он говорит, что слова могут отражать сущность вещей. Например, звук [ r ] подобен порыву, и язык при его произнесении приходит в сильное сотрясение. Поэтому [ r ] вхо­дит в слова rein 'течь', tromos 'дрожь'; [ l ] (лямбда) используется для всего гладкого, лоснящегося. Сократ думает, что изначально связь между вещью и названием была, но потом от первоначальных слов образовалось много новых, и эта связь утратилась. Установители имён могут и правильно, и неправильно со­здать имя. Для имён лучше, когда большинство их звуков являются сходными с вещами. Слова - символы, но если установитель именует правильно, то они со­ответствуют природе вещей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), колебавшийся между идеализмом и материа­лизмом, считал, что вещи и вызываемые ими впечатления везде одинаковы, но знаки везде разные. Отсюда следует, что ни одно имя не существует от природы. Слова лишь случайным образом связаны с вещами. Аристотель относился к языку как к отдельному предмету ис­следования и заложил основы системного изучения языка. Он писал о звуках, из которых строятся слоги, о словах, состоя­щих из слогов, о предложениях, состоящих из слов. В трактате «Поэтика » Аристотель разработал грам­матическую терминологию. Он выделял восемь частей речи: элемент, слог, союз, имя, гла­гол, член, падеж, предложение.

Эле­ментами он называет звуки речи и делит их на гласные, со­гласные и безгласные. Слог характеризуется как сочетание глас­ного и согласного. Союз и член - служебные части речи. Под словом Аристотель понимает символ, который представляет собой единство психического представления, находящегося в душе, и звукового материального облика. Глагол, в отличие от имени, указывает на время. На­пример, здоровье - имя, здоров – глагол, так как обозначает признак предмета в данное время. Глагол служит обозначением сказанного о подлежащем. Таким образом, Аристотель даёт логическое объяснение частям речи как субъекту и предикату. Изменения глаголов и имён по лицам, числам, временам, падежам Аристотель называет падежами. В «Риторике » Аристотель рассуждает о простых и сложных пред­ложениях с логической точки зрения. После Аристотеля стало возможным лингвистическое опи­сание системы языка, а логико-грам­матический взгляд на язык преобладает вплоть до XVIII в.

Дальнейшее развитие языкознание получило в трудах сто­иков (III в. до н. э.). Стоики, особенно их глава Хрисипп (280 - 206 гг. до н. э.), уточнили многие лингвистические термины. Они опи­сали 24 звука, пять частей речи: имя собственное, имя нарица­тельное, глагол, союз, член. Падежи стоики стали относить только к именам. Каждому падежу дали название и разделили их на прямые и не­прямые. Названия падежей (именительный, родительный, дательный, винительный и пр.) через старославянский язык проникли и в современную русскую грамматику. Особое вни­мание стоики уделяли формам слов - акциденциям. В споре о природе названий стоики были на стороне Гераклита. Они считали, что слова изначально истинны. Доказывая эту точку зре­ния, стоики попытались заложить основы этимологии, так как занимались поисками первоначального названия - этимона 'ис­тины'. Хрисипп рассматривал язык как средство выражения мыслей и чувств. Стоики создали теорию знаков и первыми выделили в языке обозначаемое и обозначающее. Обозначаемое – это предмет, внешний объект, а обозначающее – это звук, выражающий предмет.

Древнеримские грамматисты Марк Теренций Варрон, Элий Донат, Присциан в средние века применяли греческие грамматики к латинскому языку. Присциан описал латинский язык в грамматике «Грамматическое учение ». Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) написал «Латинский язык » и продолжал этимологические изыскания. Он определил этимологию как науку, которая уста­навливает, «почему и отчего появились слова». Его этимологии иногда бывали удачными, иногда нет. Латинское слово luna, например, он делил на две части (1u и ), из которых первую связывал со словом lucere 'светить', а вторую - со словом nох 'ночь'. Luna, в соответствии с этим объяснением, является не­бесным телом, которое светит ночью. Связь слова luna с глаго­лом lucere была установлена правильно, но слово nох никакого отношения к происхождению слова luna не имеет.

Не имея твёр­дых критериев, не пользуясь сравнительно-историческим ме­тодом, лингвисты средних веков давали произвольное толко­вание многим словам. Например, значение латинского слова hostis 'враг' связывалось с начальной буквой h, которая графически якобы похожа на двуручный меч. Такое же ненаучное объяснение Варрон дал происхожде­нию слова aqua 'вода'. Он считал, что aqua возникло из слов а 'от' и qua 'которая', и поэтому означает 'жидкость, с помощью которой поддерживается жизнь'. Последователи Варрона про­должали этимологические исследования в таком же духе. Фосс, автор этимологического словаря, вы­шедшего в Амстердаме в 1662 г., утверждал, что а) любая гласная буква может превратиться в любую другую гласную; б) любая согласная может превратиться в любую другую согласную; в) любая гласная может превра­титься в любую согласную и наоборот. В итоге этимоло­гию стали резко критиковать. Воль­тер язвительно писал: «Этимология - это наука, в которой гласные ничего не значат, а согласные почти ничего не значат». «Реаби­литация» этимологии стала возможной только с открытием срав­нительно-исторического метода в начале XIX в.

 

4. Александрийские грамматисты.

Александрийская школа сформировалась в эпоху эллиниз­ма, которая наступила после смерти Алек­сандра Македонского (323 г. до н. э.) и длилась до захвата Египта Римом (30 г. до н. э.). В это время в результате завоеваний Александра Македон­ского греческая культура распро­странилась на Восточном Средиземноморье, в Передней Азии и в Причерноморье. Наивысшего расцвета она достигла в столице Египта Александрии и в Малой Азии с центром в Пергаме. В Александрии и Пергаме были созданы крупнейшие библиоте­ки. Алек­сандрийская грамматическая школа возникла под влиянием практических потребностей. В многоязычной империи необходимость обучения греческому языку побуждала учёных заняться его грамматикой. К Алек­сандрийской грамматической школе относились Аристарх Самофракийский (II в. до н. э.), Дионисий Фракийский (II в. до н. э.), Аполлоний Дискол.

Между пергамскими и александрийскими филологами воз­никли споры по вопросу об аномалии и аналогии. Александрийские грамматисты во главе с Аристархом Самофракийским считали, что язык построен по законам грамматической ана­логии. Поэтому их называли аналогистами. Аномалии - это исклю­чения из общего правила. Пергамские филологи во главе с Кратесом Малосским считали, что в языке господствует аномалия, не­соответствие между словом и вещью. Например, имена женского рода черепаха и муха называют особей не только женского, но и мужского пола; Афины – название одного го­рода, а имеет форму множественного числа. Пергамских филологов называли аномалистами.

Аристарх Самофракийский (II в. до н. э.), Дионисий Фракийский (II в. до н. э.) обратились к фонетике, но на менее высоком уровне, чем индусы. Звуки характеризовались алек­сандрийцами преимущественно с акустической стороны как глас­ные, согласные, полугласные, а буквы и звуки не дифферен­цировались. Слово рассматривалось как наименьшая часть речи, предложение — как соединение слов, выражающее закончен­ную мысль.

Аристарх выделяет восемь частей речи: имя, глагол, прича­стие (причастно имени и глаголу), местоимение, наречие, предлог, союз, член (у римлян — междометие). Имена, пишет Аристарх, изменяются по падежам и числам, глаголы — по временам, на­клонениям (их насчитывалось пять), числам (ед., мн., дв.), лицам (речь кого, к кому, о ком), видам (их называлось четыре). Но до морфемного состава слов александрийцы не дошли, синтак­сис исследовали поверхностно, в фонетике постоянно смеши­вали буквы и звуки, а в грамматике в целом подменяли грам­матические понятия логическими понятиями.

Заслугой александрийских учёных является описание метафор, синекдохи, метонимии, развитие основ метрики. Они боролись за ясность и чистоту речи, за её пра­вильность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: