Государственность на белорусских землях.




1 этап. Восточно-славянские княжества

на территории Беларуси (IХ – ХIII вв.)Информация об этапе

На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена.

2 этап. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.) Информация об этапе

Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами.

Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена Радой, в состав которой входили верхи феодалов, и Соймом, в котором заседали и представители поветовой шляхты.

3 этап. Белорусские земли в составе

Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.

(конец ХVIII в. – 1917 г.)Информация об этапе

В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи5 этап.

Информация об этапе национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов.6 этап. Белорусская государственность на современном этапе

(август 1991 г. – н. время). Информация об этапе

Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР".15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию, в соответствии с которой властные функции разделялись между Верховным Советом и Президентом. На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства

 

Конституция РБ

Конституция (лат.constitutio – установление, строение) – основной юридический документ страны, определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Поэтому важно, прежде всего, уяснить юридические свойства Конституции:

1. Конституция – ядро правовой системы. В развитие конституционных норм принимаются специальные законы, указы, постановления.

2. В Конституции определяется иерархия юридических актов. По степени важности юридические акты в нашей республике располагаются в следующей последовательности:

– Конституция;

– Закон о толковании Конституции;

– международные договоры Республики Беларусь;

– законы, принятые парламентом, декреты, указы Президента;

– постановления правительства;

– акты министерств, государственных комитетов;

– решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

3. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Так, законы, принятые в Республике Беларусь до марта 1994 г., должны действовать только в той части, в какой они не противоречат Конституции.

4. Нормы Конституции имеют свойство прямого, непосредственного действия.

 

9.Реализация институтов демократии в политической системе РБ. В Конституции Республики Беларусь закреплена главная идея демократического государственно-политического устройства о признании народа источником государственной власти и носителем суверенитета (ст. 3). При этом подчеркивается, что народ осуществляет свою власть непосредственно и черезпредставительные органы власти, т.е. в политической жизни белорусского общества находят свое проявление представительная и непосредственная форма демократии.

Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц.

Главными чертами представительной демократии в наше время являются:принцип ответственного правления;контроль общества над институтами власти;наличие института свободных выборов.

10.Права и свободы граждан РБ.

1. Личные (гражданские) права:

на жизнь;свободу, неприкосновенность и достоинство личности;защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;неприкосновенность жилища;свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;

исповедование любой религии или неисповедование никакой (свобода совести);свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

2. Политические права:на свободу собраний, митингов, уличных шествий;свободу объединения в общественные организации, политические партии;

участие в решении государственных дел;

право избирать и быть избранными в государственные органы;равного доступа к любым должностям в государственных органах;

право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

3. Социально-экономические и культурные права

на труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку; отдых;собственность; охрану здоровья;

социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;жилище;

образование;сохранениесвоей национальной принадлежности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: