Политическая система общества.




Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Институциональная подсистема –состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь.

Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество.

Нормативная подсистема – совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль).

Функциональная подсистема – включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Культурно-идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура.

Функции:Целеполагание;Мобилизация;

Интеграция;Обеспечение безопасности и стабильности общества.Формирование политического сознания членов общества

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

по типу политического режима:

демократические, авторитарные, тоталитарные

по форме правления:

монархические, республиканские

по форме устройства:

унитарные, федеративные, конфедеративные

по типу политической культуры:

англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная,, частично-индустриальная

по степени политических изменений:

традиционные, модернизированные

по степени открытости общества:

открытые, закрытые

по типу партийной системы:

однопартийные, двухпартийные, многопартийные

18.Политический режим. Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти вобществе.

В ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ

понятие «политический режим» отражает формальные (законодательно закреплённые) нормы и правила отправления власти институтами государства.

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ

под политическим режимом рассматривается целый комплекс факторов – от положения личности в обществе до характера используемых институтами государства приёмов и средств воздействия, которыми определяется

качество политической жизни общества

В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов, наиболее распространёнными из них являются следующие:

1. подразделение режимов на диктатуры идемократии.

2. марксистский подход к классификации предполагает деление политических режимов на: буржуазные, социалистические, переходные.

3. деление современных политических режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществ. Тоталитарный режим

- это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.Авторитарный режим

- этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах.Демократический режим

- это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.

19.Государство-основной политический институт общества. Государство– особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ: Политическая;

Экономическая;Социальная;Организаторская

Правовая.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ:

Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.

Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.

 

 

20.Основные формы государственного правления. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха.

Спецификаконституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

Парламентская республика. Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте.

Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы.

Президентская республика. Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним.

Смешанная

(полупрезидентская)

Республика. Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность.

 

 

21.Законодательная власть. Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ (Способ

Формирования) Путём выборов. ДВУХПАЛАТНЫЙ

ПАРЛАМЕНТ. Верхняя палата:по принципу наследования (Великобритания);по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.);по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция).

Нижняя палата: путём выборов;

Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:важным элементом в каждой из палат являются парламентские ко-миссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов.

значительную роль в работе парламента играют фракции – группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии.

 

 

22.Исполнительная власть. Правительствопредставляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом.Структура правительства строится по принципу иерархии:ПРЕМЬЕР-МИНИСТР – МИНИСТРЫ-НАЧАЛЬНИКИ

(ПРЕДСЕДАТЕЛИ)-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА: Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента.ПАРЛАМЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА: Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство.

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.

 

 

23.Институты государственной власти в РБ. Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики.

В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Система исполнительной власти. Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, к его полномочиям относятся:

1) осуществление непосредственного руководства деятельностью Правительства и персональная ответственность за его работу;

2) представление Парламенту программы деятельности Правительства;

3) информирование Президента об основных направлениях деятельности и важнейших решениях Правительства, а также выполнение других функции, связанных с организацией и деятельностью Правительства.

Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента.Судебная система. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей..

24.Политические партии в политической системе общества. Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

Структуру политической партии можно представить следующим образом:

ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО - РЯДОВЫЕ ЧЛЕНЫПАРТИИ - БЛОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Если за основу классификации берется характер и задачи деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях и политической системе;Реформаторские, выступающие за умеренные, постепенные изменения в общественных отношениях с сохранением основ существующей политической системы; Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт сложившихся социально-политических отношений; Реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством, путём представления интересов тех или иных социальных групп и оказания непосредственного влияния на решения государственных органов;

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция. Политические партии разрабатывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы;

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного аппарата и всех уровней политической системы;

5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты, обеспечивает согласование интересов борющихся сил, политическую стабилизацию общества;

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан.

7. Функция контроля над властью.

 

25.Разновидность партийных систем.. Партийная системапредставляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.

партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные:

однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть. двухпартийные системы (бипартизм)предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть (не исключается присутствие других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти).многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий.

 

 

26.Политический процесс. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Виды политического процесса: Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение

Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью

Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государства

Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развития

Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.

Нестабильный процесс: неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.

Международный процесс: отражает изменения в политической жизни мирового сообщества.

Революционный процесс: характеризуется проведением коренных, радикальных изменений.

четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституированиясовпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы.Вторая стадия – стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития.. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций.Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития. Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил.Четвертойстадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности. Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными.распад режима правления носит необратимый характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: