Типы избирательных систем




Избирательная кампания в РФ

Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

Значение выборов
§ Являются важным средством систематического обновления властных структур § Выявляют реальные интересы и потребности народа § Способствуют приобщению граждан к политике § Придают власти легитимный характер

Классификации выборов

Основа классификации Виды выборов
Объект Президентские; парламентские; местного самоуправления
Масштаб Федеральные; региональные; местные
Сроки Очередные; досрочные; повторные

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы
· Избирательное право Комплекс правовых норм о порядке выборов § в узком смысле слова: политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) § в широком смысле слова: избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения) · Избирательный процесс Комплекс действий в процессе выборов

Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательный процесс — практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Стадии (этапы) избирательного процесса
§ Назначение даты выборов Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти. § Образование избирательных округов и избирательных участков Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа. Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер. § Формирование избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: — Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФизбирательные комиссии субъектов РФтерриториальные (районные, городские и др.) комиссииизбирательные комиссии муниципальных образованийучастковые избирательные комиссии Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах. § Составление списков избирателей Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей. § Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях. § Предвыборная агитация Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них. Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. § Голосование и установление результатов голосования Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов. Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения. § Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.

Основные принципы демократического избирательного права
§ Принцип равенства Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов. § Принцип всеобщности Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются. § Принцип тайного голосования Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него. § Принцип непосредственности Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. § Принцип состязательности Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. § Принцип гласности Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. § Принцип свободы выборов Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление. § Принцип ограничения срока выборов Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Типы избирательных систем

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. § Относительного большинства — победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др. § Абсолютного большинства — избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции
Достоинства Недостатки
§ Могут участвовать независимые кандидаты. § Возникает личностная связь кандидата с избирателями. § Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов. § Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа. § Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство § Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах. § Может искажаться реальная картина соотношения сил в политической структуре общества. § Создаётся почва для непредсказуемости действий депутатов. § Имеет место частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию. § Практически исключает возможности победы на выборах мелких партий

 

Пропорциональная система — система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства Недостатки
§ Представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства. § Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций. § Даёт возможность избирателю легче разобраться в политической позиции кандидата. § Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми. § Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий § Существует монополия политической партии на выдвижение кандидатов. § Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией. § Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. § В парламент не допускаются партии, чьи списки не набрали определённого процента голосов. § Иногда возникает необходимость объединяться в блоки даже в ущерб партийным интересам. § Депутат может переложить ответственность за те или иные решения на позицию партии. § Появляется в парламенте множество мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

 

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система — часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной избирательной системой, а другая часть — в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы
Достоинства Недостатки
§ Формируется действительно представительный парламент. § Имеет место обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий § В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов. § Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: