ПОЛОЖЕНИЕ
V Городского театрального фестиваля «Свой среди чужих» 2017 г.
Язык театра – общий для всех культур, он объединяет людей разных взглядов, национальностей, вероисповеданий, и поэтому может рассматриваться как средство диалогического общения.
Театрально-игровая деятельность в образовательном учреждении имеет педагогическую направленность и создает условия для развития и становления личности учащегося, освоения им духовно-нравственных ценностей, развития творческих способностей. Театр только тогда выполняет свои воспитательные задачи, когда участие в нем помогает ребенку в самопознании и самоопределении, способствует формированию культуры толерантного общения.
Фестиваль направлен на совершенствование работы педагогов в применении театрально-игровых методов в воспитании школьников.
Цель Фестиваля – совершенствование работы педагогов по развитию социальных и коммуникативных компетентностей учащихся средствами театра.
Задачи, направленные на повышение квалификации педагогов:
- развитие умений диагностировать качество педагогического воздействия театрально-игровой деятельности на процесс воспитания и эффективность ее применения в целях развития социальных умений;
- освоение методов самоконтроля, педагогической рефлексии для снижения рисков в применении театрально-игровых методов в образовательном процессе.
Задачи, направленные на образование учащихся:
- формирование социальных компетентностей в практике взаимодействия;
- профилактика агрессии, насилия в молодежной среде на основе включения в совместную театральную деятельность детей разных социальных групп, культур и пр.;
|
- индивидуально-личностное и эстетическое развитие учащихся посредством привлечения их к театральному искусству;
- поддержка детского театрального движения, объединяющего детей разных национальностей, культур и пр.
- развитие речи и культуры общения учащихся.
Ожидаемые результаты:
- активизация потенциала театральных средств в целях социального образования;
- повышение профессионального уровня педагогов, применяющих методы театрально-игровой деятельности (освоение новых форм и методов м пр.);
- установление контактов между театральными коллективами и участниками на основе общего интереса к театральному искусству и опыта общения;
- освоение школьниками социальных компетентностей.
Условия проведения конкурса.
К участию в фестивале приглашаются театральные группы ОО. Возраст участников спектаклей – от 6 до 17 лет.
Театральная группа представляет драматическую сцену, отрывок из спектакля или театрально-игровой композиции продолжительностью не более 10 мин. Фестиваль начинается с представления тетаральных групп и обмена участниками коллективов (по 1 из группы) на условиях жеребьевки. Таким образом, в каждую группу входит новый участник («свой»), который включается в репетицию сцены. Тот, кому выпадет войти в другую группу, получает роль вышедшего из нее или другую; по общему решению участники коллектива могут произвести любые замены и самостоятельно решить проблемы с костюмами, реквизитом и пр. Театральная группа в новом составе - с тем, кто вошел в группу по жеребьевке, - готовит к постановке свою сцену в течение 15 минут и представляет ее зрителям и жюри (экспертам) Фестиваля.
|
Руководители театрального коллектива из числа взрослых не вмешиваются в подготовку представления, они наблюдают за процессом введения в репетицию участника своего коллектива и делает отметки в листе экспертизы работы этой группы.
Жюри оценивает, с одной стороны, взаимодействие участников во время введения «новенького» в пьесу, сцену, роль, с другой – за действиями того (ставшего «своим»): он должен проявить выдержку, быть внимательным к замечаниям и постараться как можно быстрее включиться в процесс работы.
Завершающий этап - представление сцены новым составом участников и обсуждение увиденного зрителями. Организация обсуждения проходит в интерактивной форме как обмен мнениями участников и зрителей. Для активизации обсуждения жюри учреждает особый приз за самый интересный вопрос.
В одном фестивальном гейме (игре) участвуют от 6 до 8 театральных групп. Продолжительность сцены – не более 10 мин., число участников – от 3 до 7. Репетиция сцены для представления – 10-15 мин. Обсуждение каждой постановки - 5 минут. Таким образом, продолжительность одного гейма не более 1,5 часа.
Организаторы оставляют за собой право не делить группы по возрастным категориям; исключать из программы коллективы, нарушающие правила игры.
Экспертиза фестивальных работ.
Эксперты проводят оценку представленных работ в соответствии с разработанными критериями: выбор драматического материала: целостное идейно-художественное произведение (единство содержания и средств театральной изобразительности); последовательность введения новых участников в запланированную к представлению сцену, корректность поведения участников театральной группы с новыми «артистами»; умение найти выход из затруднительной ситуации; оказание коллективом психологической помощи участнику; умение вновь вошедших в коллектив адекватно реагировать на замечания, указания и просьбы во время репетиции; соблюдение регламента конкурса, полная самостоятельность участников (невмешательство руководителей коллективов в процесс подготовки сцены); слаженность всех участников в представлении: театральная игра на сцене как совместное творчество; умение взаимодействовать с другими в процессе обсуждения спектакля: выдержка, умение вести дискуссию, выдвигать аргументы и т.п.
|
По итогам Фестиваля проводится награждение участников дипломами; круглый стол для педагогов по проблемам применения методов театрально-игровой деятельности в образовании.
Организационное и методическое обеспечение проведения мероприятий фестиваля осуществляется организационным советом ГМО «Театр и образование» с привлечением специалистов СПбАППО и экспертов.