Значение физической культуры в подготовке студентов-экономистов к профессиональной деятельности




 

Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда.

Данная работа посвящена такой распространенной в настоящее время профессии, как экономист.

В связи с этим, физическая культура в подготовке студентов к профессиональной деятельности призвана решать такие задачи: вооружить студентов - будущих экономистов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда. Сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов-экономистов. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии экономиста. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил, поскольку работа экономиста - малоподвижная. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности. Для понимания задач физической культуры в подготовке студентов к профессии экономиста, для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда экономистов, требования к их физической подготовленности.

Для характеристики труда экономиста чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности.

При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. Профессия экономиста относится к умственному труду, поскольку ее производственная деятельность позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда. Труд экономистов имеет свою специфику, связанную с цифрами, различными подсчетами, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, и ответственностью, лежащей на работнике, поскольку экономист - профессия материально ответственная. Регулярные нагрузки у представителей профессии экономист часто приводят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека сменить профессию. Надежным профилактическим средством в таких случаях является самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальце, повышается работоспособность человека.

В профессии экономиста отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.

Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях будущими экономистами отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества. Массовые спортивные мероприятия.Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта. Индивидуальные самостоятельные занятиябудущих экономистов профессионально-прикладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта - перспективная форма организации профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов следующие задачи: воспитание психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности, умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений, способствующих расслаблению отдельных частей тела.

Физическая культура в профессиональной подготовке будущего специалиста-экономиста играет важную роль, поскольку выполняет следующие задачи: воспитание психологических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности; умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений.

 

Комплекс упражнений

 

Наиболее мощным натуральным методом является зарядка. Ведь ВСД страдают чаще всего те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Кровь застаивается, ослабляется тонус всего организма и вегетососудистой системы в частности. Человек становится расслабленным, то есть непривычным к различным перепадам положения тела: резко встал – темнеет в глазах.

Но далеко не каждый организм способен с утра пораньше тратить силы на зарядку. Когда же лучше всего ею заниматься? Это зависит от вегетативного портрета человека. Легковозбудимые люди с самого утра чувствуют себя хорошо, зато быстрее выдыхаются к вечеру. Если они будут делать физические упражнения после работы, это поможет им больше удерживать организм в тонусе. А при парасимпатической дистонии физкультуру полезнее делать утром, потому что у таких людей жизненные процессы более заторможены, а физические упражнения помогут их активизировать.

Нужно выделить время для длительных пеших прогулок. Сейчас много говорят о том, что ходить полезнее, чем бегать. Необходимы систематические занятия спортом, лечебной физкультурой. Без этого базового комплекса все остальные методы лечения ВСД малоэффективны.

Комплекс лечебной физкультуры.

Упражнения в положении сидя.

Двигать глазами вверх, вниз, в стороны. Круговые движения глазами (налево, вверх, направо, вниз, в обратном направлении). Движения производить поочередно при открытых и закрытых глазах, в среднем темпе, по 10 раз каждое. Закончив упражнения, слегка погладить пальцами закрытые глаза и несколько раз моргнуть.

Сжимать и разжимать веки. По 10-15 раз в среднем темпе, с усилием.

Вращать головой при фиксированном перед собой взгляде то в одну, то в другую сторону. Выполнять в среднем темпе по 5-6 раз в каждую сторону.

 

Исходное положение Методика выполнения Количество выполнения
Откинуться расслаблено на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 – прогнуться, отвести голову назад – вдох; 3-4 – возвратиться в и.п. – выдох. 4-6 раз
Взяться руками за края сиденья, ноги вытянуть. На счет 1 – поднять левую ногу до горизонтального положения; 2 – опустить ногу; 3-4 – то же, но правой ногой. Дыхание равномерное. 3-4 раза  
Откинуться на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 – согнуть левую ногу и, обхватив руками голень, коснуться коленом груди, голову наклонить вперед – выдох; 3-4 – возвратиться в и.п. – вдох; 5-8 – то же, сгибая правую ногу. 3-4 раза

 

Упражнения в положении стоя

Исходное положение Методика выполнения Количество выполнения
Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч (основная стойка) На счет 1-2 – руки поднять вверх ладонями наружу, потянуться – вдох; 3 - опустить руки вниз и описать ими круг – выдох; 4 – возвратиться в и.п. 4-6 раз в среднем темпе
Руки на поясе, ноги врозь На счет 1-2 – повернуться влево, руки в стороны – вдох; 3-4 – возвратиться в и.п. – выдох; 5-8 – то же в другую сторону 4-5 раз в медленном темпе
Основная стойка На счет 1-2 – присесть, не отрывая пяток от пола, немного наклонившись вперед и отводя руки назад, - выдох; 3-4 – возвратиться в и.п. - вдох 4-6 раз в медленном темпе
Основная стойка На счет 1 – присесть, держа руки на бедрах, - выдох; 2 – возвратиться в и.п. – вдох. Дышать ровно. 3-4 раза
Руки на поясе, ноги на ширине плеч На счет 1 – наклониться влево, правую руку поднять вверх – вдох; 2 – возвратиться в и.п. – выдох; 3-4 – то же в другую сторону 3-4 раза
Основная стойка На счет 1 – левую руку вытянуть вперед; 2-7 – маховые движения ногой (вперед-назад); 8 – возвратиться в и.п. Дыхание не задерживать. По 3-4 раза каждой ногой
Основная стойка На счет 1 – левую руку вытянуть вперед правой ногой, правую руку вытянуть вперед; 3- приставить руки к плечам (кисти сжаты в кулаки); 4 – возвратиться в и.п.; 5-8 – то же, начиная с правой руки и делая шаг левой ногой 3-4 раза в среднем темпе
Основная стойка Ходьба на месте. Закончить ходьбу 2-3 дыхательными упражнениями 15-20 секунд

Заключение

 

В современных условиях важное значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания. Это необходимо в связи со все большей степенью механизации и автоматизации производства, что в свою очередь создает предпосылки для возрастания относительной гиподинамии населения.

Использованию средств физической культуры и спорта с целью общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов посвящено уже немало работ в первую очередь отечественных специалистов. Особенно возрастает в наше время значение профессионально-прикладной физической подготовки как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности и устранения неблагоприятного влияния сочетания мышечной гиподинамии и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность лиц умственного труда.

Представителями одной из наиболее массовых профессий сегодня являются экономисты. Вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения.

В повышении профессиональной подготовленности специалистов могут и должны сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это, как свидетельствует опыт относительно иных специальностей и профессий, положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.


Список использованной литературы

 

1. Береславская Е.Б. Вегетососудистая дистония. Современный взгляд на лечение и профилактику. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.

2. Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

3. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. - М.: Медицина, 1979.

4. Моль Ж. Семь программ здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

5. Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. - Л.: Ленинград. орг. о-во «Знание» РСФСР, 1986.

6. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье. – Балашов, 2004.

7. Чумакова Р.С. Профессионально - прикладная подготовка студентов.- Киров: Изд-во АСА, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: