I. Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары» Э. Золя.
II. Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации.
1. Специфика жанра: экспериментальный роман, натуралистический роман, др..
Задание: Прочитайте статью Э. Золя «Экспериментальный роман», ответьте на вопросы:
- как определяет писатель понятие «экспериментальный роман»?
- сформулируйте основные черты экспериментального романа.
- в конце практического занятия сделайте вывод, как и насколько теоретические принципы Золя реализуются в романе «Жерминаль».
2. Тип повествования и авторская позиция.
3. Семантика заглавия.
4. Своеобразие творческого метода Э. Золя.
Ш. Композиция романа: ее функциональность в свете экспериментальной теории Э. Золя.
IV. Сюжетная архитектоника романа (функция приема контраста, параллелизма, зеркальность сюжетных линий).
1. Характеристика шахты Воре (ипостаси и мифологические параллели).
2. Поселок «240» в романе «Жерминаль»: хронотоп квартиры Маэ, дома Грегуаров «Пиолетта», дома Энбо (интерьер, оппозиции свет - темнота, тепло - холод, простор - теснота, функция детали, семантика угля, функция еды, ольфакторный код).
IV. Концепция человека в творчестве Э. Золя и ее реализация в романе «Жерминаль».
1. Система персонажей романа (семантика имени, функция портрета и костюма, характер и его обусловленность средой).
2. Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе. Зооморфизм как символ деградации общества и вырождения личности. Природа в романе.
3. «Бунт» как эпицентр романной структуры, его семантика. Понимание категории «среды».
4. Этьен Лантье: становление личности. Этьен и Суварин, Этьен и Плюшар, Этьен и Маэ. Проблема взаимодействия личности и массы.
|
5. «Любовный» текст романа (Катрина – Шаваль – Этьен; Лидия – Бербер – Жанлен; г-жа Энбо – г-н Энбо – инженер Негрель и др.).
V. Значение романа «Жерминаль» для литературы XX и его оценка в критике и литературоведении.
Литература
Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.
Золя Э. Жерминаль (любое издание).
Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.
Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.
Лосев, А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм / А.Ф. Лосев / Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – М.: Collegium, 1994. – С. 92 – 108.
Пузиков А. Эмиль Золя. - М., 1961.
Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320 – 325.
Юльметова С.Ф. Новаторство Эмиля Золя: Учебное пособие / С.Ф. Юльметова; Башкирский государственный университет …. - Уфа, 1988.
Мелик-Саркисова, Н.В. Концепция человека и творческий метод Эмиля Золя. – Махачкала, 1975.
Учебники
«Ругон-Маккары» (полностью «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи») — собирательное название цикла из 20 романов французского писателя Эмиля Золя. Этот роман-река считается вершиной французского натурализма.
Во «Введении» своего последнегo романа, Доктор Паскаль, Золя дал рекомендованный порядок чтения, хотя он сильно и не требуется, так как каждый сюжет каждого романа развивается независимо от других[1].
|
Порядок издания 1. «Карьера Ругонов» (1871) 2. «Добыча» (1871—1872) 3. «Чрево Парижа» (1873) 4. «Завоевание Плассана» (1874) 5. «Проступок аббата Муре» (1875) 6. «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876) 7. «Западня» (1877) 8. «Страница любви» (1878) 9. «Нана» (1880) 10. «Накипь» (1882) 11. «Дамское счастье» (1883) 12. «Радость жизни» (1884) 13. «Жерминаль» (1885) 14. «Творчество» (1886) 15. «Земля» (1887) 16. «Мечта» (1888) 17. «Человек-зверь» (1890) 18. «Деньги» (1891) 19. «Разгром» (1892) 20. «Доктор Паскаль» (1893) | Рекомендованный порядок чтения[1] 1. «Карьера Ругонов» (1871) 2. «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876) 3. «Добыча» (1871—1872) 4. «Деньги» (1891) 5. «Мечта» (1888) 6. «Завоевание Плассана» (1874) 7. «Накипь» (1882) 8. «Дамское счастье» (1883) 9. «Проступок аббата Муре» (1875) 10. «Страница любви» (1878) 11. «Чрево Парижа» (1873) 12. «Радость жизни» (1884) 13. «Западня» (1877) 14. «Творчество» (1886) 15. «Человек-зверь» (1890) 16. «Жерминаль» (1885) 17. «Нана» (1880) 18. «Земля» (1887) 19. «Разгром» (1892) 20. «Доктор Паскаль» (1893) |
Стремительно молодой Золя подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts). Уже роман «Тереза Ракен» (Therese Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи».
Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.
|
Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять ее социальное содержание, интерес которого исключителен.
Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего — это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, — «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», — Золя дает здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.
Два романа о рабочем классе — «Западня» (L’assomoir, 1877) и «Жерминаль» (Germinal, 1885) — представляются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве». Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют своей целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества и отнюдь не «крамольны». В этих произведениях имеется много объективно-истинного в смысле изображения современного Золя пролетариата.
Впервые опубликованный в 1885-м году, роман «Жерминаль» стал тринадцатым по счёту произведением, формирующим знаменитый цикл Золя – «Ругон-Маккары». Носящий название седьмого месяца французского республиканского календаря, введённого в обращение после Великой французской революции, он рассказывает о росте нового общественного сознания (germinal от латинского «germen» - росток), поднимающегося из земных глубин. «Жерминаль», как и большинство произведений Золя, предлагает уникальный анализ французской действительности, выполненный не просто в реалистичных, а натуралистических подробностях.
Главными действующими героями романа являются углекопы – самые бедные, социально незащищённые и наиболее работящие люди Франции. В их жизнь читатель погружается вместе с пришедшим в посёлок Двести Сорок, потерявшим работу механиком, Этьеном Лантье. Первый, с кем знакомиться молодой человек, - старик Бессмертный, старший член семейства Маэ. Его сын, невестка и внуки – все, так или иначе, трудятся или планируют трудиться на благо Компании угольных копей. Другой жизни эта семья не знает на протяжении вот уже ста шести лет
К новой жизни отсталых (в образовательном плане) углекопов и пытается привести Этьен Лантье, но в силу своей личной безграмотности и капиталистического засилья крупных угольных корпораций, его затея с треском проваливается. Устроенная углекопами забастовка и последующий бунт с разрушением шахт приводит к трагическим последствиям: маленькая Альзира умирает от голода, отец Маэ оказывается убитым, Катрин погибает во взорванной русским анархистом Сувариным (товарищем Лантье) Ворейской шахте, Захарий – во время спасательных раскопок.
Семейству Маэ в романе противопоставлены две богатые, но разнородные семьи: Грегуары и Энбо. Первые живут как трутни, получая доход от одной-единственной акции угольных копей Монсу. Грегуаров не интересует ничего, кроме спокойной жизни в обществе обожаемой дочери Сесиль. Вторая семья – директора копей Энбо – представляет собой любовный треугольник, состоящий из самого директора, его жены и племянника директора, являющегося одновременно любовником его супруги. Директор Энбо – деятельный, образованный, но глубоко несчастный человек. Он безумно любит свою жену, но не может получить доступ к её телу. Вид бунтующих углекопов вызывает у Энбо чувство зависти: он готов отдать всё за то, чтобы иметь возможность заниматься любовью в любое время и в любом месте, не прятать свои чувства за общественным благоразумием, быть истинным мужем своей жены.
Тема любви в романе связана и с взаимоотношениями Этьена Лантье и Катрин Маэ. Эти герои влюбляются друг в друга с первого взгляда, но сближаются телесно только перед лицом смерти. Тем самым автор подчёркивает чистоту их чувств и обнажает жуткую реальность, в которой юные дочери углекопов физическим насилием склоняются к семейной жизни, носящей вид простого распутства.
Художественная ценность романа «Жерминаль» связана не только с утверждающим возможность новой, счастливой жизни, началом, но и точной передачей автором подробностей жизни простых, рабочих людей. Тяжёлые условия труда (жара, высокая влажность, чёрная угольная пыль, впитывающаяся в человека за долгие годы работы так, что даже его слюна становится чёрной) и жизни (сон детей семейства Маэ в одной комнате, оправление естественных надобностей в присутствии друг друга, тошнотворные запахи жареного лука, распространённые в бедных домах углекопов), бесконечный, животный секс молодёжи на задворках заброшенной шахты, и, как апофеоз всеобщего бесстыдства и безысходности, - нанизанное на палку мужское достоинство, оторванное разъярёнными женщинами у погибшего по собственной неосторожности лавочника Мегра. Перечислять реалии жизни низших слоёв общества можно бесконечно, поскольку они присутствуют практически на каждой странице романа, делая его уникальным произведением, воссоздающим подробную и естественную, ничем не приукрашенную картину обычной действительности. Откровенные и ужасающие подробности жизни и смерти героев «Жерминаль» служат объективным оправданием революционного возмущения усталого и голодного народа.
Э. Золя «Экспериментальный роман»,
«Экспериментальный роман» (фр. Le Roman expérimental) — статья Эмиля Золя, в которой писатель сформулировал принципы натуралистического романа[1], взяв на вооружение научный метод медика Клода Бернара, изложенный последним в его «Введении в изучение экспериментальной медицины»[2]. Впервые опубликована в Санкт-Петербургском журнале «Вестник Европы» в сентябре 1879 года. В 1880 году Золя включил статью в одноимённый сборник своих теоретических трудов, отражающих его взгляды на задачи романа и литературы.
В основе научного подхода Клода Бернара к медицине лежали наблюдение и опыт. Эмиль Золя предложил использовать данный метод в литературе, объявив, что писатель попеременно должен выступать наблюдателем и экспериментатором. Задачей романа провозглашалось правдивое описание мира. Романисту следует наблюдать за характерами героев, анализировать их, устанавливать законы поведения в различных условиях. Таким образом в романе все явления получают объяснение на основе законов среды, а не мистических сил, и упор сделан на научное исследование человеческой природы, а не художественное творчество.
В 1879 г. в «Парижских письмах» Эмиля Золя (Zola, 1840–1902), публиковавшихся в «Вестнике Европы» (№ 9), впервые была изложена теория экспериментального романа, с которой французский читатель познакомился лишь в 1880 г. по статье Золя «Экспериментальный роман» («Le Roman exp?rimental», 1880), вошедшей в одноименный сборник. Теория экспериментального романа составила важный раздел эстетики натурализма.
В статье Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному: «Прежде всего напрашивается следующий вопрос: возможен ли эксперимент в литературе? Ведь до сих пор в ней применялось только наблюдение.
<…> Я не имею возможности следовать за Клодом Бернаром в его разборе различных определений эксперимента и наблюдения, существовавших до сего времени. Как я уже говорил, он приходит к заключению, что, по сути дела, эксперимент есть сознательно вызванное наблюдение. <…> В общем, можно сказать, что наблюдение «показывает», а эксперимент «учит».
Ну что ж, обратившись к роману, мы и тут увидим, что романист является и наблюдателем и экспериментатором. В качество наблюдателя он изображает факты такими, какими он наблюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую почву, на которой будут действовать его персонажи и развертываться события. Затем он становится экспериментатором и производит эксперимент — то есть приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что последовательность событий в нем будет именно такая, какую требует логика изучаемых явлений. <…> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <…>
Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрек — будто мы хотим быть только фотографами. Никто не слушает наших утверждений, что мы принимаем в расчет и темперамент, и другие проявления личности человека, нам продолжают приводить в ответ дурацкие доводы, говорят о невозможности рисовать точнейшим образом действительность и о необходимости «аранжировать» факты, чтобы создать хоть сколько-нибудь художественное произведение. Ну что ж, примените в романе экспериментальный метод, и все разногласия исчезнут. Идея эксперимента влечет за собой идею модификации. Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокрушимая основа; но чтобы показать механизм фактов, нам нужно вызывать и направлять явления, и тут мы даем волю своей творческой фантазии.
<…> Не решаясь формулировать законы, я все же полагаю, что наследственность оказывает большое влияние на интеллект и страсти человека. Я придаю также важное значение среде. <…> Человек существует не в одиночку, он живет в обществе, в социальной среде, и мы, романисты, должны помнить, что эта социальная среда непрестанно воздействует на происходящие в ней явления. Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество».
В своих романах Золя преодолевал рамки теории экспериментального романа, внося значительный вклад не только в развитие натурализма, но и углубление ряда сторон реализма рубежа XIX–XX века.
Экспериментальный роман — термин литературной теории Эмиля Золя: произведение нового искусства, пользующегося в процессе художественного создания не только наблюдением, но и экспериментом. Девизом экспериментального романа стало высказывание Эмиля Золя: «наука, примененная к литературе». Задачей экспериментального романа провозглашено правдивое описание мира. По мнению Эмиля Золя и его последователя Сандозы, главным источником истины является наука. Представители экспериментального романа выступали против романтических и мистических веяний в литературе. В экспериментальном романе наблюдают за характерами героев, анализируют их, устанавливают законы поведения в различных условиях. Экспериментальный роман объясняет все явления на основе законов среды, а не мистических таинственных сил. В экспериментальном романе упор сделан на научное исследование, а не художественное творчество.
«Расширьте поле экспериментальной науки, доведите до изучения страстей и описания нравов, и вы получите наши романы», — писал Золя, — «романы, которые исследуют причины и объясняют их, собирают «человеческие документы», чтобы иметь возможность властвовать над средой и человеком». Это был почти отказ от художественного творчества ради научного исследования. В увлечении экспериментальным методом была опасность для начинающих художников.
Золя сам всегда оставался большим художником и создал целую галлерею живых типов в своем экспериментальном романе.
По литературной теории Золя (в этой части основанной на «Введении в изучение экспериментальной медицины»Клода Бернара, методологические указания которого, целиком относящиеся к медицине, Золя нашел возможным прямо перенести на литературу), в искусстве эксперимент возможен так же, как в опытных естественных науках; этим оно отличается от таких наук, как астрономия, «так как нельзя себе представить астронома, действующего на звезды», и сближается с такими науками, как химия, «так как химик действует на природу и изменяет ее». Вот это «изменение природы», т. е. целесообразное изменение реальных условий наблюдения явлений, которое составляет характерный признак эксперимента, Золя и находит в творчестве современного художника-натуралиста. Такой художник состоит из наблюдателя и экспериментатора; после того как наблюдатель даст факты, установит исходную точку и определит почву, на которой будет происходить действие, «является экспериментатор и устраивает опыт, т. е. заставляет действующих лиц действовать, чтобы показать, что их поступки будут таковы, какими они должны быть по закону изучаемых явлений». Золя иллюстрирует этот художественный прием примером барона Гюло в «Кузине Бетте» Бальзака. По его мнению, процесс создания этого образа заключался в следующем: усмотрев из наблюдений вред, приносимый личности и обществу страстным темпераментом, и выбрав для изображения этого подходящий сюжет, Бальзак «подчинил Гюло целой серии испытаний, заставляя его действовать в различной среде, чтобы показать функционирование механизма его страстей».