Статья 2 Конституции гласит:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Ч2. ст.17 Конституции: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Ст.29 Конституции: Каждому гарантируется свобода мысли и слова
Любые права и свободы не являются абсолютными, т.е. безграничными.
Права и свободы человека и гражданина осуществляются в определенных границах
Ст23. Конституции: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни
В Конституции четко указаны публичные интересы, ради которых могут быть ограничены гражданские права.
Правовое государство.
Основные признаки правового государства:
1. Связанность государства и общества правом
2. Верховенство права
3. Обязанность официального опубликования нормативных правовых актов
4. Ответственность за нарушение правовых норм
5. Определенный уровень правосознания
Главная идея правового государства – связанность гос-ва и общества правом, гарантирующее предсказуемость и надежность действий гос-ва, подчинение самого гос-ва праву, защиту граждан от возможного произвола гос-ва и его органа.
Связанность государства и общества правом означает, что вся жизнь в правовом государстве должна основываться на Конституции, законах и иных нормативных правовых актах.
Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона, которое выражается в том, что основополагающие общественные отношения регулируются законами, которые обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами.
Правосознание – это система правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение людей, социальных групп, всего общества к праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Действия всех юр. и физ. лиц: граждан, органов власти, чиновников, организаций и их должностных лиц должны соответствовать нормам права.
Согласно статье 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Отсюда вытекает логичный вывод о том, что исходное, базовое правовое регулирование земельных отношений должно быть осуществлено федеральными законами.
В Постановлении Конституционного Суда от 30 апреля 1996 года была сформулирована правовая позиция о том, что поскольку Президент является гарантом Конституции, постольку он уполномочен издавать Указы,
восполняющие пробелы законодательного регулирования при следующих условиях:
1. отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;
2. указ не противоречит Конституции и федеральным законам;
3. их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего федерального закона
Федерализм.
Под федерализмом понимается принцип государственного устройства, который заключается в разделении государственной власти между государством и составляющими субъектами, обеспечивающий его единство и целостность.
Принцип федерализма закреплен в статьях 1, 5, 11 Конституции и получает свою конкретизацию в главе 3 Конституции «Федеративное устройство».
Особенности российского федерализма:
Во-первых, это наличие двух форм (двух уровней) государственной власти: федеральной власти, т. е. власти всего федеративного государства в целом и региональной власти, т. е. власти субъектов РФ, составляющих в своей совокупности Российскую Федерацию, что закреплено статьей 11 Конституции.
Во-вторых, это разделение государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. В Конституции данный признак федерализма, сформулированный как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплен частью 3 статьи 5 Конституции.
В-третьих, это единство государственной власти и целостность федеративного государства, что специально закреплено частью 3 статьи 5 Конституции. Федерация заключается не только в разделении, но и в единстве системы государственной власти, без которого не существует целостного государства. Разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами, децентрализация государственной власти не может быть беспредельной, она ограничена обеспечением единства и целостности государства, образованного этими субъектами.
В-четвертых, это равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что закреплено частями 1 и 5 статьи 5 Конституции.
Все субъекты РФ обладают одинаковыми правами и обязанностями в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в Российской Федерации не может быть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, имеющих в федеративных отношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.
Идеологическое многообразие и политический плюрализм.
Конституция закрепляет идеологическое многообразие и политический плюрализм как одну из основ конституционного строя, что исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии (статья 13 Конституции).
Идеологическое многообразие означает свободное существование и распространение в обществе различных политических и иных взглядов без государственного преследования за инакомыслие и несогласие с государственной политикой.
Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ):
ü В РФ признается идеологическое многообразие.
ü Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Политический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ):
ü В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность
ü Общественные объединения равны перед законом
-запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Необходима дальнейшая реконструкция существующей многопартийной системы, которая, как представляется, должна быть не государственно организованным учреждением, финансируемым из государственного бюджета, не элементом системы государственного управления, а институтом гражданского общества, отделенным от аппарата публичной власти.
В этой связи представляется целесообразным:
· Исключить государственное финансирование политических партий;
· Закрепить в федеральном законе принцип внепартийности государственной и муниципальной службы, а также вытекающие из него ограничения права на вступление в партию и обязанности приостановления членства в партии в связи с нахождением на государственной и муниципальной службе, в том числе на государственных и муниципальных должностях.
Свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.
Свобода хозяйствования на основе различных форм собственности является экономической основой конституционного строя Российской Федерации.
Многообразие форм собственности закреплено в части 2 статьи 8 Конституции, в которой установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Ст. 8 Конституции РФ:
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Ст.9 Конституции РФ:
o Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
o Земля и другие природ. ресурсы могут находиться в частной, гос., муниципальной и иных формах собственности
Социальное государство.
Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ):
· В РФ признается идеологическое многообразие.
· Никакая идеология не может уст. в качестве государственной или обязательной.
Политический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ)
· Общественные объединения равны перед законом.
· В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
Политическая партия — это общественное объединение, созданное:
1) В целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах.
2) А также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления.