Приоритет прав и свобод человека и гражданина.




Статья 2 Конституции гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Ч2. ст.17 Конституции: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст.29 Конституции: Каждому гарантируется свобода мысли и слова

Любые права и свободы не являются абсолютными, т.е. безграничными.

Права и свободы человека и гражданина осуществляются в определенных границах

Ст23. Конституции: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни

В Конституции четко указаны публичные интересы, ради которых могут быть ограничены гражданские права.

Правовое государство.

Основные признаки правового государства:

1. Связанность государства и общества правом

2. Верховенство права

3. Обязанность официального опубликования нормативных правовых актов

4. Ответственность за нарушение правовых норм

5. Определенный уровень правосознания

Главная идея правового государства – связанность гос-ва и общества правом, гарантирующее предсказуемость и надежность действий гос-ва, подчинение самого гос-ва праву, защиту граждан от возможного произвола гос-ва и его органа.

Связанность государства и общества правом означает, что вся жизнь в правовом государстве должна основываться на Конституции, законах и иных нормативных правовых актах.

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона, которое выражается в том, что основополагающие общественные отношения регулируются законами, которые обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами.

Правосознание – это система правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение людей, социальных групп, всего общества к праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Действия всех юр. и физ. лиц: граждан, органов власти, чиновников, организаций и их должностных лиц должны соответствовать нормам права.

Согласно статье 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Отсюда вытекает логичный вывод о том, что исходное, базовое правовое регулирование земельных отношений должно быть осуществлено федеральными законами.

В Постановлении Конституционного Суда от 30 апреля 1996 года была сформулирована правовая позиция о том, что поскольку Президент является гарантом Конституции, постольку он уполномочен издавать Указы,

восполняющие пробелы законодательного регулирования при следующих условиях:

1. отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

2. указ не противоречит Конституции и федеральным законам;

3. их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего федерального закона

Федерализм.

Под федерализмом понимается принцип государственного устройства, который заключается в разделении государственной власти между государством и составляющими субъектами, обеспечивающий его единство и целостность.

Принцип федерализма закреплен в статьях 1, 5, 11 Конституции и получает свою конкретизацию в главе 3 Конституции «Федеративное устройство».

Особенности российского федерализма:

Во-первых, это наличие двух форм (двух уровней) государственной власти: федеральной власти, т. е. власти всего федеративного государства в целом и региональной власти, т. е. власти субъектов РФ, составляющих в своей совокупности Российскую Федерацию, что закреплено статьей 11 Конституции.

Во-вторых, это разделение государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. В Конституции данный признак федерализма, сформулированный как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплен частью 3 статьи 5 Конституции.

В-третьих, это единство государственной власти и целостность федеративного государства, что специально закреплено частью 3 статьи 5 Конституции. Федерация заключается не только в разделении, но и в единстве системы государственной власти, без которого не существует целостного государства. Разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами, децентрализация государственной власти не может быть беспредельной, она ограничена обеспечением единства и целостности государства, образованного этими субъектами.

В-четвертых, это равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что закреплено частями 1 и 5 статьи 5 Конституции.

Все субъекты РФ обладают одинаковыми правами и обязанностями в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в Российской Федерации не может быть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, имеющих в федеративных отношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Идеологическое многообразие и политический плюрализм.

Конституция закрепляет идеологическое многообразие и политический плюрализм как одну из основ конституционного строя, что исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии (статья 13 Конституции).

Идеологическое многообразие означает свободное существование и распространение в обществе различных политических и иных взглядов без государственного преследования за инакомыслие и несогласие с государственной политикой.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ):

ü В РФ признается идеологическое многообразие.

ü Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ):

ü В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность

ü Общественные объединения равны перед законом

-запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Необходима дальнейшая реконструкция существующей многопартийной системы, которая, как представляется, должна быть не государственно организованным учреждением, финансируемым из государственного бюджета, не элементом системы государственного управления, а институтом гражданского общества, отделенным от аппарата публичной власти.

В этой связи представляется целесообразным:

· Исключить государственное финансирование политических партий;

· Закрепить в федеральном законе принцип внепартийности государственной и муниципальной службы, а также вытекающие из него ограничения права на вступление в партию и обязанности приостановления членства в партии в связи с нахождением на государственной и муниципальной службе, в том числе на государственных и муниципальных должностях.

Свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.

Свобода хозяйствования на основе различных форм собственности является экономической основой конституционного строя Российской Федерации.

Многообразие форм собственности закреплено в части 2 статьи 8 Конституции, в которой установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Ст. 8 Конституции РФ:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Ст.9 Конституции РФ:

o Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

o Земля и другие природ. ресурсы могут находиться в частной, гос., муниципальной и иных формах собственности

Социальное государство.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ):

· В РФ признается идеологическое многообразие.

· Никакая идеология не может уст. в качестве государственной или обязательной.

Политический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ)

· Общественные объединения равны перед законом.

· В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное:

1) В целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах.

2) А также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: