Обработка и интерпретация результатов




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РАБОТЕ С СИМПТОМАТИКОЙ СУБСИНДРОМОВ СТРЕССА

Цель: освоение приемов психологической помощи при кратковременном остром стрессе

 

Вопросы для контроля:

1. Схемы изучения психотравмирующих ситуаций

2. Основные характеристики кризисных состояний

3. Особенности массового поведения в кризисных ситуациях и в стихийных группах: заражение, паника, внушение, подражание

Ход работы:

1. Изучение проксимических переменных при стрессе

2. Приемы психологической помощи в модели целостной психической реальности

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния (С. Шахтер, Дж. Синглер)

2. Посттравматическое стрессовое расстройство (Н. В. Тарабрина, Е. Д. Соколова, Е. О. Лазебная, М. Е. Зеленова)

3. Эмоциональный стресс (Е. Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Бардас)

4. Психическая адаптация и тревога (Ф.Б. Березин)

 

Методические материалы

Шкала CI DS (The Comfortable Interpersonal istance Scale) М. Duke и S. Nowicki (1972)

Посмотрите на рисунок перед вами. Представьте себе, что это большая круглая комната, вы находитесь в самом центре, там, где линии пересекаются. восемь дверей, у каждой есть свой номер. Через дверь в комнату заходит человек. Он движется по направлению к вам. Вы можете остановить его на том месте и на том расстоянии, на ка­ком вам удобнее всего с ним общаться. Поставьте на этом месте крестик Х.

Итак, в первую дверь заходит мама, поставьте крестик на линии номер один в том месте, где вы остановите маму...

Во вторую дверь заходит папа...

В третьюпреподаватель вуза, в котором Вы учитесь...

В четвертую дверь заходят два человека. Это ваш сокурсник, ваша сокурсница. На четвертой линии поставьте, пожалуйста, два крестика и пометьте пол буквами «м» и «ж».

В пятую дверь заходит незнакомый мужчина возраста ваших родителей...

В шестую дверьнезнакомая женщина возраста ваших родителей...

В седьмую дверьнезнакомый юноша вашего возраста...

В восьмую дверьнезнакомая девушка вашего возраста...

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм).

 

Результаты 1: 1-11мм; 2-10мм; 3-14мм; 4-ж-15мм, м-15мм; 5-14мм; 6-14мм; 7-13мм; 8-9мм.

 

Результаты 2: 1-8мм; 2-7мм; 3-15мм; 4-ж-14мм, м-14мм; 5-13мм, 6-14мм; 7-15мм; 8-15мм.

 

2. Производится вычисление средней дистанции взаимодействия испы­туемого, а также средних значений дистанций по следующим показателям: взрослые, сверстники того же пола, противоположного пола, знакомые, незнакомые.

 

Результаты 1: 12,77. Взрослые-12,6; сверстники того же пола – 12, противоположного пола – 14; знакомые – 13; незнакомые – 9,25.

 

Результаты 2: 12,77. Взрослые-11,4; сверстники того же пола – 14,5, противоположного пола – 14,5; знакомые – 11,6; незнакомые – 14,25.

 

3. Анализируется благополучие отношений со знакомыми (неблагопо­лучием считается превышение дистанции со знакомым над дистанцией с незнакомым того же возраста и пола).

 

Среднее значение по показателям знакомые – 12,3; незнакомые – 11,75.

 

Полученные данные, являются признаком неблагополучного отношения испытуемого с знакомыми лицами из за превышения дистанции со знакомыми над дистанцией с незнакомыми.

 

4. Оценивается значимость различий структуры благополучных и струк­туры конфликтных отношений.

 

В результате стрессогнного фактора (ретест) наблюдалось сокращение дистанции с родителями и увеличение дистанции по всем остальным показателям. По общим показателям, средние значения по тесту и ретесту не имеют различий и равняются 12,77, что свидетельствует о том, что у испытуемого стабильный фактор и хороший уровень стрессоустойчивости, как в отношениях без стрессора, так и с его присутствием. Тем не менее, можно сказать о тенденции сокращение дистанции с родителями и увеличения дистанции с незнакомыми, в ситуации стрессора, что говорит о неспособности испытуемого самостоятельно справиться с ситуацией стрессового характера. В данной ситуации испытуемый будет всегда желать единения с родителями, что осложняет развитие механизмов индивидуализации. Выявлена константность и достоверность различий в том, что в ситуации без стрессора испытуемый способен подпускать незнакомым людей на достаточно близкую дистанцию, но в ситуации с стрессогенным фактором, повышается степень осознанности и осторожности и дистанция с незнакомыми людьми увеличивается, что говорит о вполне нормальном взаимоотношении в социальном пространстве.

 

На основании исследования символических дистанций взаимодействия по шкале CIDS были получены статистически достоверные различия (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели дистанции межличностного взаимодействия у студентов, мм

Возраст Пол   Средняя   Мама папа Преподаватель Сверстники Незнакомые  
Своего пола Противо-положного пола  
мужчина женщина юноша девушки  
17-23 ю 30,3 8,6 14, 9 48, 1 30, 7 28,9 42, 1 41,1 30,5 27, 5  
д 30,2 7,8 18,3 47,6 21,8 21,5 46,2 44,4 32,8    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: