Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.




Практическое задание. Современные теории нарушений поведения детей и подростков

Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

 

СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

пониженный фон настроения;

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

ригидность - склонность к "застреванию" на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

 

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

 

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

 

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания;

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

 

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптации;

 

состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

провокация или давление со стороны.

 

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

ситуация, в которой впервые имело место ОП;

ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;

степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

последующие события (состояние, мысли, действия);

реакция окружающих;

что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

 

7. Заключение:

форма и степень выраженности ОП;

степень социальной дезадаптации;

отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

ингибиторы (препятствующие условия);

ресурсы личности;

возможные пути преодоления (стратегия изменения);

формы и методы социально-психологической помощи.

 

Последнее изменение: Вторник 25 Октябрь 2011, 11:43

 

ВОПРОСЫ

1. Что такое детерминация отклоняющегося поведения личности?

2. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

3. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

4. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.

5. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

6. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз?

7. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?

8. Раскройте понятие "психологическая защита" и перечислите основные ее виды.

9. Перечислите основные положения поведенческой психологии.

10. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?

11. Что такое классическое и оперантное обусловливание?

12. Раскройте понятие "подкрепляющий стимул" и перечислите виды подкреплений.

13. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.

14. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

 

Последнее изменение: Вторник 1 Ноябрь 2011, 08:12

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ «Современные терии нарушений поведения детей и подростков»

 

1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида

2. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

3. Понятие «социальная норма»

4. Виды социальных норм и механизмы их регулирования

5. Социальные отклонения

6. Проблема классификации поведенческих отклонений

7. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

8. Структура девиантного поведения

9. Идеальная норма, креативность, индивидуальность и гармоничность личности

10. Влияние воспитания на формирование акцентуаций характера

11. Социальные факторы поведенческих девиаций

12. Биологические предпосылки поведенческих девиаций

13. Понятие «аддиктивное поведение». Классификация аддиктивного поведения

14. Химические аддикции

15. Нарушения пищевого поведения

16. Интернет-зависимость. Меры профилактики

17. Гемблинг. Меры профилактики

18. Суицид как форма проявления девиантного проявления личности

19. Деликвентное поведение как форма девиантного поведения личности

20. Асоциальная (социопатическая) личность

21. Девиантное половое поведение, источники его формирования

22. Профилактика деликвентного поведения личности

23. Агрессия и агрессивное поведение

24. Условия формирования агрессивного поведения личности

25. Трудоголизм

26. Фанатизм

27. Дромомания

28. Аутистическое поведение

29. Фобическое поведение

30. Социально-стрессовое расстройство

31. Вандализм

32. Граффити

33. Факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения

34. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

35. Социально-педагогическая превенция девиантного поведения

36. Педагогическая интервенция девиантного поведения

37. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах девиантного поведения

38. Виды предупреждения противоправного поведения

39. Сущность и технологии социально-психологической профилактики

40. Этапы воспитательно-профилактической работы

 

Последнее изменение: Вторник 25 Октябрь 2011, 11:42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: